Свойства и виды восприятия. Восприятие времени и движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячу всевозможных сигналов, из которых мы можем уловить лишь очень небольшую часть. Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для него звуки, тогда как эти ультразвуки легко слышит собака, дельфин или летучая мышь. Пространство пронизывается бесконечным множеством электромагнитных волн - от самых коротких (гамма лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны).

Содержание работы

Введение
1. Понятие о восприятии
2. Основные свойства восприятия
3. Виды восприятия
4. Восприятие движения
5. Восприятие времени
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная работа на тему.docx

— 52.17 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа на тему:

«Свойства и виды восприятия. Восприятие времени и движения.»

План

Введение 

  1. Понятие о восприятии
  2. Основные свойства восприятия
  3. Виды восприятия
  4. Восприятие движения
  5. Восприятие времени

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наше представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень - это камень, дерево - это  дерево, кошка - это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может. Однако мы подгоняем мир под собственные  мерки, определенные нашими человеческими  органами чувств. Речь идет об относительном  образе, единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, летучей мыши или слона. Для некоторых  животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других - из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для  его приспособления к окружающей среде, т.е. у каждого вида есть собственное  восприятие реальности.

Окружающая среда в  любой момент посылает нам тысячу всевозможных сигналов, из которых  мы можем уловить лишь очень небольшую  часть. Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для  него звуки, тогда как эти ультразвуки  легко слышит собака, дельфин или  летучая мышь. Пространство пронизывается  бесконечным множеством электромагнитных волн - от самых коротких (гамма лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны). Однако наши глаза чувствительны  лишь к небольшому участку спектра, занимающему промежуточное положение, к «видимому свету». Какой бы нам  представилась реальность, если бы мы были способны различать другие формы энергии? Каково было бы наше видение мира, если бы наши глаза  были способны улавливать рентгеновские  лучи и мы видели насквозь то, что  сейчас кажется непроницаемым? Но какой  мозг понадобится бы нам, чтобы осмысливать  окружающее, от которого мы получали бы такое множество сигналов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие о восприятии

 

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных  свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или  явления. Оно предполагает наличие  разнообразных ощущений и протекает  вместе с ощущениями, но не может  быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений  между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими  в состав предмета или явления.

Восприятием называют психический  процесс отражения предметов  и явлений действительности в  совокупности их различных свойств  и частей при непосредственном воздействии  их на органы чувств. Восприятие – это  отражение комплексного раздражителя.

Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного  действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся  к перцептивным, последние – к  опознавательным действиям.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного  образа эталона. При этом развитие перцептивного  действия идет по линии выделения  специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями  предъявляемого материала и стоящей  перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ  сформирован, возможно осуществление  опознавательного действия. Для опознания  обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого  объекта с образом, хранящимся в  памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание  включает также категоризацию (отнесение  объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и  извлечение соответствующего эталона  из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

В зависимости оттого, в  какой степени целенаправленна  будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями  окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов  интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая  активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей  – воспринимать тот или иной предмет  или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием  будет рассматривание электрической  схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.

Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое  осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного  внимания. Важнейшими требованиями, которым  должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и  планомерность и систематичность  ведения. Существенную роль играет дробление  задачи, постановка частных, более конкретных задач.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается  такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается  в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов  и явлений. Она приобретается  в процессе систематических занятий  любимым делом и поэтому связана  с развитием профессиональных интересов  личности.

Взаимосвязь наблюдения и  наблюдательности отражает взаимосвязь  между психическими процессами и  свойствами личности.

 

  1. Основные свойства восприятия

 

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость  восприятия от содержания психической  жизни человека, от особенностей его  личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.

Знания и опыт оказывают  значительное влияние на точность и  ясность восприятия. Например, не узнавая  при восприятии иностранного языка  малознакомые слова, мы тем не менее  безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком  зада­чей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.

Существенное место в  апперцепции занимают установки  и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер  ОТК на производстве легко находит  бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а  потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка  на восприятие проверяемых им изделий  именно с этой стороны. Аналогичную  картину мы наблюдаем и в отношении  эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребенка  может не слышать шума улицы, но мгновенно  реагирует на любой звук, доносящийся  со стороны ребенка.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

 

Свойства восприятия:

 

Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Константность восприятия - благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

В наибольшей степени константность  наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Так, константность восприятия цвета заключается в относительной  неизменности видимого цвета при  изменении освещения. Например, кусок  угля в летний солнечный полдень  будет примерно в восемь-девять раз  светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как  черную, а не белую. В то же время  цвет мела даже в сумерках для нас  будет белым. Следует отметить, что  явление константности цвета  обусловливается совокупным действием  ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного  поля светлостным контрастом, а также  представлениями о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константность восприятия величины предметов выражается в относительном  постоянстве видимой величины предметов  при их различной удаленности. Например, приведенная выше иллюстрация с  грузовым автомобилем. Другой пример —  рост одного и того же человека с  расстояния 3,5 и 10 метров воспринимается нами как неизменный, хотя величина изображения этого человека на сетчатке глаза в зависимости от удаленности  будет различной. Это объясняется  тем, что при сравнительно небольшой  удаленности предметов восприятие их величины определяется не только величиной  образа на сетчатке, но и действием  ряда факторов. Таким дополнительным, но весьма существенным фактором является напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях. В результате информация о степени напряженности глазных мышц передается в мозг и учитывается в сложной аналитической работе перцептивной системы, выполняемой ею при оценке роста человека.

Константность восприятия формы  предметов заключается в относительной  неизменности восприятия при изменении  положения предметов по отношению  к линии взора наблюдателя. С  каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения  на сетчатке меняется (например, можно  смотреть на предмет прямо, сбоку, с  тыльной стороны и т. д.). Однако благодаря движению глаз по контурным  линиям предметов и выделению  характерных сочетаний контурных  линий, известных нам по прошлому опыту, форма воспринимаемого предмета для нас остается постоянной.

Источником константности  восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при  разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность, неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким  образом, свойство константности объясняется  тем, что восприятие представляет собой  своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи  и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности  восприятия человек не смог бы ориентироваться  в бесконечно многообразном и  изменчивом мире.

Предшествующий перцептивный опыт играет большое значение в процессе восприятия. Более того, особенности  восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности.

Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

Информация о работе Свойства и виды восприятия. Восприятие времени и движения