Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:26, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть профессиональные деформации у работников социальной сферы и методы по борьбе с ними.
Задачи работы:
Изучить теоретические аспекты профессиональных деформаций.
Ознакомиться с эффектом эмоционального выгорания.
Раскрыть понятие административный восторг.
Охарактеризовать управленческую эрозию, или порчу властью.
Ознакомиться с проблемами влияния профессиональных деформаций на человека.
Сделать выводы по изученной проблеме.
Введение 3
1. Теоретические аспекты профессиональных деформаций 5
1.1 Профессиональные деформации 10
1.2 Эмоциональное выгорание 17
1.3 Административный восторг 20
1.4 Управленческая эрозия 23
2. Стадии профессионального выгорания 24
2.1 Аспекты профессионального выгорания 27
2.2 Пути преодоления профессиональной деформации 31
2.3 Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания 37
2.4 Методы саморегуляции 42
Заключение 44
Приложение 1 46
Приложение 2 51
Приложение 1
Управление дыханием - это
эффективное средство влияния на
тонус мышц и эмоциональные центры
мозга. Медленное и глубокое дыхание
(с участием мышц живота) понижает возбудимость
нервных центров, способствует мышечному
расслаблению, то есть релаксации. Частое
(грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает
высокий уровень активности организма,
поддерживает нервно-психическую
Способ 1
Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна); - на следующие четыре счета проводится задержка дыхания; - затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6; - снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Способ 2
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Способ 3
Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох, - глубоко выдохните; - задержите дыхание так долго, как сможете; - сделайте несколько глубоких вдохов; - снова задержите дыхание.
II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
Под воздействием психических
нагрузок возникают мышечные зажимы,
напряжение. Умение их расслаблять
позволяет снять нервно-
Способ 4
Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела. Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; - дышите глубоко и медленно; - пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); - постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; - прочувствуйте это напряжение; - резко сбросьте напряжение - делайте это на выдохе; - сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце
вы почувствуете появление тепла
и приятной тяжести. Если зажим снять
не удается, особенно на лице, попробуйте
разгладить его с помощью легкого
самомассажа круговыми
Способ 5
В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
1) осознавайте и запоминайте
ощущение расслабленной мышцы
по контрасту с
2) каждое упражнение состоит
из 3 фаз: "напрячь-прочувствовать-
3) напряжению соответствует вдох, расслаблению - выдох.
Можно работать со следующими группами мышц: - лица (лоб, веки, губы, зубы); - затылка, плеч; - грудной клетки; - бедер и живота; - кистей рук; - нижней части ног.
Примечание. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.
Способ 6
Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений: - движения большими пальцами рук в "полузамке";
- перебирание бусинок на ваших бусах; - перебирание четок; - пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, и на пять шагов - выдох.
III. Способы, связанные с воздействием слова.
Известно, что "слово может убить, слово может спасти". Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения.
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы "не").
Способ 7. Самоприказы
Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
"Разговаривать спокойно!", "Молчать, молчать!", "Не поддаваться на провокацию!" - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.
- Сформулируйте самоприказ. - Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.
Способ 8. Самопрограммирование
Во многих ситуациях целесообразно "оглянуться назад", вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
- Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова "именно сегодня": "Именно сегодня у меня все получится"; "Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной";
"Именно сегодня я
буду находчивой и уверенной";
"Мне доставляет удовольствие
вести разговор спокойным и
уверенным голосом, показывать
образец выдержки и
Мысленно повторите его несколько раз.
Способ 9. Самоодобрение (самопоощрение)
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, - одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: "Молодец!", "Умница!", "Здорово получилось!" - Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.
IV. Способы, связанные с использованием образов.
Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.
Способ 10
Чтобы использовать образы для саморегуляции:
Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, - это ваши ресурсные ситуации.
Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:
1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);
2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);
3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
- При ощущении напряженности, усталости:
1) сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;
2) дышите медленно и глубоко;
3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;
4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;
5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;
6) откройте глаза и вернитесь к работе.
Приложение 2
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Программа "Профилактика
профессионального выгорания
1.2 Основными направлениями
профилактики
психологическая поддержка - содействие полноценному психическому развитию личности сотрудника.
психологическое консультирование - оказание помощи сотрудникам в самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях.
психологическая коррекция - активное психологическое воздействие, направленное на устранение симптомов, причин профессионального выгорания сотрудников, которая дают гармонизацию личности и межличностных отношений между сотрудниками, а так же повышает работоспособность.
2. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ
2.1 Программа осуществляется в целях:
ознакомления сотрудников с синдромом профессионального выгорания;
выявления наличия или отсутствие этого синдрома у сотрудников;
оказания помощи сотрудникам в ситуации профессионального выгорания.
2.2 Основные методы:
психологическое просвещение;
психологическое консультирование;
психологическая диагностика;
психологические беседы;
психологическая коррекция;
другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.
3. ОБЯЗАННОСТИ
3.1 Участники этой программы:
посещают занятия, согласно графику. Если сотрудник не сможет придти, об этом он сообщает руководителю;
все занятия посещаются добровольно.
3.2 Руководитель:
формирует список всех сотрудников с адресами и телефонами, оповещает о дате начала занятий;
организует проведение занятий;
осуществляет подбор информационного материала;
сохраняет вверенное имущество.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ответственность за руководство и организацию работы в программе несет директор центра, за проведение занятий - руководители программы.
5. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ
Руководитель ведет следующую документацию:
программа проведения занятий, согласованна и утвержденная администрацией ГУ КЦСО "Капотня";
планы занятий;
график занятий;
папки с методическими разработками;
журнал записи и учета;
журнал посещений занятий;
список сотрудников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные цели:
Задачи:
Основными направлениями профилактики профессионального выгорания сотрудников являются:
Основные методы:
Тематика занятий:
3.1 Психофизические симптомы.
3.2 Социально-психологические симптомы.
3.3 Поведенческие симптомы.
4.1 Личностный фактор.
4.2 Ролевой фактор.
4.3 Организационный фактор.
Информация о работе Сутність та особливості проявів явища професійної деформації особистості