Сутність та особливості проявів явища професійної деформації особистості

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть профессиональные деформации у работников социальной сферы и методы по борьбе с ними.
Задачи работы:
Изучить теоретические аспекты профессиональных деформаций.
Ознакомиться с эффектом эмоционального выгорания.
Раскрыть понятие административный восторг.
Охарактеризовать управленческую эрозию, или порчу властью.
Ознакомиться с проблемами влияния профессиональных деформаций на человека.
Сделать выводы по изученной проблеме.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты профессиональных деформаций 5
1.1 Профессиональные деформации 10
1.2 Эмоциональное выгорание 17
1.3 Административный восторг 20
1.4 Управленческая эрозия 23
2. Стадии профессионального выгорания 24
2.1 Аспекты профессионального выгорания 27
2.2 Пути преодоления профессиональной деформации 31
2.3 Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания 37
2.4 Методы саморегуляции 42
Заключение 44
Приложение 1 46
Приложение 2 51

Файлы: 1 файл

Контрольная ПУ.docx

— 103.81 Кб (Скачать файл)

Выгорание инфекционно и  может быстро распространяться среди  сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами  и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые  находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”.

 

2.2 Пути преодоления профессиональной деформации

 

Предотвратить возникновение  и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его  последствиями. Ведь это не внезапное  поражение, а протяженный во времени  процесс, в котором активно участвует  и сам человек. Своевременно заметив  симптомы, можно справиться с болезнью самостоятельно. А не обращая должного внимания на скверные признаки, человек  рискует дойти до последний ступени  развития этой опасной хвори, и для  возвращения в норму ему потребуется  квалифицированное лечение и  долгий период восстановления.

Один из самых действенных  способов профилактики эмоционального сгорания можно назвать «Предупрежден  — значит вооружен». Методики своевременного и компетентного информирования представителей коммуникативных специальностей о симптомах профессиональной деформации и факторах, способствующих его развитию, широко применяются как за рубежом, так и в нашей стране.

Нужно стараться предупредить деформацию. Для этого необходимо исследовать мотивы выбора данной профессии, а затем постоянно «отслеживать»  всяческие проявления стресса, создавать  здоровую систему поддержки и  за пределами рабочей ситуации стремиться жить радостной и физически активной жизнью.

Важно отметить ещё один аспект, которому в большинстве источников не уделено внимание – это апатия и потеря интереса, развивающиеся  у работников, которые в середине карьеры бросают учёбу и как  бы перестают развиваться. Они полагаются на устоявшие модели общения с  клиентами, то есть относятся к каждому  новому клиенту, как к повторению предыдущего.

Важным аспектом для предоставления качественных услуг является внедрение  на рабочем месте принципов супервизии. Супервизия даёт возможность социальному  субъекту посмотреть на себя «со стороны», проверить собственные знания, обсудить с коллегами сложившуюся ситуацию, возникшие трудности в работе с клиентом, провести анализ проведённой  работы и составить план работы на следующий период. Помимо этого, супервизия способствует укреплению веры как в  свои силы, так и в возможности  клиента.

Для профилактики профессиональной деформации вокруг сотрудника нужно  создать обучающую среду, у него должны быть чётко определены обязанности  и рабочая нагрузка.

Качества, помогающее избежать специалисту профессиональной деформации:

  • хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своём физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
  • опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
  • высокая мобильность;
  • открытость;
  • общительность;
  • самостоятельность;
  • стремление опираться на собственные силы;
  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей из жизни вообще.

Знать об этом явлении недостаточно для самостоятельной борьбы с  ним. Необходимо научиться справляться  с эмоциональной перегрузкой. Самый  общий (но от того не менее хороший) совет — ежедневно снимать  напряжение с помощью спорта, медитаций, музыки и т. п. Каждый человек знает, что подходит именно ему. Главная  задача — добиться полной релаксации.

Данный принцип следует  распространить на отдых как таковой: каждый выходной и каждый пятиминутный перерыв должны быть наполнены именно расслаблением, а не срочными производственными  делами. Специалист по тайм-менеджменту (результативному планированию рабочего времени) Глеб Архангельский в своей  книге «Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы» формулирует правило «пяти минут»: раз в час непременно нужно  делать пятиминутный перерыв.

Очень важно четко разделять  личное и профессиональное пространства жизни. Конечно, порой приходится жертвовать частными интересами ради срочных дел, но не каждый же день! Консультант по работе с персоналом Евгения Рухова считает, что в обществе сложился опасный стереотип: чем больше и напряженнее человек трудится, тем профессиональнее и успешнее он кажется окружающим. Она утверждает: «На самом деле такие «успешные» люди больны, поскольку у них возникает трудоголизм — разновидность психологической зависимости. Для трудоголика смыслом существования становится процесс работы, а за пределами офиса ничего столь же значимого нет. Причин явления множество. Например, к трудоголизму нередко приводит искренняя и на первый взгляд безобидная увлеченность любимым делом. Человек настолько горит, что не замечает, как оказывается в замкнутом круге, где нет никаких радостей, кроме работы. Или с помощью «трудового запоя» человек спасается от проблем в других сферах жизни. А иной раз руководитель, который страдает такой зависимостью, подчиняет своему распорядку и графику всех подчиненных».

Вот почему специалисты советуют не отказываться от хобби даже при  крайне напряженном расписании, искать интересные дела, никак не связанные  с профессией, находить в себе силы для тесного общения с близкими.

Еще одна полезная рекомендация: не копить негативные эмоции. Необходимо делиться с окружающими, говорить о  своих чувствах, проблемах, жаловаться на усталость и перенапряжение. Конечно, обсуждать это можно только с  теми, кто захочет выслушать, не останется  равнодушным и не станет насмехаться. Разговаривая с близкими, не только можно разрядиться, но и отвлечетесь, выслушивая ответные жалобы на жизнь. И к тому же дать возможность выговориться собеседнику.

Другими словами, человеку необходимо иметь помимо работы насыщенную и  яркую жизнь, тогда и в профессиональном смысле он будет успешен.

2.3 Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания

 

Медицинская практика показывает, что синдром профессионального  выгорания может диагностироваться, согласно МКБ-10, по-разному: как "расстройство приспособительных реакций" (код F43.2) в связи со стрессовыми событиями, либо "проблемы, связанные с трудностями организации нормального образа жизни" (код Z73).

Диагноз зависит от внимательной оценки соотношения между формой, содержанием и тяжестью симптомов; анамнестическими данными и личностью; стрессовым событием, ситуацией и  жизненным кризисом.

В выраженных формах синдром  профессионального выгорания подлежит полному и комплексному врачебному психотерапевтическому лечению  с использованием всех средств врачебной психотерапии. Используются все основные этапы врачебной психотерапии: релаксация, излечение соматических, психиатрических и психосоциальных расстройств, коррекция, обучение (в том числе жизнь в болезни) и переучивание, социализация.

При этом применяется весь потенциал врачебной психотерапии: естественно-научный (медицинский), гуманитарно-личностный и социально-мировоззренческий подходы к терапии. Применяются психологические и психосоциальные воздействия и лекарства (включая лечение астении, депрессии и тревоги, налаживание сна, ноотропы, аминокислотные комплексы, витамины и т.д.), режим труда и отдыха, питания, движения, обеспечивается коррекция представлений о социуме и внутренней картины болезни, связь между страдающим больным, его "внутренним дитя" и лечащим врачом, социальная помощь и адаптация, проводится социальная реабилитация и реадаптация, физическая, психическая, коммуникативная и трудовая реабилитация, что позволяет добиться полноценного возврата (включения) пациента в макро- и микросоциум, в семью, к труду.

К сожалению, в ряде случаев  развитие СЭВ заходит очень далеко, наблюдается стойкое негативное отношение к работе, к пациентам, коллегам. В таких ситуациях необходимым  становится изменение места работы, переход на административный вид  деятельности, работа, не связанная  с людьми.

Именно поэтому так  важны профилактические меры, предупреждающие  эмоциональное, профессиональное выгорание, используя при этом различные  подходы: личностно-ориентированные  методики, направленные на улучшение  способностей личности противостоять  стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств).

Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в  развитие синдрома эмоционального выгорания  среди персонала, то самопроизвольного  улучшения не происходит.

Синдром выгорания оказывает  воздействие на все аспекты мотивационной  сферы человека. При этом происходит нарушение сбалансированности структуры  мотивации и гармоничных отношений  между ее компонентами: повышение  степени дезинтегрированности структуры, перераспределение роли элементов и выпадение некоторых из них из общей системы мотивации.

Исследование феномена психического выгорания не могло не привести к  мысли о существовании его  антипода, характеризующегося направленностью  на работу, энтузиазмом, положительным  отношением к своему труду. К. Маслач было предложено понятие "engagement" ("вовлеченность в работу" - как один из вариантов перевода), которое характеризуется прямо противоположными выгоранию составляющими: энергичностью, включенностью в работу, самоэффективностью. [20]

Все эти дефиниции можно  определить общим понятием - мотивационная  включенность, понимаемая как особое пролонгированное психическое состояние, выступающее "ядром" интрагенной (внутренней) активности субъекта. Вовлеченность - это желание предпринимать личные усилия, вносить свой вклад в деятельность организации для достижения ее целей. Существуют определенные механизмы формирования и повышения уровня включенности. При этом уровень ее сформированности и развития выступает как показатель меры собственного участия индивидуума в любом процессе, а значит, во многом определяет эффективность его деятельности.

Мотивационная включенность выступает условием формирования вовлеченности  в профессиональную деятельность. Вовлеченность  в работу может быть достигнута лишь в том случае, если данная работа пробуждает у людей:

  • готовность, если этого требуют интересы организации, к дополнительным усилиям, не ограничиваясь должностными инструкциями;
  • чувство самоуважения, основанное на удовлетворенности своими профессиональными достижениями и своей работой;
  • заинтересованность в достижении значимых для организации рабочих результатов;
  • ответственность за результаты своей работы. [13]

Вопрос о взаимосвязи  и причинно-следственных отношениях между мотивацией и синдромом  выгорания является малоизученным  в настоящее время. Между тем, изучение данного феномена может  оказаться весьма продуктивным с  точки зрения возможности профилактики синдрома профессионального выгорания.

Профилактика синдрома профессионального  выгорания должна осуществляться в  следующих направлениях:

1. Просветительная работа  о сущности и последствиях  профессиональной деформации.

2. Создание комнат "психологической  разгрузки" в учреждениях для персонала.

3. Организация работы психолога.

4. Создание благоприятного  психологического климата в коллективе.

5. Организация наставничества.

6. Учет мнения сотрудников  при выборе предпочтительного  коллеги.

7. Психологическое консультирование  как возможность проработки профессиональных  и личных проблем.

8. Проведение групповых  методов работы - тренингов, антистрессовых  программ.

9. Посильное решение жилищно-бытовых  вопросов.

10. Активный отдых, санаторно-курортное  лечение.

11. Постоянная внутренняя  работа работника над собой,  переосмысление поведения, рефлексия  эмоциональных состояний. [51]

Концепция поведенческих  профилактических мер, представленная в психологической литературе, фокусируется на первичной профилактике. Сюда относятся  следующие мероприятия:

  • улучшение навыков борьбы со стрессом (дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);
  • обучение техникам релаксации (расслабления) - прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;
  • хобби (спорт, культура, природа);
  • попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;
  • фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий).

Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистически  и адекватно ввести в курс дела. Если ожидания реалистичны, ситуация более  предсказуема и лучше управляема.

Еще на этапе обучения профессии  желательно давать студентам такие  навыки. Примером может служить проведение дебрифинга после критического события, который предполагает возможность выразить свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-либо серьезным происшествием. Данный метод широко используется за рубежом в правоохранительных органах. Через обсуждение после травматических воздействий (погони, стрельбы, смерти) профессионалы избавляются от затяжного чувства вины, неадекватных и неэффективных реакций и могут продолжить дежурство. [11]

Информация о работе Сутність та особливості проявів явища професійної деформації особистості