Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 00:03, контрольная работа
Коммуникации – это процесс передачи и получения информации между двумя и более людьми. Этот процесс следует назвать связующим. Именно он позволяет людям координировать свои усилия, действовать согласованно, достигая целей организации. Чем лучше организован процесс коммуникации, тем организация больше устойчива, производительна и конкурентоспособна. Недооценка важности этого процесса обычно ведет не только к убыткам компании, но и порой к полному прекращению ее деятельности на рынке.
Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Сплетни как неформальная коммуникация. Отличие сплетен от слухов ………………………………………………………………………. 4
2. Социально-психологические функции сплетен ………………………. 7
3. Тактика руководителя в отношении сплетен ……………..…………… 11
Заключение ………………………………………………………………….. 14
Список литературы …………………………………………………………. 15
ГОССУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Психология 5,5»
Контрольная работа
По дисциплине:
«Социальная психология»
На тему:
«Сплетни как неформальная коммуникация»
Выполнил:
Студент 3 курса
-6- семестр
(полная форма)
Шакирова А.Р.
Проверил:
Нижневартовск, 2010
Введение …………………………………………………………………….. |
3 |
1. Сплетни как неформальная
коммуникация. Отличие сплетен от
слухов …………………………………………………………… |
4 |
2. Социально-психологические функции сплетен ………………………. |
7 |
3. Тактика руководителя
в отношении сплетен ……………..……… |
11 |
Заключение ………………………………………………… |
14 |
Список литературы …………………………………………………………. |
15 |
Введение
Коммуникации – это процесс передачи и получения информации между двумя и более людьми. Этот процесс следует назвать связующим. Именно он позволяет людям координировать свои усилия, действовать согласованно, достигая целей организации. Чем лучше организован процесс коммуникации, тем организация больше устойчива, производительна и конкурентоспособна. Недооценка важности этого процесса обычно ведет не только к убыткам компании, но и порой к полному прекращению ее деятельности на рынке.
Обмен информацией является важнейшим условием принятия обоснованных решений, играет огромную роль в межличностных отношениях и формировании имиджа организации. Обмен информацией – важнейшая составная часть практически всех видов управленческой деятельности. Неудивительно поэтому, что большую часть своего рабочего времени (50-90%) менеджеры всех уровней тратят на коммуникации.
Коммуникации в менеджерской организации – это сложная, многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и ее элементы, так и ее внешнее окружение [3, с.88].
Наряду с формальной структурой в организации существует и неформальная структура, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях, и, соответственно, кроме информации, передаваемой по официальным, формальным каналам, циркулирует и неофициальная информация, проще говоря, слухи, сплетни передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.
Неформальные коммуникации способствуют удовлетворению потребностей людей в общении. Они довольно часто используются руководителями, чтобы выяснить реакцию сотрудников на те, или иные предполагаемые изменения. Особенность неформальных коммуникаций – гораздо большая скорость передачи информации, значительный объем аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений.
Неформальные коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении; дополняют формальные коммуникации. Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой», информация в ней часто распространяется с помощью слухов и сплетен.
Информация по каналам передается по вертикали – сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости. Способы неформальной коммуникации представлены на рисунке 1.2.
а) однонаправленная цепочка б) вероятностная цепочка
Рис. 1.2. Способы неформальной коммуникации
в) гвоздевая цепочка, |
г) сплетня |
когда слухи передаются отдельными сотрудниками |
Рис. 1.2. Способы неформальной коммуникации
Сплетни являются одной из разновидностей слухов. Словарь С.И. Ожегова определяет сплетню как «слух о ком-чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях», и дает примеры словоупотребления: «Пустить сплетню. Обывательские сплетни» [9, с.78].
Сплетней является ложная или истинная, непроверенная или неподдающаяся проверке (и в этом случае маловероятная), неполная, пристрастная информация о делах, которые рассматриваются как личные, но могут иметь широкий социальный резонанс, об обстоятельствах, касающихся замкнутых групп [9, с.79].
Сплетни передаются секретно, с ощущением их (сплетничающих) взаимной принадлежности к определенному социальному кругу, часто касаются вопросов, на открытое обсуждение которых накладывается табу.
Внешне сплетни обычно всеми осуждаются как проявление поверхностных интересов, «погоня за сенсациями», проявления «интриганских методов» и т. д. Тем не менее, сплетня сохраняет живучесть и определенное место в общественных отношениях.
Сплетни – явление офисной жизни, которого многие стараются избегать, воспринимая его как негативное и в некотором смысле даже опасное. Труженики офисов утверждают, что сплетни – один из главных раздражающих факторов на работе. Однако в ходе исследований выяснилось, что более половины респондентов признаются, что «правильные» сплетни способствовали их карьерному росту.
«Сплетничество не является изъяном характера, это социальный навык – эволюционный механизм для поддержания социального статуса, инстинктивное качество из нашего доисторического прошлого, – говорит профессор психологии из Фрэнк Мак Эндрю. – Большую часть нашей эволюционной истории мы жили в малых группах, где каждому было выгодно проявлять интерес ко всем другим участникам группы» [8, с.214].
В чем разница сплетни и слуха?
Со сплетнями бороться сложно, их можно гасить другими слухами или сплетнями. Сплетни могут рассматриваться как характерный способ передачи и распространения информации в толпе и считаются одной из отличительных ее особенностей. Они выполняют функцию ориентации участников толпы о складывающейся ситуации, служат для них своего рода способом соотнесения с действиями других участников и, как таковые, выступают в качестве коллективного процесса принятия решений, в результате которого возникают нормы поведения, цели и способы действий.
Обычно выделяется шесть
конкретных функций сплетен, удовлетворяющих
соответствующие потребности
Сплетня всегда является дополнением институциализированной, общедоступной информации. Она не ликвидирует дефицит информации, но может возбудить определенные настроения и поддерживать их [].
В отличие от такой «отлакированной» информации, сплетня представляет своего рода «изнанку событий» и выступает в виде «изнанки информации».
Дело в том, что в тот самый момент, когда человек сталкивается с конкретной сплетней, потребность в объективной информации мгновенно преображается в свою противоположность. Реально оказывается, что человек не так уж и нуждается в этой самой «объективной информации» – ее и так более чем достаточно в средствах официальной коммуникации, в газетах, на радио и телевидении. Современный человек испытывает своеобразный эмоциональный голод в отношении необъективной, субъективной информации, особенно – с привкусом «клубнички».
Польский исследователь С. Ендржевский писал: «Эмоциональное, заинтересованное отношение к событиям, сам способ коммуникации, в ходе которого накладываются друг на друга, пусть даже не преднамеренные, дезинформации сообщающих и принимающих, ведут к тому, что информация становится малоправдоподобной. Сплетня не ликвидирует дефицит информации, но может возбудить определенные настроения или поддерживать их» [9, с.114].
В этом и прелесть сплетни: камуфляж
информативности способствует ее распространению,
хотя результат оказывается
Обмен сплетнями свидетельствует о сходстве ценностей и характеров. Те, с кем человек занимаемся сплетничаньем, тот считается «своим»[7, с.194].
Сплетня – не слух, которым можно поделиться «на ходу» с любым собеседником. Она требует определенного, подчас даже извращенного вкуса.
Сплетники – особенные люди. Как правило, они образуют свою компанию, создают своеобразный информационный «кружок». Аффилиативная сила сплетни увеличивается за счет ее интеграционных свойств. Сплетня – один из важных инструментов формирования специфического «мы – сознания», психологического возникновения «своей» общности. Давно известно: «Те, с кем человек занимается сплетничеством, – это всегда как бы «свои». Таким образом, проявляется и укрепляется внутренняя связь и обособленный характер группы (клики, «котерии», или даже массы). Сплетня становится плоскостью противопоставления «мы — они».
В отличие от слуха, который обычно воспринимают и передают всерьез, сплетню распространяют легко, как бы играючи, с шуткой и определенной иронией. Этому способствуют и некоторая легкомысленность содержания сплетен, и их подчас достаточно юмористический характер.
Справедливо было подмечено: С. Ендржевским: «В сплетне можно найти различные формы комизма – прозаические кулисы того, что пользуется всеобщим почетом, величие и обыденность одних и тех же людей, забавные конфликты социальных ролей и т. д.» [9, с. 115].
Сплетни сближаются с анекдотами, но носят более конкретный и правдоподобный характер. Как и анекдот, сплетня – способ развлечь другого человека.
Почти любая сплетня, даже имеющая в основе достоверные факты, это «придуманная» информация – не сообщение информационного агентства, а художественное творчество в жанре устного рассказа.
Жанр диктует свои законы: на объект сплетни проецируются вытесненные свойства и склонности сплетников, приписываются близкие им самим характеристики людей, их личные симпатии и антипатии. В силу своей «художественности», сплетни способствуют порождению и сохранению легенд и мифов, поставляя якобы подтверждающие их факты, «обоснования» и «иллюстрации».
Некоторые сплетни из
жизни «великих» или просто известных
и популярных людей находят место
на страницах развлекательных