Коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:37, реферат

Описание работы

Формирование и функционирование в сфере публичной власти разнообразных идеологий, чувств, ценностей, символов, доктрин, официальных норм и оппозиционных оценок и мнений различных акторов составляют особый политический процесс. Суть его заключается в том, что за счет передачи и обмена сообщениями политические субъекты сигнализируют о своем существовании различным контрагентам и устанавливают с ними необходимые контакты и связи, позволяющие им играть различные политические роли. В свою очередь целенаправленные контакты между людьми, обменивающимися и потребляющими разнообразные сведения, знания и сообщения, соединяют разные уровни политической системы, дают возможность институтам власти выполнять свои специфические функции по управлению государством и обществом.

Содержание работы

Введение
Сущность, функции и структура политической коммуникации
Методы политической коммуникации
СМИ в системе массовой коммуникации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 74.78 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение
  2. Сущность, функции и структура политической коммуникации
  3. Методы политической коммуникации
  4. СМИ в системе массовой коммуникации
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы

 

 

Введение

Формирование  и функционирование в сфере публичной  власти разнообразных идеологий, чувств, ценностей, символов, доктрин, официальных  норм и оппозиционных оценок и  мнений различных акторов составляют особый политический процесс. Суть его  заключается в том, что за счет передачи и обмена сообщениями политические субъекты сигнализируют о своем  существовании различным контрагентам и устанавливают с ними необходимые  контакты и связи, позволяющие им играть различные политические роли. В свою очередь целенаправленные контакты между людьми, обменивающимися  и потребляющими разнообразные  сведения, знания и сообщения, соединяют  разные уровни политической системы, дают возможность институтам власти выполнять  свои специфические функции по управлению государством и обществом.

Передача  сообщений в любом государстве  неизбежно предполагает использование  определенных технических средств, поэтому информационные процессы неизбежно  включают в себя соответствующие  структурные компоненты. К ним  относятся прежде всего технические  каналы, по которым распространяется (транслируется) информация, а также  те структуры, которые позволяют  не только передавать и изымать, но и накапливать, контролировать, сохранять  и беречь информацию.

В силу того, что люди по-разному воспринимают информацию, интерпретируя ее содержание на основе определенных правил, привычек, способов восприятия, в процессе обмена информацией принципиальное значение имеет способность субъекта осмысленно воспринимать сообщения. Данный аспект субъективированного восприятия, истолкования и усвоения информации именуется  коммуникацией, или процессом установления осмысленных контактов между  отправителями (коммуникаторами) и  получателями (реципиентами) политической информации. Такое уточнение показывает, что не любая информация может  породить соответствующую коммуникацию между политическими субъектами.

Иными словами, коммуникативные аспекты информационных связей показывают, что обмен сообщениями  — это не безликий технический  процесс, который может игнорировать особенности реципиентов как  реальных участников политических отношений. На практике многие решения даже на вершинах государственной власти могут  приниматься не в соответствии, а  вопреки получаемой информации, под  влиянием чувств политических руководителей. Поэтому полученная информация является лишь предпосылкой, но не фактором политических действий.

Таким образом, рассматривая политику с точки зрения информационно-коммуникативных связей, мы понимаем ее в качестве такого социального  целого, структуры и институты  которого предназначены для выработки, получения и переработки информации, обусловливающей осуществление  политическими субъектами своих  разнообразных ролей и функций. С точки же зрения роли технических  компонентов в информационных обменах, политику можно представить как  социо-технологическую структуру, чьи  институты ориентируются на целенаправленную передачу, обмен и защиту информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность, функции и структура  политической коммуникации

Политика не существует вне человеческой деятельности, различных способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих, направляющих и инновациирующих общественно-политическую жизнь. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики.

Политическая  коммуникация представляет собой совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации, структурирующих  политическую деятельность и придающих  ей новое значение.

Началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать  исследования пропаганды в период первой мировой войны. Однако фундаментальные  работы в этой области, равно как  и сам термин «политическая коммуникация», появились лишь в конце 40-х - начале 50-х годов.

Развитие  новых технологий передачи и обработки информации, возрастание роли информационного сектора экономики, который следует за сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг, пронизывая своим влиянием все области социальной действительности и по-новому организуя общественные отношения, позволяет, как подчеркнул несколько лет назад Д.Белл, говорить о том, что «постиндустриальное общество - это не проекция и не экстраполяция уже существующих в западном обществе тенденций развития, а новый принцип социально-технической организации жизни, точно такой же, как индустриальная система, заменившая собой аграрную».

Реальной  основой социально-философских теорий постиндустриализма служит происшедшая  в 60-е - 70-е гг. в ряде развитых стран  структурная перестройка хозяйственного механизма, выдвинувшая на первые позиции  новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности и сопровождавшаяся бурным развитием «индустрии знаний», глобальной компьютеризацией и появлением разветвленных информационных систем, открывающих путь к децентрализации производства, его переориентации от погони за чисто количественным ростом в сторону улучшения «качества жизни», существенного расширения сферы внеэкономических социальных программ.

Современный этап исследования проблем постиндустриального  развития характеризуется разработкой  концепции «информационного общества». Еще в 50-е годы Н. Винер справедливо предсказывал, что в будущем «развитию обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной суждено играть все возрастающую роль».

Под информационным обществом понимается «развитое индустриальное общество», отличительными характеристиками которого являются следующие критерии:

1) технологический: ключевой фактор – информационная технология, которая широко применяется на производстве, в учреждениях, системе образования и в быту;

2) социальный: информация выступает как важный стимулятор изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации;

3) экономический: информация составляет ключевой фактор экономики в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости;

4) политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который отличается растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения;

5) культурный: признание культурной ценности информации, содействие утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Контроль и распространение сведений политического характера - важный элемент в определении типа политических режимов: при авторитаризме информационные процессы берутся под строгий контроль, тогда как демократический режим предполагает, что политическая информация широко распространяется между различными членами общества. В основе идеальной, подлинно демократической модели политической коммуникации лежит диалог между «управляющими» и «управляемыми». Особое значение при этом имеют свобода политических, религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода слова и печати, митингов и собраний, свобода объединений, а также право беспрепятственно придерживаться и свободно выражать свое мнение, свободно искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, если они не противоречат гуманистическим принципам. Интеллектуальная свобода, наличие просвещенного общественного мнения, демократическая политическая культура, свобода средств массовой информации от властных структур - важные предпосылки оптимального развития политической коммуникации, устойчивого социального процесса.

Ценностные  качества политической коммуникации сегодня, конечно же, ранжируются и политически  переосмысливаются правящими элитами  и бюрократией в собственных  интересах, однако они во многом определяются состоянием и уровнем развития общей  и политической культуры данного  общества. Политическая коммуникация, выступая способом, средством существования  и передачи политической культуры, в свою очередь, сама опосредуется культурными  нормами и ценностями.

Основные  функции политической коммуникации:

1) распространение  знаний о ценностях политики  и образцах политической культуры;

2) политическое  информирование общества;

3) интеграция  общества и регулирование политических  отношений;

4) формирование  общественного мнения о политически  процессах.

Структура политической коммуникации приведена на рисунке 1.

 

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Отношения субъектов  политики, формируемые коммуникацией

Институты-коммуникаторы

Средства  коммуникации

Тип, методы и формы коммуникации

Содержание  коммуникации

Рисунок 1. Структура политической коммуникации

 

1. Коммуникация  формирует определенные связи  и отношения субъектов политики.

2. Институты-коммуникаторы  производят информацию, кодируют  и передают ее потребителям, изучают  общественное мнение о воздействии  и качестве информации.

3. Средства  коммуникации - это СМИ, технико-информационные  системы (центры, банки данных, сети  и технологии передачи информации), информационные агентства, пресс-центры.

4. Типы, методы и формы политической  коммуникации - рациональная и спонтанная  коммуникация, неформальные контакты, общение граждан с представителями  политических институтов, журналистами, коммуникация в ходе выборов,  референдумов, демонстраций и других  политических акций.

5. Содержание  коммуникации оказывает воздействие  на мотивацию поведения субъектов  политики, формирование общественного  мнения; его социально-политические  последствия могут быть позитивными  и негативными. Сущность политической  коммуникации заключается в целенаправленных  контактах между людьми посредством  обмена информацией и духовного  общения в политическом процессе.

 

Методы политической коммуникации

Используются  следующие способы (методы) политической коммуникации двух типов (рисунок 2).

 

МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Мобилизационные

Маркетинговые

Рисунок 2. Методы политической коммуникации

 

Мобилизационные методы включают устную агитацию и  пропаганду.

Содержание, формы агитации и пропаганды нацелены преимущественно не на убеждение, а на внушение, «навязывание» потребителю информации идей и установок коммуникатора. Неизбежные издержки агитации и пропаганды - манипулирование массовым сознанием и поведением граждан, дезинформация, пристрастное (с партийных, групповых позиций) комментирование событий, игнорирование общественного мнения.

Маркетинговые методы направлены на разъяснение и  убеждение, стимулируют критически-творческое мышление, демократическую мотивацию  поведения.

Политический  маркетинг - комплекс мероприятий, формирующих в общественном сознании привлекательный имидж политических институтов, лидеров, идей, программ и концепций.

Маркетинговые способы используются субъектами политики с учетом их спроса и предложения  на нужную информацию. Они рассчитаны на убеждение человека, на самостоятельную  оценку фактов и явлений, сознательный выбор линии поведения.

Функции политического маркетинга:

1) выявление и выдвижение на авансцену политики достойных лидеров, способных компетентно выражать, представлять органам власти и претворять в жизнь общественные интересы;

2) выявление, популяризация и содействие внедрению альтернативных политических программ, проектов, идей, концепций прогрессивного общественного развития;

3) формирование в общественном сознании привлекательного имиджа кандидатов на государственные должности;

4) помощь гражданам в свободном и сознательном политическом выборе, а политическим институтам и лидерам - в демократизации общественных отношений.

К маркетинговым  способам коммуникации относится политическая реклама. Ее цель - в эмоциональной и лаконичной форме представить гражданам истинный образ политических институтов, политических лидеров, политических идей, программ и концепций, сформировать о них положительное общественное мнение.

Основные  виды политической рекламы:

• аудиовизуальные;

• печатные;

• компьютерные;

• личные встречи политиков с общественностью.

Коммуникационная  политика демократического государства включает:

1) разработку и совершенствование правовых норм, регулирующих политическую коммуникацию, защиту интересов личности, общества и государства от распространения антигуманной информации;

2) учреждение и развитие государственных и независимых СМИ (создание современной информационной системы, содействие ее кадровому, технологическому и материально-техническому обеспечению);

Информация о работе Коммуникация