Создание психологического комфорта в Группах детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 07:41, доклад

Описание работы

Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.

Файлы: 1 файл

психологический комфорт.docx

— 50.87 Кб (Скачать файл)

1. Стоя, свести  лопатки, улыбнуться, подмигнуть  правым глазом, потом – левым,  повторить: «Я очень собой горжусь,  я на многое гожусь».

2. Положив  ладонь на грудь: «Я на свете  всех умней»; вытянув руки над  головой: «Не боюсь я никого»;  напрячь ягодицы: «Чудо как  я хороша»; расслабить ягодицы:  «Проживу теперь сто лет».

3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4. Потирая  ладонь о ладонь, повторить: «Я  приманиваю удачу, с каждым  днем становлюсь богаче».

5. Встав на  цыпочки, руки над головой сомкнуть  в кольцо, повторить: «Я согрета  солнечным лучиком, я достойна  самого лучшего».

6. Положив  на лоб левую ладонь, затем  правую, повторить: «Я решаю любые  задачи, со мной всегда любовь  и удача».

7. Руки на  бедрах. Делая наклоны туловищем  вперед – назад, повторить:  «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна!  »

8. Руки на  талии, делая наклоны вправо  – влево, повторить: «Покой  и улыбку всегда берегу, и все  мне помогут, и я помогу».

9. Сложив  руки в замок, делая глубокий  вдох: «Вселенная мне улыбается»; глубокий выдох: «И все у  меня получается».

10. Сжав кулаки, делая вращения кулаками: «На  пути у меня нет преграды, все  получается так, как надо! »

2.3. Рекомендации  «Создание условий психологически  комфортного пребывания ребенка  в детском саду»

Для создания условий психологически комфортного  пребывания ребенка в детском  саду необходимо:

• Принимать  каждого ребенка таким, какой  он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

• В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные  моменты по уходу за помещением и  участком.

• Быть затейником и участником детских игр и  забав.

• В затруднительных  для ребенка ситуациях ориентироваться  на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него.

• Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о  том, что:

• Ребенок  вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным  и ответственным.

• В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок  и почему он это делает. Добивайтесь  от него соблюдения социальных норм и  правил с учетом его состояния  и интересов.

• Навязывание  своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

• Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к  пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

• Тихий, застенчивый  ребенок также нуждается в  вашей профессиональной помощи, как  и отъявленный драчун.

• Благополучная  социальная ситуация развития – это  лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные  защитой детей от психического и  физического насилия, - демагогия  и опасная практика.

Очень хорошо на развитие детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Психологические речевые настройки

Цель речевых  настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности.

Основное  предназначение речевых настроек –  установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель  становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью  должен соответствовать тому, о чем  он говорит, то есть голосом и мимикой  должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т. д.

Вам предлагаются примерные схемы речевых настроек, которые по вашему желанию могут  варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

Проявите  фантазию, дайте выход вашему творческому  потенциалу:

- Сегодня  я рада видеть всех вас в  детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все  вместе. Пусть этот день принесет  радость. Давайте постараемся  радовать друг друга. 

- Я рада  видеть всех деток нашей группы  здоровыми, веселыми, в хорошем  настроении. Мне очень хочется,  чтобы такое настроение у нас  у всех сохранилось до самого  вечера. А для это мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице  пасмурно и сыро. А в нашей  группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это  маленькое солнышко, от которого  становится тепло и хорошо. Поэтому  сегодня мы будем с вами  чаще улыбаться друг другу. 

3. Обсуждение, подведение итогов.

Создание психологического комфорта в группах детского сада

(семинар – практикум)  

 

 

 

Задачи:  

 

1. Познакомить воспитателей с  составляющими психологического  комфорта и эмоционального благополучия  детей в группе.

2. Способствовать эффектному применению  образовательных и воспитательных  действий, направленных на личностно  ориентированное взаимодействие  с ребёнком.  

 

План проведения семинара.  

 

1. Проблема психологического здоровья  на современном этапе. 

2. Создание психологического комфорта  в детском саду для сохранения  и укрепления психологического  здоровья и развития личности  ребёнка. 

3. Диагностический инструментарий  для воспитателей по оценке  психологического климата в группе  детского сада и эмоционального  благополучия ребёнка. 

4. Эмоциональное благополучия педагога  как условие положительного эмоционального  состояния детей. Комплекс упражнений  для снятия эмоционального напряжения  у педагогов. 

5. Рекомендации «Создание условий  психологически комфортного пребывания  ребёнка в детском саду» 

6. Обсуждение, подведение педагогов.   

 

1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.  

 

В результате проведения опроса педагогов  и родителей детского сада по поводу их понимания термина «здоровье» оказалось, что большинство респондентов объясняют данное понятие с точки  зрения стабильного физического  самочувствия. Но, по сути, здоровье –  это совокупность нескольких составляющих.

Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по отношению к ребёнку.

Почему столь важно сохранять  эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?

Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определив последствия  психологического дискомфорта для  ребёнка: - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход психологических переживаний  в соматические расстройства, когда  ребёнок, получивший психологическую  травму, заболевает физически; -проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость , наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм).

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени  дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым  возможно в полной мере создать психологический  комфорт в группе детского сада: - большая наполняемость групп; - один воспитатель в группе; - неблагоприятная семейная ситуация. Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?  

 

2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

Известно, что стоит только переступить  порог группы можно ощутить атмосферу  раскованности или закрытости, спокойной  сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или  угрюмой настороженности, которая  присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем  и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями; 

4) Отношениями между воспитателями  и родителями.  

 

Хороший климат в группе возникает  тогда, когда все её члены чувствуют  себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и  право других быть самими собой. Воспитатель  оказывает весьма существенное влияние  на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как  нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.

Первый шаг, который должен сделать  воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать  и проанализировать групповую ситуацию.  

 

Создание психологического комфорта в группах детского сада 

 

3. Диагностический инструментарий  для воспитателей по оценке  психологического климата в группе  детского сада и эмоционального  благополучия ребёнка. Психолог  знакомит педагогов с методиками  по оценке психологического климата  и эмоционального благополучия  ребёнка в группе детского  сада. Данные методики лежат на  столах для изучения педагогами.  

 

Диагностика психологической комфортности в группе 

 

Таким образом, ознакомившись с  практическими разработками в области  изучения эмоциональных состояний  дошкольников, понимаем, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы  психического развития. Полученные результаты представляют собой оценку профессиональной деятельности, успешности образовательных  и воспитательных действий.  

 

4. Эмоциональное благополучия педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения у педагогов.  

 

Прежде чем перейти к рекомендациям  по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что  у детей развита интуитивная  способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение. Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала. 

 

Комплекс упражнений  для снятия  эмоционального напряжения педагогов 

 

5.  Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду»

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка  в детском саду необходимо:

- Принимать каждого ребёнка  таким, какой он есть.

Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

- В профессиональной деятельности  опираться на добровольную помощь  детей, включать их в организационные  моменты по уходу за помещением  и участком.

- Быть затейником и участником  детских игр и забав. 

- В затруднительных для ребёнка  ситуациях ориентироваться на  его возрастные и индивидуальные  особенности: быть всегда вместе  с ними, а не делать что-либо  вместо него.

- Привлекать родителей к образовательному  процессу и обращаться к ним  за поддержкой в случаях нестандартных  ситуаций.

- Помните: ребёнок нам не чего  недолжен. Это мы должны ребёнку  помочь стать более самостоятельным  ответственным. 

- Навязывание своих правил и  требований против воли детей  – это насилие, даже если  ваши намерения благонравны. 

- Запретов и строгих требований  не должно быть слишком много.  Это ведёт к пассивности и  низкой самооценке у воспитанников. 

- Тихий, застенчивый ребёнок  также нуждается вашей профессиональной  помощи, как и отъявленный драчун.  

 

Очень хорошо на развитии детей сказываются  такие формы отношений, при которых  воспитатель с помощью различных  доводов убеждает ребёнка в преимуществах  того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой  тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим  состояниям детей. Именно в такой  ненавязчивой опеке больше всего  нуждаются дети и благодарят взрослого  в искренней привязанностью к  нему.  

Информация о работе Создание психологического комфорта в Группах детского сада