Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 07:41, доклад
Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.
Создание психологического комфорта в Группах детского сада (семинар –практикум)
Задачи:
Познакомить
воспитателей с составляющими
Способствовать
эффективному применению образовательных
и воспитательных действий, направленных
на личностно ориентированное
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА
Информационная часть.
Проблема психологического здоровья на современном этапе.
Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.
Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.
Практическая часть.
Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.
Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов.
Рекомендации
«Создание условий
Обсуждение, подведение итогов.
Информационная часть.
Проблема психологического здоровья на современном этапе.
В результате
проведения опроса педагогов и родителей
детских садов по поводу их понимания
термина «здоровье» оказалось, что
большинство респондентов объясняют
данное понятие с точки зрения
стабильного физического
Известный врач – психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.
К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.
Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и, думаю, перечислять их нет необходимости. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.
Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей? Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка:
Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
Переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма) ;
Проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:
• большая наполняемость групп;
• один воспитатель в группе;
• неблагоприятная семейная ситуация.
Да, действительность
такова. Но кто поможет нам и
нашим детям, если не мы сами? Дошкольное
учреждение играет не последнюю роль,
несмотря на все проблемы, диктуемые
современным состоянием общества, вытекающие
из его противоречий. А именно: насколько
оно способно создавать ребенку
общий положительный и
Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.
Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «У нас хороший контакт» означает «Мы понимаем друг друга, нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу».
Прочно установившийся
между людьми контакт обеспечит
в процессе общения атмосферу
доверия и принятия, в которой
можно обсуждать любые
Определенная атмосфера не только присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей (рабочем коллективе, семье, школьном классе и т. п.) . группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется:
• отношениями между воспитателем и детьми;
• отношениями между самими детьми.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право другим быть самим собой.
Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе.
Первый шаг,
который должен сделать воспитатель,
заинтересованный в создании благоприятной
атмосферы в группе, заключается
в том, чтобы создать и
• предметно-развивающая среда,
• стиль
общения воспитателя с
• стиль общения воспитателей между собой и с помощником,
• стиль
общения воспитателя с
• наблюдать, как общаются дети между собой.
Самочувствие
ребенка в группе – это удовлетворенность
существующими
Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.
Сейчас я бы хотела остановиться на стилях педагогического общения.
Авторитарный
стиль – это директивное
Воспитателю - авторитару недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу «Доверяй, но проверяй», ориентируется на доминирование, командование во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми. Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Услышать от авторитара «Извините, я был неправ» почти невозможно.
В любом случае он пытается замаскировать свои ошибки. В обращении к детям звучит частое: «Иванов, не крутись! », «Иванов, сколько можно повторять? » и т. д. Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и способности детей, и в его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Педагог – авторитар прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. Для него характерны жесткие педагогические установки.
Либеральный
(попустительский) стиль. Либерал-педагог
уходит от прямого руководства детским
коллективом, отсюда безынициативность,
недостаточно развитая ответственность,
пускание дел на самотек, такой воспитатель
переоценивает возможность
Воспитатель
– либерал – человек
Демократический стиль. Воспитатель – демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой и детьми. Проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. при организации работы воспитатель – демократ учитывает и изучает межличностные взаимоотношения. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то что это трудно.
В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер, то есть меняются в зависимости от обстоятельств.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции.
Именно правильно
выбранный стиль общения
Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально – положительное отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых воспитателю для педагогического общения.
Это значит, что воспитатель должен иметь не только систему профессиональных знаний, но и знаний о закономерностях общения в педагогическом коллективе и в детской группе, в работе с родителями.
Под педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе раннего и дошкольного возраста.
Именно от
нас – педагогов – зависит
во многом сохранение психологического
здоровья детей, а для этого необходимо
очень бережно относиться к своему
собственному психологическому состоянию.
Огромная роль при этом принадлежит
личности педагога, его культурному
уровню, интеллектуальному и
Личность может воспитать только личность. Ибо воспитание – это организованная педагогом жизнь ребенка на уровне культуры, это совместное восхождение к истокам, традициям своего народа, где сам педагог воссоздает в каждый миг работы с детьми – как представитель общества, взрослого мира – культурный вариант взаимодействия с окружающими.
Итак, на первый
план выдвигается личностно
Мощный рывок
практической психологии создал теоретическую
базу для диагностической и
Практическая часть.
Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоциональное благополучие ребенка.
(Психолог
знакомит педагогов с
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада
Показ рисунков детей и интерпретация их содержания воспитателями. Психолог дополняет педагогов, помогает им сделать выводы)
Самый удобный вариант, чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе, -предложить детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами можно на досуге.
Предполагаемы рисунки детей можно условно разделить на три группы:
Ребенок рисует только здание.
Информация о работе Создание психологического комфорта в Группах детского сада