Создание психологического комфорта в Группах детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 07:41, доклад

Описание работы

Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.

Файлы: 1 файл

психологический комфорт.docx

— 50.87 Кб (Скачать файл)

Создание  психологического комфорта в Группах  детского сада (семинар –практикум)

Задачи:

Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

Способствовать  эффективному применению образовательных  и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА

Информационная  часть.

Проблема  психологического здоровья на современном  этапе.

Создание  психологического комфорта в детском  саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.

Влияние стилей педагогического общения на благоприятный  психологический комфорт в группе.

Практическая  часть.

Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в  группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.

Эмоциональное благополучие педагога как условие  положительного эмоционального состояния  детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Рекомендации  «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка  в детском саду».

Обсуждение, подведение итогов.

Информационная  часть.

Проблема  психологического здоровья на современном  этапе.

В результате проведения опроса педагогов и родителей  детских садов по поводу их понимания  термина «здоровье» оказалось, что  большинство респондентов объясняют  данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.

Известный врач – психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.

Ни для  кого не секрет, что многие дети имеют  невротические отклонения. Причин этому  множество, и, думаю, перечислять их нет необходимости. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.

Почему столь  важно сохранять психическое  и психологическое здоровье детей? Наверняка каждый из вас может  ответить на этот вопрос, определив  последствия психологического дискомфорта  для ребенка:

Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

Переход психологических  переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую  травму, заболевает физически (некий  инстинкт самосохранения организма) ;

Проявление  психологических травм, полученных в детском возрасте, в более  зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция  избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных  поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)

Вопросы о  психологическом комфорте и психическом  здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую  часть времени дети находятся  в детском саду. Но многие могут  возразить, что существуют объективные  причины, по которым невозможно в  полной мере создать психологический  комфорт в группе детского сада:

• большая  наполняемость групп;

• один воспитатель  в группе;

• неблагоприятная  семейная ситуация.

Да, действительность такова. Но кто поможет нам и  нашим детям, если не мы сами? Дошкольное учреждение играет не последнюю роль, несмотря на все проблемы, диктуемые  современным состоянием общества, вытекающие из его противоречий. А именно: насколько  оно способно создавать ребенку  общий положительный и устойчивый фон психологического состояния, обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.

Создание  психологического комфорта в детском  саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.

Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «У нас хороший контакт» означает «Мы понимаем друг друга, нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу».

Прочно установившийся между людьми контакт обеспечит  в процессе общения атмосферу  доверия и принятия, в которой  можно обсуждать любые проблемы.

Определенная  атмосфера не только присутствует в  общении двух-трех человек, но характеризует  общую обстановку в постоянной группе людей (рабочем коллективе, семье, школьном классе и т. п.) . группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется:

• отношениями  между воспитателем и детьми;

• отношениями  между самими детьми.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда  все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право другим быть самим собой.

Воспитатель оказывает весьма существенное влияние  на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как  нам обычно кажется) создает определенный климат в группе.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной  атмосферы в группе, заключается  в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию. Учитывая направления  гуманизации дошкольного образования, важнейшим в работе педагога является создание условий для развития личности ребенка, «включение» собственных механизмов саморазвития ребенка через организацию педагогом развивающей среды, личностно ориентированного общения с ребенком, предоставление ему свободы выбора деятельности, помощь в развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищенности, эмоционального комфорта. Учитывая все это, педагогам в группах необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка:

• предметно-развивающая  среда,

• стиль  общения воспитателя с ребенком,

• стиль  общения воспитателей между собой  и с помощником,

• стиль  общения воспитателя с родителями,

• наблюдать, как общаются дети между собой.

Самочувствие  ребенка в группе – это удовлетворенность  существующими взаимоотношениями  в группе, степень участия в  совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание  чувства «мы». Все это можно  определить как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Влияние стилей педагогического общения на благоприятный  психологический комфорт в группе.

Сейчас я  бы хотела остановиться на стилях педагогического  общения.

Авторитарный  стиль – это директивное общение. Педагог выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Они обязаны  внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность  детей, безынициативность – следствие  его авторитарных тенденций к  гиперопеке.

Воспитателю - авторитару недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу «Доверяй, но проверяй», ориентируется на доминирование, командование во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми. Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Услышать от авторитара «Извините, я был неправ» почти невозможно.

В любом случае он пытается замаскировать свои ошибки. В обращении к детям звучит частое: «Иванов, не крутись! », «Иванов, сколько можно повторять? » и т. д. Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и способности детей, и в его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Педагог – авторитар прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. Для него характерны жесткие педагогические установки.

Либеральный (попустительский) стиль. Либерал-педагог  уходит от прямого руководства детским  коллективом, отсюда безынициативность, недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель  переоценивает возможность детей, выполнение своих требований не проверяет, находится полностью во власти желаний  детей, в связи с этим часто  ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях, учитывает взаимоотношения в группе. Не боится признавать свои ошибки, но допускает их очень часто. Количество воспитательных воздействий зависит от ситуации. Разнообразию значения не придает.

Воспитатель – либерал – человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом – усиливаются негативные оценки. Не обращает внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.

Демократический стиль. Воспитатель – демократ учитывает  особенности возраста детей и  оптимально делит функции между  собой и детьми. Проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную  потребность в обратной связи  от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. при организации работы воспитатель – демократ учитывает и изучает межличностные взаимоотношения. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то что это трудно.

В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания  могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер, то есть меняются в зависимости от обстоятельств.

Из всего  вышеизложенного можно сделать  вывод: наиболее эффективным и оптимальным  является демократический стиль  общения, он наиболее благоприятен в  воспитательном воздействии и в  полной мере служит формированию у  детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения  к делу и формирования активной жизненной  позиции.

Именно правильно  выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку  благоприятный психологический  комфорт в группе.

Социально-психологическая  культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки  на эмоционально – положительное  отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств и целый  комплекс коммуникативных навыков  и умений, необходимых воспитателю  для педагогического общения.

Это значит, что воспитатель должен иметь  не только систему профессиональных знаний, но и знаний о закономерностях  общения в педагогическом коллективе и в детской группе, в работе с родителями.

Под педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью  познания их, оказания воспитательных воздействий, организации целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка  микроклимата в группе раннего и  дошкольного возраста.

Именно от нас – педагогов – зависит  во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к своему собственному психологическому состоянию. Огромная роль при этом принадлежит  личности педагога, его культурному  уровню, интеллектуальному и личностному  потенциалу.

Личность  может воспитать только личность. Ибо воспитание – это организованная педагогом жизнь ребенка на уровне культуры, это совместное восхождение  к истокам, традициям своего народа, где сам педагог воссоздает в  каждый миг работы с детьми –  как представитель общества, взрослого  мира – культурный вариант взаимодействия с окружающими.

Итак, на первый план выдвигается личностно ориентированное  взаимодействие с ребенком, демократический  стиль общения с ним.

Мощный рывок  практической психологии создал теоретическую  базу для диагностической и коррекционной  работы педагога, поскольку на плечи  педагога ДОУ легла забота в психологическом  благополучии будущего нации – наших  детей. Каков же инструментарий в  деятельности педагога?

Практическая  часть.

Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в  группе детского сада и эмоциональное  благополучие ребенка.

(Психолог  знакомит педагогов с методиками  по оценке психологического климата  и эмоционального благополучия  ребенка в группе детского  сада. Данные методики лежат на столах для изучения педагогами) .

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада

Показ рисунков детей и интерпретация их содержания воспитателями. Психолог дополняет педагогов, помогает им сделать выводы)

Самый удобный  вариант, чтобы понять, насколько  комфортно чувствуют себя воспитанники в группе, -предложить детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами можно на досуге.

Предполагаемы рисунки детей можно условно  разделить на три группы:

Ребенок рисует только здание.

Информация о работе Создание психологического комфорта в Группах детского сада