Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 07:41, доклад
Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.
Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Первая группа рисунков – самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, ребенок воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и не отождествляется с происходящими там событиями.
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя: значит, события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.
Нужно обратить внимание на другие элементы картинки: присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Игровое поле, например, очень важный элемент.
Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу или земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии, - это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.
Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку – спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.
Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.
О положительном
эмоциональном настрое
Насыщенно фиолетовый
цвет, которым закрашены довольно
большие участки рисунка, может
свидетельствовать о
Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.
Примечание.
Не может считаться
Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы внести в рисунок.
Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит подарить ему рисунки на память.
Какие-то элементы рисунка могут оказаться для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка, связанные, например, с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, или с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т. п.
Поэтому, чтобы
иметь подлинную картину
Цветовая диагностика «Домики»
Данная методика была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда. Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.
Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после трех и шести месяцев нахождения в дошкольном учреждении.
Детям предлагается в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета. В методике используются следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.
Инструкция: «Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли) ».
После выбора домика с ребенком проводится беседа:
- Кате нравится ходить в детский сад?
- Что Катя будет делать в детском саду?
- Что Кате
больше всего нравится в
- Что Кате не нравится в детском саду?
В ходе диагностики показатели фиксируются и протоколируются.
Типы реагирования на задание:
1. Резко негативная
реакция на предложенное
2. Негативная реакция.
1. Ребенок
неохотно вступает в игровую
ситуацию. Речевое сопровождение
практически отсутствует.
2. Ребенок
достаточно быстро соглашается
принять участие в задании.
Во время проведения
3. Безразличная реакция на задание.
Речевое сопровождение
практически отсутствует. Отмечаются
вялые ответы на вопросы. Ответы больше
свидетельствуют о
4. Тревожная реакция.
1. Отмечается
быстрое и охотное включение
в задание, но при этом
2. Доброжелательная
реакция на игровую ситуацию,
но во время проведения
5. Позитивная реакция на участие в задании.
Активное и доброжелательное участие в задании. Домики выбираются желтого или красного цвета. В детском саду нравится играть и общаться с детьми и взрослыми. Не нравятся поступки некоторых детей. Выбор домиков и действия детей сопровождаются речью.
На основании полученных данных можно выделить три типа отношений детей к детскому саду:
1. Негативное
отношение. Данный тип
2. Амбивалентное
отношение. В эту категорию
отнесены дети, у которых наблюдалась
безразличная или тревожная
3. Положительное
отношение. Данный тип
Схема наблюдения за поведением ребенка
в процессе психологического обследования
Методика: цветовая диагностика «Домики».
Цель: определение
эмоционального состояния, отражающего
отношение ребенка к
Фамилия, имя ребенка ___
Группа ___
Возраст ___
Дата проведения ___
Показатели Оценка Примечания
1 2 3
1. Принятие задания:
• негативная реакция (иногда вплоть до отказа от участия в тесте) ;
• безразличная реакция на задание;
• быстрое включение в задание;
• доброжелательная реакция.
2. Включенность в ситуацию:
• пассивное
участие в задании (ребенок неохотно
принимает участие в игре, речевое
сопровождение практически
• активное участие (ребенок охотно и быстро принимает ситуацию, охотно вступает в контакт с экспериментатором)
3. Эмоциональные состояния:
• преобладание негативных эмоций;
• равное проявление как положительных, так и отрицательных эмоций;
• явное преобладание позитивных эмоций.
4. Выбор цвета:
• выбор темных цветов (черного, коричневого, серого) говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада: чувства тревоги, страха, реакции протеста;
• выбор красного и фиолетового цветов говорит о преобладании таких эмоциональных состояний, связанных с посещением детского сада, как раздражительность и агрессия;
• выбор
зеленого и синего цветов говорит
о наличии чувства
• выбор желтого, красного цветов – о преобладании положительных эмоций.
5. Речевое сопровождение:
• речевое сопровождение отсутствует;
• малая речевая активность (ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, ответы в основном односложные) ;
• нормальная речевая активность (ребенок охотно вступает в контакт с экспериментатором, отвечает на вопросы предложениями, сопровождает речью свои действия;
• чрезмерная речевая активность (речь сопровождает действия ребенка, от ответа на вопросы переходит к рассказам из жизни)
Выводы по определению типа отношения ребенка к детскому саду: ___
Тест на эмоциональное отношение
Материал: лист бумаги, цветные карандаши.
Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.
Вопросы можно подобрать самим.
Детей сажают по одному за стол.
1. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад.
2. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.
3. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.
4. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.
5. Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение когда ты ложишься спать.
Проводят до 3 раз.
Обозначение цветов
Красный – возбужденное, восторженное отношение.
Оранжевый – радостное, приятное.
Желтый – теплое, доброжелательное.
Зеленый – спокойное.
Синий – грустное, неудовлетворительное.
Фиолетовый, коричневый – тревожное.
Черный – печаль, уныние.
Если черным
цветом постоянно закрашивается
один или несколько видов
Анализ «Атмосфера в моей группе»
Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:
Обстановка в группе.
1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)
2. Почему я так думаю?
3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?
4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?
Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.
1. С кем из детей у меня хороший контакт?
2. Чем это объясняется?
3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?
4. Чем это можно объяснить?
Взаимоотношения между детьми.
1. Между какими
детьми существуют хорошие
2. Чем это вызвано?
3. Какие дети часто ссорятся между собой?
4. Почему это происходит?
5. Какие дети часто обижаются?
6. Почему это происходит?
Таким образом,
ознакомившись с практическими
разработками в области изучения
эмоциональных состояний
2.2. Эмоциональное
благополучие педагога как
Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов.
Всем известно,
что у детей развита
Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.
Информация о работе Создание психологического комфорта в Группах детского сада