Современная психология: новые теории и подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – формирование представления о новых теориях в современной психологии. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
изучить содержание теорий и подходов, применяемых в теории и практике современной психологии;
определить основные тенденции развития современной психологии.
Объект исследования – теории и подходы в современной психологии.
Предмет исследования – особенности современной психологической практики.

Файлы: 1 файл

Курсовая Соврем. психол._новые теории и подходы.docx

— 84.42 Кб (Скачать файл)

В качестве выхода называют творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять.

Логотерапия в России нашла распространение в новом подходе − психология диалога, который восходит в философско-религиозной традиции отечественной психологии.

2.6 Гуманистическая психология А. Маслоу

Данная теория, пожалуй, является самой цитируемой и применяемой теорией после психоанализа. Основоположник гуманистического подхода предложил А. Маслоу предложил разделить все потребности человека на пять иерархических категорий от низшего к высшему: физиологические, в безопасности, в принятии,  самоуважении и самореализации (см. рисю 2.1).

 

Рис. 2.1 Иерархия потребностей по Маслоу

 

Фрустрация какого-либо из уровней оборачивается для человека психологическим неблагополучием.

В идеале в той или иной мере должны быть удовлетворены все уровни. Тогда личность развивается гармонично. С момента возникновения этой теории прошло более полувека и сегодня представления, высказанные психологом, перешагнули границу психологической практики. Они используются в менеджменте персонала и маркетинге (есть точка зрения, что можно даже создавать новые потребности в товаре или услуге), учебном процессе, при выстраивании различных общественных моделей и т.д

2.7 Нейро-лингвистическое программирование

В постсоветское время в нашу страну хлынул поток  материалов зарубежной психологии. Среди прочих особой популярностью пользуется нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Первоначально этот подход был призван высвободить скрытые в человеческом организме ресурсы для повышения всех видов деятельности.

В качестве базовых сторонники НЛП использовали принципы, открытые бихевиористами «стимул-реакция». «Программипрвание» состоит в том, чтобы для человека с определенным складом мышления и строением психики разорвать негативную связь «стимул-реакция» по отношению к какой-либо ситуации, явлению и проч. В основном работа строится вокруг установления подсознательного доверия клиента терпевту. Это достигается с помощью техник подстройки (копирование поз, мимики, подстраивания громкости и скорости речи и т.д). Когда атмосфера  доверия достигнута терапевт использует технику введения, сообщая клиенту новые установки.

Так становится возможным излечить фобии, зависимости, нарушение восприятия и т.д. Кроме того НЛП как манипулирование массовым сознанием сегодня широко применяется в маркетинге (психология рекламного воздействия), всех видах СМИ (при создании имиджа личностей), политике (общественная пропаганда).

Недостатком этой теории, на наш взгляд, является унаследованный от бихевиоризма механистический взгляд на личность. Подсознательное внедрение установок и идей может быть опасным для человека.

2.8 Коучинг

В последнее время очень популярным является направление коучинг. Оно формировалось в последнем десятилетии XX века на границе философии, психологии, спорта и менеджмента.

Коучинг относится к неформальным способам обучения в различных сферах: экономика, маркетинг, менеджмент персонала, юридические направления, образование, интернет, личностные качества, душевная гармония, органзация продаж и многое другое.

Способ обучения строится по принципу разработки изначального потенциала обучающегося под влияние коуча. По своей сути коучинг − это высокоэффективный тренинг, в результате которого клиент приобретает способность к эффективному действию в динамичных условиях.

Коучинг, обычно, проводится в формате сессий (тренингов) от получасовых до часовых, возможно по телефону, скайпу, что может быть в ряде случаев очень удобным.

2.9 Групповая терапия К. Роджерса

 

Впервые подход был использован Карлом Роджерсом в начале прошлого века для лечения анонимных алкоголиков.  Терапия представляла собой совместные занятия трудом, спортом, музыкой, искусстовом.

Оптимальное количество человек в группе может быть от 4 до 12. Группа встречается один или два раза в неделю. Сеанс длится около 2 часов.

Эффективность метода возникает благодаря вовлеченности, которая возникала у пациента в группе. Особенно подходит эта форма  терапии при депрессии, посттравматических расстройствах.

Помимо прочего эта форма экономически целесообразна.

В группе происходят те же процессы, что и в микросоциуме: проявление сочувствия,  лидерство, борьба за власть, проявление агрессивности и сопереживания. В последнее время помимо тренингов, избавляющих от зависимостей, появилось очень много социально-коммуникативных тренингов. Они помогают развивать личностые и социальные качества и навыки.

Подводя итог, можем сказать, что в настоящее время есть очень большое число различных направлений психологического знания: психоанализ и психосинтез, гештальт-психология, психодрама, когнитивная психология, транзактный анализ, логотерапия, гуманистическая психология А. Маслоу и НЛП, коучинг и групповая терапия К. Роджерса .

И каждое из этих направлений имеет целью адаптацию и развитие личности.

 

 

 

Глава 3 Анализ используемых психологических подходов и направлений (на примере предложений психологических услуг в г. Новосибирске)

3.1 Выявление актуальных психологических  направлений

 

Выполнив теоретический анализ современных теорий и подходов, мы обратились к практике их использования.

Для этого мы проанализировали оказываемые услуги на 10 сайтах психологических центров г. Новосибирска.

Результаты отражены в таблице 3.1 Актуальные психологических направления. Обозначим направления согласно нумерации параграфов в работе.

Подход

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.1

+

-

+

+

+

-

+

-

-

-

1.2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

2.1

+

-

-

-

+

-

-

-

-

-

2.2

+

-

+

-

+

-

-

-

-

+

2.3

+

-

+

-

+

-

-

-

-

+

2.4

+

-

+

-

+

-

-

+

-

+

2.5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2.7

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

2.8

+

+

+

-

+

-

+

-

+

-

2.9

+

-

+

-

+

-

-

-

-

+


 Таблица 3.1 Актуальные  психологических направления

 

Сайты для наблюдения*:

  1. http://vsetreningi.ru/nsk/organizers/consulting-institution/ - Институт консультирования
  2. http://www.krugozor-nsk.ru/services/psychologist/ - «Кругозор» образовательный центр
  3. http://www.eurasia.nsk.ru/ - Евразия центр саногенной медицины
  4. http://anima-klinika.ru/ - «Анима»  Новосибирский медицинский центр психологии и психотерапии
  5. http://samopoznanie.ru/nsk/ - путеводитель по тренингам в Новосибирске
  6. http://nmckatarsis.ru – медицинский центр «Катарсис»
  7. http://avgust-nsk.ru/ - «Август» психологический центр
  8. http://www.meridian-a.ru/uslugi.htm - Психологический центр Меридиан
  9. http://agatamed-nsk.ru/index.php/otdelnye-metody/forbrejn - «Агата» центр помощи детям и семье
  10. http://grc-nsk.ru/consultations.html -  Центр взаимоотношений Валерии Шундулиди г. Новосибирска 
    *(номер в шапке таблицы  соответствует номеру сайта в списке).

Наблюдение за предлагаемыми услугами на сайтах позволило выявить, что в практике Новосибирских психологических центров применяются самые разнообразные современные психологичекие направления (см. Приложение). Только психосинтез и логотерапия не были представлены ни на одном из просмотренных сайтов.

Достаточно широко заявлены модификации психоанализа (в 5 случаях), групповой психотерапии (4), психодрамы (4) и транзактного анализа (5).

Безусловным лидером среди направлений  стал коучинг(6). Однако стоит отметить, что содержание и качество обучения вызывает сомнение (см. Приложение). Этот факт, возможно, говорит о том, что индустрия психологических услуг в г. Новосибирске проходит еще  стадию своего становления и определяются спросом рынка. 
Заключение

 

Обобщая все сказанное, мы хотели бы отметить, что цели и задачи, поставленные в работе, были достигнуты:

 − сформировано представление о новых теориях в современной психологии.

−  изучено содержание теорий и подходов, применяемых в теории и практике современной психологии;

  • определены основные тенденции развития современной психологии.

В нынешней резко меняющейся социальной ситуации практическую психологию психология, стремясь выйти навстречу запросам практики, сосредоточившись на них, в своих методологических посылках не смогла существенно продвинуться к новым решениям, адекватным требованиям времени. Разрыв между теоретической и практической психологиями, а также нередкие проявления слабости последней перед лицом насущных человеческих проблем, породили притязания на замену методологических принципов, которые должны объединять психологическое сообщество, различными не совместимыми с ней версиями.

И самое главное − невозможно преобразовать общество, не поняв особенностей личности людей, его составляющих. Психика, играя в общественной жизни человека во всех ее сознательных, подсознательных и бессознательных проявлениях немаловажную роль, нуждается в том, чтобы ее научились понимать. Мир меняется, мир должен меняться, мир должен быть понят. И точно также должна быть понята изменившаяся психология человека в новых условиях изменившегося мира. Это положение и определяет все проблемы, тенденции и перспективы развития психологии в начале ХХI века.

 

Список использованных источников

  1. Александров А.Д. Основные задачи психологии XXI века. – СПб.: Питер, 2003.
  2. Брушлинский А.В. Углублять фундаментальные исследования, повышать культуру научных дискуссий // Вопросы психологии, − 1988, − №1. − С. 5-8.
  3. Дынич В.И. и др. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии, − 1994, − №12. − С. 122-135.
  4. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. − М., 1983.
  5. Зеличенко А.И. Психология в России: состояние и перспективы. – М.: Издательство Трансперсонального Института, 2002.
  6. История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26–29 июня 2006 г. // Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. − М.: Издательство «Институт психологии РОА», 2006. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyche.ru/book/news/ detail.php?ID=1065
  7. История психологии (10-е −30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. −2-е изд./Под ред. П. Я. Гальперина, И90 Л. II. Ждан.− М:  Изд-во Моск. ун-та, 1992. − 364 с
  8. Кручинин С.Т. Антология мировой психологии. – М.: Филинъ, 2003.
  9. Казаковцев Б.А. Состояние и перспективы развития психологии в России // Материалы международной конференции психологов. – М.: Дело, 2004.
  10. Константинов В. В. История психологии: учебное пособие. – Пенза: 
    ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007 – 144 с.
  11. Малашкина М. М. Популярная история психологии. − М.: Вече, 2002. −480 с.
  12. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебное пособие – М., Academia, 2004г.
  13. Собчик Л.Н. Актуальные проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического психолога // Московский психологический журнал, − 2004, − №3. − С. 3-12.
  14. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. − М., 1992.
  15. Франкл, В. Страдания от бессмысленности жизни − М., 1999.
  16. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии, − 1997, − №3. − С. 3-10.
  17. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. − М., 1985.
  18. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.,ил.
  19. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы. − М., 1974.
  20. Ярошевский М. История психологии от античности до середины ХХ в. − М. – 1996.

 

Приложения

Направления тренингов в Новосибирске (по данным сайта http://samopoznanie.ru/nsk/)

 

Самопознание

Энергетические практики

Психология

Психология взаимоотношений

Медитация

Самопознание через путешествие

Женские практики

Семейное консультирование и психотерапия

Развитие творческих способностей

Здоровый образ жизни

Телесно-ориентированная психотерапия

НЛП

Арт-терапия

Места силы

Коммуникативные навыки

Групповая психотерапия

Целительство

Авторские направления личностного роста

Психотерапия

Денежные тренинги

Дыхательные практики

Гештальт-терапия

Коучинг

Психологическое консультирование

Управление эмоциями

Поиск своего призвания

Трансперсональная психология и психотерапия

Шаманизм

Тренинги уверенности в себе

Телесные практики

Целеполагание

Эзотерика

Лидерство

Жизнь в любви

Йога

Расстановки по Хеллингеру

Психодрама

Танцевально-двигательная терапия

Гипноз

Холотропное дыхание

Биоэнергетика

Развитие интуиции

Эффективные переговоры

Ароматерапия

Терапия отправных точек (RPT)

Секрет притяжения

Энергетическое строение человека

Психоаналитическая психотерапия

Эффективные продажи

Коррекция веса

Антистрессовая программа

Психология личности

Энергетическая психология

Сказкотерапия

Массаж (европейская система)

Бизнес-тренинги

Позитивная психология

Трансактный анализ

Экстрасенсорика

Родология

Психология развития

Магия

Воспитание ребёнка

Психодиагностика

Самопознание через игру

Тайский массаж

Трансцендентальная медитация

Космоэнергетика

Восточные массажи

Сексуальные практики

Кинезиология

Эниология

Клиент-центрированная психотерапия

Интегративная психология и психотерапия

Динамическая психотерапевтическая группа

Ясновидение

Банная терапия

Психосоматика

Нетрадиционная медицина

Кармология

Голосовая терапия

Психоанализ З.Фрейда

Психологическая коррекция

Сакральный звук

Аддиктология (лечение зависимостей)

Духовные расстановки

Практики "Искусство жизни"

ThetaHealing

Переориентация детского поведения

Рэйки

Гадания

Самопознание через общение

Ассоциативные карты

Ораторское искусство

Биосенсорная психология и терапия

Система навыков Дальнейшего Энерго Информационного Развития

Когнитивная психология и психотерапия

Куклотерапия

Самопознание через искусство и созерцание

Биосенсорика

Биорезонансное моделирование

Информация о работе Современная психология: новые теории и подходы