Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 14:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – формирование представления о новых теориях в современной психологии. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
изучить содержание теорий и подходов, применяемых в теории и практике современной психологии;
определить основные тенденции развития современной психологии.
Объект исследования – теории и подходы в современной психологии.
Предмет исследования – особенности современной психологической практики.
Федеральное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «СибГУТИ»
ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»
Курс: Социальная психология
Курсовая работа
на тему: «Современная психология: новые теории и подходы»
Выполнил: Кушаков Г. Б.
Новосибирск
2015
Оглавление
Психология относительно молодая наука, поскольку зародилась в начале XXв. Однако сегодня она очень популярна востребована в обществе. Растет количество желающих получить психологическое образование, психологи сегодня работают и в бизнесе, образовании, политике, СМИ, спорте и многих других социальных сферах.
За время существования психологии как науки было опубликовано огромное количество книг, причем первые позиции по популярности в этом перечне занимают книги по социальной, общей психологии, социальной адаптации и развитию, психологии личности. Но среди этих публикаций можно встретить множество сборников неправильно переведенных с языка оригинала, не проверенных, методики, изложенные в них, неадаптированные, излагаются с ошибками, с неправильно указанными или не указанными вообще ссылками на первоисточник, лишены научного обоснования. Также нередко эти так называемые «книги по практической психологии» - пространные философствования никак не помогающие в конкретной работе.
Психология развивается по множеству направлений, как теоретических, так и прикладных. Здесь мы сталкиваемся со следующей проблемой. Как нередко бывает в переходные периоды, многие люди поддаются влиянию эзотерики, скрывающей свое истинное лицо псевдопсихологическими техниками. Психология активно, порой на первых ролях, стала привлекаться к выполнению заказов по манипулированию индивидуальным и общественным сознанием: формирование имиджа известных личностей: политиков, звезд шоу-бизнеса, навязывание выгодных производителю представлений о товарах и услугах и др. По мнению исследователей этого вопроса Е.Д. Хомской [12], Н.И. Чуприковой [13], В.П. Зинченко [4], эта тенденция связана с изменением общественных условий. Поэтому особое внимание ими уделяется насущным задачам, стоящим перед психологами в новых общественных условиях: интеграции теоретического и практического знания, определению новых тенденций развития психологической науки.
В последние десятилетия в странах Европы и Америке психологические исследования стали проводиться по новым направлениям, появились новые разделы психологии, новые способы применения психологических приемов в практике работы специалистов. О них и пойдет речь в работе.
Цель курсовой работы – формирование представления о новых теориях в современной психологии. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
Объект исследования – теории и подходы в современной психологии.
Предмет исследования – особенности современной психологической практики.
В проекте были использованы следующие методы: анализ документов.
Сейчас клиенты обращаются за помощью к психологу, не подозревая о том, что сегодня в мире не существует единой науки − психологии и единой системы психологического знания. Еще в 20-е годы прошлого века, в период так называемого кризиса психологии, она разделилась на различные школы: бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология. Они представляют собой различные направления с отличными предметами исследования, стандартами и методами работы. Позднее, во второй половине XXв возникли гуманистическая и когнитивная школы психологии. В своей работе кратко постараемся охарактеризовать основные направления современной психологии, чтобы внести ясность в общепринятые и всем известные термины – «психолог» и «психология».
Подход берет начало в начале прошлого столетия. Хотя еще задолго до З. Фрейда в античном времени Платон высказывал идею о неоднородности души и о противоборстве в ней страстных порывов и разума [12].
Сторонники этого направления коренным образом пересмотрели предметом психологии: им стали глубинные, бессознательные структуры психики, изучаемые методом психоанализа.
Характерным является то, что в отличие от предшествующих школ в психоанализе приоритетным является изучение мотивов поведения, а не интеллектуальная сторона деятельности человека. Основное внимание направлено на изучение динамики либидо. Это универсальная форма психической энергии, несущей в себе потенциал для любых действий несущих наслаждение. Это может быть творчество, эстетика, секс, работа, спорт и т.д.
В тот период перед обществом стояли актуальные вопросы о внутренней границе между животным и человеком, о причинах агрессии, жестокости и другого неприемлемого культурой поведения. Психоанализ отлично объяснял все эти моменты.
По мнению З.Фрейда, основное предназначение психических актов человека, его развития – адаптация. Биологическая обусловленность преодолевается в социуме в ходе воспитания и обучения. Поэтому период детства – один из важнейших в жизни человека, когда формируются представления о нормах поведения. Болезнь в данном случае – это результат неудачной или неполной адаптации к среде. Внешняя среда в классической психоаналитической концепции воспринимается как враждебная, т.к препятствует получению удовлетворения и разрядке. При этом процессы, происходящие в психике, как большая часть айсберга (эго, ид), скрыты от разума (бессознательны).
Важнейшей заслугой этого направления является то, что психоанализ исследовал такие процессы, как вытеснение, реактивные формации, сублимация, замещение, проекции, инстинкты, агрессия и т.д. О вытесненных в детстве побуждениях, (комплексах) можно узнать, анализируя сновидения пациента или продукты его творчества. З.Фрейду принадлежит известнейший труд «Толкование сновидений», в котором он описывает символическое значение снов пациентов. Сновидения в психоанализе рассматриваются, как свидетельства нереализованных страхов и желаний. Терапевтический эффект в борьбе с неврозами, депрессиями, психотическими состояниями, болезнями достигается при осознании «скрытой информации».
Сеансы психоанализа – это обычно одночасовая сессия, которая в зависимости от сложности проблемы может повторяться в течение нескольких лет. Классический психоанализ сегодня почти не практикуется. Необходимо заметить, что в силу ревности не терпимости к модификациям теории с учениками у З.Фрейда не сложилось преемственных отношений. Поэтому концепции К.Г. Юнга, А. Адлера, К Хорни, О. Ранка и других выходцев фрейдистской школы достаточно самостоятельны.
Во второй половине XXв. произошла значительная модификация глубинной психологии.
Один из известнейших учеников З. Фрейда психиатр, психолог и философ К.Г. Юнг распространил концепцию бессознательного и основал, по сути, новую школу.
Основные феномены, которые рассматриваются в юнгианском анализе, «коллективное бессознательное» (субстанция разума, принадлежащая всему человечеству) и «архетипы» (мотивационные факторы, изначальные образцы).
Принципиальное различие в методах терапии. Если в классическом психоанализе интерпретации во время сессии носят подчас разоблачительный характер для пациента, а бессознательное рассматривается как источник конфликтов, то у К.Г Юнга бессознательное более нейтрально (всеобщее информационное поле) сеанс воспринимается как побуждение к творческому началу в человеке, высвобождение от противоречий посредством сублимации запретов в различных видах деятельности (рисование, музыка, скульптура, написание текстов и т.д.)
Дочь З. Фрейда, Анна Фрейд продолжила дело отца. Она все внимание сконцентрировала на детском возрасте. Как уже отмечалось здесь, он играет важнейшую роль в успешной адаптации человека в социуме. В 1936 г. в книге «Психология «Я» и защитные механизмы» ею были систематизированы мысли З. Фрейда о защитных механизмах и показана их роль в психической жизни. В это же время ею были высказаны мысли о возможности самостоятельного существования Эго и его не зависимой от Ид роли в жизни человека. Основные труды А.Фрейд посвящены развитию грудных детей: в основном агрессивных и тревожных. Агрессия, по ее мнению, нормальное проявление сексуальной жизни. В норме со временем происходит ее переориентация из аутоагрессии во внешний мир. А.Фрейд обратила внимание и на патологические проявления детской агрессивности и условия их возникновения (без родителей, без семьи, в концлагерях, в домах ребенка, интернатах и т.д.). Причину агрессии детей она видела либо в отсутствии, либо в частой смене объекта любви. Тогда либидо не развивается, а остается в первичной стадии. Решение этой ситуации она видела в развитии у ребенка чувства защищенности, привязанности, преодолении агрессивных реакций через игротерапию. Она также пришла к выводу, что только усиление либидо может снизить агрессию.
Из всех теорий глубинной психологии, появившихся во второй половине XX в., пожалуй, наибольшее признание и распространение получила теория Э. Эриксона (1902-1994). Он являлся учеником Анны Фрейд и развивал Эго-психологию. Основным постулатом этого направления являлось то, что главной частью структуры личности является Эго. Оно стремится в своем развитии к сохранению индивидуальности и целостности.
Во многом на эти мысли Э.Э натолкнул собстенный жизненный опыт: будучи приемным сыном, он уже в раненем детстве пережил трудности с определением собственной идентичности: отнесения себя к определенной нации, семье, религии.
В своей книге «Детство и общество» (1950г.) он иначе, чем З.Фрейд трактовал роль среды в развитии психики. Удлинение периода детства связано с необходимость социализации человека в обществе. Кроме того, Э.Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь и на него влияют среда, наследственность и активность самого человека. Под срелой он понимал как близкий круг родственников, друзей, так и общество в целом. Этот процесс Эриксон назвал формированием идентичности. Здесь самым важным, считал Эриксон, является сохранение целостности личности, т. к. это залог устойчивости к неврозам.
Психолог выделил восемь основных этапов в развитии идентичности, которые переживаются как кризисы (повороты) жизни. В ходе этого приобретаются новые качества и черты характера.
Из числа сторонников гуманистической психологии (К.Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт) Э. Фромм – наиболее социально ориентированный, так как для него социальное окружение не просто условие, а важнейший фактор развития личности. Во-первых, З.Фрейда он заимствовал мысль о ведущей роли бессознательного в развитии личности. Во вторых, особенно на ранних этапах значительное влияние на теорию Э.Фромма повлияла марксистская теория о значении социальной формации для развития психики. В отличии от А.Адлера Э.Фромм распространил понятие «окружение» от близких людей до социального строя.
Э. Фромм считал движущими силами этого развития являются две врожденные бессознательные противоположные потребности, потребности в укоренении и в индивидуализации.
С одной стороны, человек стремится принадлежать обществу, разделять его идеалы, ориентиры, ценности. Потребность в инди- видуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других.
Стремление человека примирить эти потребности, с точки зрения Э. Фромма, становится двигателем, как индивидуального развития, так и общества в целом.
Через призму своей теории Э.Фромм дает неординарную интерпретацию ходу истории человечества от первобытно строя до капитализма. Смена формаций отражает ведущий принцип жизни «иметь» или «быть». В зависимости от того, на чем делается акцент, меняются степень связи человека с природой, с другими людьми, самим собой. Он дает оценку капитализму и социализму. Так, при капитализме человек может добиться ощущения своей индивидуальности, сделав карьеру или составив состояние. Вэтом случае возрастают карьерные амбиции и вместе с ними несвобода и разорванность с ближайшим окружением, отчего усиливается внутренний конфликт пациента. Укорененность при капитализме относительна, так как и служащие одной фирмы редко бывают едины в своем мировоззрении.
Социализм тоже лишает людей индивидуальности, давая им взамен укорененность, стереотипность мышления и мировоззрения. Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две противоположные потребности, является любовь в самом широком понимании этого слова. По мнению Э.Фромма в сложных условиях у человека есть четыре основных защитных механизма: садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме имеет место тесная взаимосвязь жертвы с палачом, которые зависят друг от друга, нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций дает им ощущение собственной индивидуальности. При конформизме превалирует чувство укорененности, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, к разрушению того общества, которое не позволяет человеку укорениться в нем. Однако эти механизмы не решают проблему в корне. Основные работы на эту тему: «Бегство от свободы»(1941), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973).
Информация о работе Современная психология: новые теории и подходы