Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 14:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – формирование представления о новых теориях в современной психологии. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
изучить содержание теорий и подходов, применяемых в теории и практике современной психологии;
определить основные тенденции развития современной психологии.
Объект исследования – теории и подходы в современной психологии.
Предмет исследования – особенности современной психологической практики.
Выходом, из сложившейся ситуации согласно теории Э. Фромма, является жизнь по принципу «быть». Он подробно описан в зрелом труде психолога «Иметь или быть»(1976). Основная суть его в признании человеком соей ценности. Стремясь быть собой, эти люди уважают и стрем- ления других к бытию, а потому они терпимы и не агрессивны. Эти люди относятся к жизни как к творческому акту, выходя за пределы себя, за пределы пассивности и случайности своего существования и переходя в область целенаправленности и свободы. Именно в этой человеческой потребности в трансцендентности, в творчестве, в бытийности и лежат корни любви, искусства, науки, религии.
Еще предшественником З. Фрейда, В.Вундтом были высказаны мысли о том, что культура и продукты творчества могут являться средством для анализа области бессознательного. Последователь психоаналитического направления Ж.Лакан избрал в качестве объекта нового направления - структурного психоанализа язык. Поскольку в языке есть символика, Ж. Лакан попытался соединить эту идею бессознательного с положениями структурной лингвистики. В ходе практики большое значение для ученого имела речь пациента. По его мнению, бессознательное можно восстановить в структурах речи пациента. Среди психологов и психолингвистов положения, высказанные Ж.Лаканом, находят применение и развитие и сегодня.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что классический психоанализ хотя сейчас практически не используется в практике, однако он дал сильнейший толчок к развитию новых школ и направлений современной практической психологии.
Так юнгианский психоанализ помимо непосредственно психологической практики используется для изучения работ во многих сферах творчества (литературе, живописи, кинематографе). Даже такая прикладная дисциплина, как психология рекламы активно использует образы архетипов для позиционирования товаров и услуг компаний.
Отдавая должное важнейшему этапу формирования личности – детству дочь З.Фрейда, Анна развивала теорию психоанализа, изучая особенности проявления либидо и агрессии у трудных детей.
В этом же русле работал ученик А.Фрейд Эрик Эриксон, выдвинувший идею формирования идентичности. Эти положения актуальны для современной педагогики и возрастной психологии.
Научиться «слышать» и «читать» символику бессознательного помогают психологу работы Ж.Лакана, заложившего основы современной структурной лингвистики.
Наиболее социально ориентированный из всех психоаналитиков Э.Фромм предлагал справиться с неврозом из-за антагонистических стремлений человека к укорененности в обществе и индивидуализации с помощью «бытийного» подхода к жизни. В нем, по мнению психолога, основа творческого восприятия действительности и эмоционального благополучия.
Роберто Ассоджиоли – ученик З. Фрейда развил свое направление, противопоставив его классическому психоанализу. Аналитическую стадию он дополнил синтетической, заимствованной у К.Г. Юнга. При этом основной акцент ставится на придании центрального значения воле как существенной функции «я» и необходимому источнику, или «началу» всех выборов и решений.
Психосинтез включает подробный анализ разных волевых стадий: обдумывание, мотивация, принятие решений, его подтверждение, настаивание на нем, его выполнение.
Структура личности по Р. Ассаджиоли включает:
- низшее бессознательное (/ид);
- среднее бессознательное (/интуиция);
- высшее бессознательное (/суперэго);
- поле сознания (/эго);
- сознательное Я(/рефлексивное я);
- высшее Я; (/истинная сущность человека);
- коллективное бессознательное (как у К.Г.Юнга).
Психосинтез включает следующие этапы работы: глубинное постижение личности, выявление основных элементов личности и контроль над ними, разотождествление, работа с субличностями.
Обычно процесс формирования или переформирования личности вокруг внешнего объединяющего центра представляют в виде четырех основных ступеней:
Психосинтез призван укрепить волю посредством различных техник с применением аудиальных и визуальных образов, медитации.
Это направление возникло раньше, чем психоанализ, и широко используется психологами-практиками сегодня, поскольку ориентировано на экспериментально обоснованное изучение познавательных процессов.
Открытия в естественных науках, сделанные в начале XXв, обусловили во многом понимание психики учеными-гештальтистами. В основе подхода лежат понятия «психическое поле», «изоморфизм» и «феноменология». По мнению сторонников этой теории, психические структуры располагаются в виде всевозможных схем в психическом поле. Причина неврозов – в незавершенности переживаний той или иной ситуации (гештальта). Задача гештальт-психологии помочь пациенту отрешиться от прошлого опыта и адекватно, здесь и сейчас почувствовать полноценное сильное внутреннее переживание (инсайт) и тем самым переструктурировать схему и «здесь и сейчас» освободиться от ситуации. В противном случае гештальт будет возобновляться и никогда не закончится.
Вклад гештальт-психологии в изучение законов восприятия, механизмов творческого мышления трудно переоценить. Сегодня изучение уровне регуляции поведения, групповой динамики и видов лидерства во многом основываются на принципах, которые были разработаны учеными в рамках направления гештальт-психологии.
Не менее популярным в современной практике психотерапии является психодраматический подход. Психодрама − метод предложенный Якобом Леви Морено. В ходе терапии клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Эти сцены вместо того, чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность, дает возможность переделать, здесь и сейчас изменить свою жизнь.
Психодраматическое действие разворачивается таким образом, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы, достижению в ходе действия катарсиса, инсайта, реорганизации старых установок и когнитивных сценариев поведения и реализации соответствующих изменений поведения. Исследуются новые роли, альтернативные аффективные и поведенческие стили, осуществляется поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблем. Психодраматический метод объединяет в себе средства когнитивного анализа с активным участием в драматическом действии и процессе групповой работы.
В качестве терапевтического метода психодрама применяется в самых разных сферах, т.к. ее теоретические и практические возможности очень широки. Она может включать в себя бихевиоральную или семейную терапию, в ней могут затрагиваться социальные и медицинские аспекты; ее применение возможно в любой ситуации, где существует внешний конфликт, а также для поиска пути внутреннего развития, ведущего к обретению человеком своей идентичности.
Вопросы способов познания человеком окружающего мира интересовали философов еще в древности. С развитием психологии и педагогики методы освоения познавательных процессов развивались. Психика – центральный объект психологии, – в одной из трактовок определяется как способность сознания отражать окружающую действительность. Можно опрометчиво представить, что когнитивная психология занимается изучением мышления. Однако это не вполне верно, потому что в психическом отражении действительности участвует значительно больше познавательных процессов от ощущения до восприятия, нейронауки, распознавания паттернов поведения, внимания, сознания, научения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, интеллекта, эмоций и процессов развития; она касается всевозможных сфер поведения.
Современная когнитивная психология находится в тесной связи со следующими основными областями исследования: когнитивная нейронаука, восприятие, распознавание паттернов, внимание, сознание, память, репрезентация знаний, воображение, язык, психология развития, мышление и формирование понятий, а также человеческий интеллект и искусственный интеллект.
Познание затрагивает все части перцептивных, мнемических и мыслительных процессов и является важной характеристикой каждого человека. На каждом этапе общения происходит уникальная обработка поступающей информации. Согласно представлениям психологов-когнитивистов, ответная реакция, например, на вопрос или суждение является результатом серии таких этапов и операций (например, восприятие, кодирование информации, извлечение информации из памяти, формирование понятий, суждение и формирование высказывания).
Информация передается с предыдущего этапа на последующий, где она подвергается воздействию свойственных данному этапу операций. Поскольку все компоненты модели обработки информации связаны с другими компонентами, трудно точно определить начальный этап; но для удобства мы можем считать, что данная последовательность начинается с поступления внешних стимулов.
Подобными стимулами являются частички информации − признаки окружения в нашем примере − не представлены непосредственно в голове собеседника, но они преобразуются в нейроструктуры и значимые символы; некоторые когнитивные психологи называют их внутренними репрезентациями. На самом нижнем уровне энергия света (или звука), исходящая от воспринимаемого стимула, преобразуется в нервную энергию, которая, в свою очередь, обрабатывается на вышеописанных этапах с тем, чтобы сформировать внутреннюю репрезентацию воспринимаемого объекта.
Помимо коммуникации центре внимания когнитивных психологов находятся вопросы модели обработки информации и хранения информации. Это направление нашло приложение повсеместно: от школьного образования, до формирования баз данных, от выбора каналов рекламного сообщения до прогрессивных методик обучения иностранным языкам.
Вслед за фрейдовским определением психоанализа как «динамической концепции, которая сводит психическую жизнь к взаимодействию побуждающих и контролирующих сил» появлялись все новые и новые подходы с новыми представлниями о личности и ее структуре. Транзактный (структурный) анализ – один из них. Здесь личность представлена тремя уровнями Эго: Родитель, Взрослый и Ребенок, аналогично Суперэго, Эго и Ид. Разница заключается в том, что элементы личности по Берну это состояния, полученные в ходе личного опыта и способные изменяться.
В естественном состоянии каждый уровень в достаточной мере развита и не противоречит остальным. В случае, когда Взрослый не в состоянии регулировать отношения Родителя и Ребенка, то у человека возникает внутриличностный конфликт, который оборачивается различными безвыходными ситуациями и приводящие к психологическим проблемами.
В зависимости от отношений в семье и усвоенного ребенком социального контекста и преобладающих компонентов личности в его репертуаре закрепляются своего рода сценарии транзакций (единиц взаимодействия), исходя их которых, человек выстраивает отношения с миром.
Транзактный анализ направлен, прежде всего, на самопознание, на установление бесконфликтных отношений с миром, на исправление жизненного сценария, если это требуется.
Сегодня это направление получило широкое распространение во многих странах в работах, как теоретиков, так и практиков (Т.А. Харрис, И. Малкина-Пых и др.).
Резкие перемены в обществе XX века наложили серьезный отпечаток на подходы унаследованные современной психологией. Как говорилось выше, открытия в естественных науках создавали перекос в пользу экспериментальной психологии. Если в эпоху Фрейда причиной неврозов считалась сексуальная неудовлетворенность, то в 40-е годы, во время военных катаклизмов даже в среде молодежи все чаще звучит проблема разочарованности в жизни. В терминологии Виктора Франкла – основателя подхода логотерапия, это называлось «экзистенциальный вакуум». Он возникает из-за утраченной связи с природными инстинктами и невозможности понять, чего же человек хочет на самом деле. Это приводит к конформизму (хотеть того же, что и все) или тоталитаризму (хотеть то, что требуют от тебя другие). В обоих случаях возникают разочарованность в жизни и, как следствие, неврозы, фобии, страхи, сложности во взаимоотношениях, депрессии, проблемы в области сексуальности.
В. Франкл – человек сложной биографии, прошедший фашистские концентрационные лагеря и сохранивший внутреннюю свободу и волю к жизни. В решении трудностей своих пациентов он в большей мере ориентировался на гуманистические идеалы. В качестве способа обрести смысл он пользовался методом сократического диалога и за ответами обращается к религии. Сам В.Франкл Так говорил о своем подходе: «У всех на слуху так называемая «глубинная психология», та психология, которая претендует на звание «глубинной». Почему же тогда ничего не слышно о «высокой психологии», в которой учитывалось бы присущее человеку стремление к смыслу? Стремление к смыслу − это не бесплодное мечтание, не самообман, а скорее «самопрограммирование»...» [15, с. 20]. Способом решения психологических проблем в логотерапии является определение отношения к личному опыту, к обстоятельствам, которые нельзя изменить и отношение к вере.
Информация о работе Современная психология: новые теории и подходы