Сон и память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении. Различают два вида направленности, оказывающих влияние на успешность работы памяти. В одних случаях деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее.
Таким образом, память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Сон – активный процесс………………………………………………………4
2. Механизм сна. Аспекты……………………………………………………….9
2.1. Физиологический аспект……………………………………………………9
2.2. Нервно-мозговой аспект…………………………………………………….9
2.3. Химический аспект…………………………………………………………..9
2.4. Духовный аспект……………………………………………………………10
3. Память………………………………………………………………………….15
4. Классификация памяти по времени хранения информации……………….17
4.1. Кратковременная память…………………………………………………...17
4.2. Мгновенная память…………………………………………………………18
4.3. Долговременная память…………………………………………………….18
4.4. Промежуточная память……………………………………………………..19
5. Восприятие и запоминание речи во время сна……………………………...21
6. Процессы памяти……………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

психология к.р..docx

— 73.22 Кб (Скачать файл)

 

4.4. Промежуточная память 

После обработки в кратковременной  памяти информация в конце концов попадает в долговременное хранилище, где время и объем хранения практически неограниченны. Однако при этом информация проходит через некоторую промежуточную инстанцию. Современные представления позволяют утверждать, что из кратковременной памяти информация вначале попадает в промежуточную. Промежуточная память обладает существенно большей ёмкостью и длительностью хранения – информация может находиться в ней уже несколько часов. Вместе с тем временное накопление информации в промежуточной памяти не заменяет долговременного хранения – ведь через несколько часов информацию следует перевести в долговременную память , чтобы промежуточная не переполнялась. Создается впечатление, что время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день в этой памяти. Создав себе максимально безопасные и спокойные условия, организм отключается от приёма внешней информации и, погрузившись в сон, переходит к решению упомянутых неотложных задач. По окончании сна промежуточная память опять готова к приёму новой информации.    

 Обеспечивает сохранение  информации в течение нескольких  часов и накапливает её в  течение дня. Во время ночного  сна информация классифицируется, сортируется, группируется и переводится  в долговременную память, освобождая память промежуточную для приема новой информации. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. Если человек спит менее трёх часов (два полуторачасовых блока сна) его промежуточная память не успевает очищаться, а это ведет к нарушению выполнения мыслительных и вычислительных операций, снижению внимания и памяти, к ошибкам в речи и действиях.

Давно известно, что сон  совершенно необходим для поддержания  жизни, если лишить человека сна, то через  несколько дней наступит смерть. Для  человека жизнь без сна может  продолжаться значительно меньше, чем  без воды и пищи,- не более  12 суток. Лишение сна вызывает отчетливые изменения в поведении. У человека, который спит менее трех часов  в сутки, понижается уровень бдительности, нарушается выполнение вычислительных операций и ухудшается кратковременная память. Существенно ухудшается внимание: человек временами как бы отключается. Поэтому необходимость сна не вызывает сомнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Восприятие и запоминание речи во время естественного ночного сна.

 

В данном случае подразумевается  способность человека при определенных условиях слышать и запоминать речь в состоянии обычного естественного  сна. По пробуждении все услышанное воспроизводится по памяти (наизусть). Способность к восприятию и запоминанию речи во время естественного ночного сна легко вырабатывается специальной тренировкой в течение 2-4 недель. Если данная способность специально не формируется, спящий либо просыпается при подаче текста, либо продолжает спать, не воспринимая и не запоминая подаваемого текста. Воспринятое во время сна содержание речи либо переживается как мысли неизвестно как попавшие в голову, спонтанно возникшие, либо -- как события, возникшие по логическому ходу действий, развернувшихся в сновидении.

Воспринятая во время сна  информация прочно сохраняется в  памяти. В одном случае испытуемый через 8 лет после опыта помнил содержание того, что ему читалось во время сна, и не мог даже вкратце  воспроизвести содержание ни одного из рассказов, прочитанных в тот  же период при бодрствовании. Данный эффект можно с успехом применять для запоминания больших текстовых данных (лекционный материал, страницы из учебников и т.д.), изучения иностранных языков, сложных определений и формул, слов роли в актерском деле и т.д.

Метод запоминания во время  сна был известен еще с глубокой древности. Так, индийские йоги для  тренировки памяти во сне запоминали труднейшие тексты. Факиры Индии с  целью выработки у своих учеников наблюдательности, внимания, памяти обучали  их во время сна. В Эфиопии сыщикам  в состоянии сна подробно перечисляли  приметы преступника.

Учёным были приведены  экспериментальные доказательства того, что в период естественного  сна человек способен воспринимать речь (иностранные слова, тексты технического, философского и другого содержания), переданную другими лицами или воспроизводимую  в звукозаписи. Воспринятая таким  образом речь может усваиваться  без искажения и воспроизводиться после пробуждения. Оказалось, что  сохраняться в памяти она способна не хуже, чем воспринятая в обычном  состоянии бодрствования. Люди, прослушавшие во сне тексты (по часу в течение  шести дней подряд), никаких признаков  утомления не отмечали.

Но каким образом информация попадает к нам в мозг, когда  мы спим? Ведь если человек слышит какие-либо звуки, он не спит. А если он погружен в сон, то должен, казалось бы, ничего не слышать.

А.М.Свядощ считает, что во время сна мы слышим, но не осознаем этого. К примеру, уставшая мать может крепко заснуть возле своего чада и не реагировать на любой посторонний шум. Но как только малейший шорох будет исходить от ребенка, она немедленно пробуждается. Военнослужащий может крепко спать, не реагируя на громкие звуки орудийной стрельбы, однако мгновенно начнет бодрствовать, когда услышит сигнал тревоги, поданный часовым.

Все это возможно в тех  случаях, когда в период сна в  головном мозгу образуются участки  бодрствования, формирующие так  называемый сторожевой пункт. Именно через  него находящийся в «царстве Морфея»  человек может поддерживать контакт -- раппорт (от французского rapport -- отношения, связь, сношения) с окружающим миром. Сон со сторожевым пунктом, конечно же, будет частичным.

По данным автора, человек  во сне запоминает от 92% до 100% учебного материала. Знания у обучающихся во сне, таким образом, более глубокие, чем у тех, кто осваивает науку обычным методом. Например, продолжительность изучения иностранного языка при помощи гипнопедии можно сократить в три-четыре раза.Нашлись энтузиасты, которые прослышав о чудесных возможностях гипнопедии, экспериментировали на себе. Примерно после 45-го занятия им стало довольно легко читать незнакомый английский текст, причем смысл прочитанного воспринимался очень быстро, интуитивно. Даже трудные тексты теперь легко давались без словаря. Особенно легко запоминались стихи. Усвоение материала уроков значительно облегчалось, когда одновременно они прослушивались и просматривались в учебнике. Приведенное наблюдение вообще-то подтвердило эффективность обучения в период сна.

В середине семидесятых годов много  экспериментов в московских техникумах и институтах провела учебно-экспериментальная  лаборатория иностранных языков Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР.В 22 часа обучаемые укладывались в постели в специально оборудованных спальных комнатах (классах). Перед засыпанием им читали тексты на иностранном языке через динамики, укрепленные в изголовье. В десять часов вечера ровно свет отключался, спокойная тихая речь преподавателя, записанная на магнитофонную пленку, звучала над спящими.

Как правило, за ночь, точнее, за вечер (использовалась только начальная  фаза сна) студенты узнавали несколько  десятков новых слов. На рассвете эти  же слова будили их. Звук при этом транслировался с обычной громкостью.

Для закрепления материала  днем обучающимся предоставлялись  часы самоподготовки. В это время  они читали литературу на иностранных  языках в подлиннике. Курс обучения длился примерно год.Приведенное наблюдение вообще-то подтвердило эффективность обучения в период сна. Но выявило и отрицательную сторону гипнопедии. Стало ясно, что кустарные опыты подобного рода могут нанести вред организму.

Кстати, вопрос, не вызывает ли гипнопедия функциональных расстройств  нервной системы, утомления, интересовал  отечественных исследователей давно. Мнение специалистов по этому поводу оказалось неоднозначным.

Проведенный масштабно эксперимент  выявил некоторые неудобства использования  гипнопедии. Действительно, для обучения во сне необходима дорогостоящая  техника и специально оборудованные  спальные классы. Выяснилось также, что  такое обучение не может заменить естественный педагогический процесс. Оно оказывается полезным лишь для  закрепления в памяти отдельных  видов информации, например математических формул, иностранных слов и т.п.

Таким образом, отдельные  удачные результаты обучения во сне, разрекламированные в печати в 60-х  годах, при тщательной проверке оказались  довольно скромными.

Мнение директора Сомнологического центра Минздрава РФ доктора медицинских наук профессора Я.И.Левина таково: «На самом деле для того, чтобы обучаться во сне, надо находиться в промежуточном состоянии между сном и бодрствованием. Однако во всем массиве сна это состояние занимает всего 5%, а поддерживать его искусственно достаточно сложно, к тому же это чревато развитием расстройств сна. Более того, чем дольше человек углубляется в сон, тем меньше он реагирует на внешние стимулы (шум, голоса), за исключением биологически значимых звуков, например плача ребенка. Таким образом, полноценное обучение во сне неэффективно».

Известный швейцарский исследователь  сна профессор А. Борбели заметил однажды: «Имея дело со сном, каждый раз лицом к лицу сталкиваешься с явлением, которое, с одной стороны, кажется предельно простым, а с другой - постоянно ускользает от научного понимания».

Поэтому следует с большой  осторожностью относиться к обучению во сне. Наш уровень знаний в этой области, несмотря на гигантские успехи физиологии и медицины, пока недостаточен. Логика подсказывает уже сейчас, коль сон дарован нам природой, он жизненно необходим каждому из нас. А посему ночью надо не учиться, а спать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Процессы памяти

 

Процессы памяти подразделяются на:

- запечатление;

- хранение;

- воспроизведение;

- забывание.

1. Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

2. Хранение - накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

Способы организации информации в памяти:

- пространственная организация, лежащая в основе построения "когнитивных карт" (позволяет установить связи и "опорные точки" в физическом пространстве);

- ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками);

- иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории - более общей или более частной - он соответствует).

3. Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче  узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем  фактического объема усвоенного материала.

4. Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Факторы, влияющие на забывание:

- возраст;

- характер информации и степень ее использования;

- интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерферен-ция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

- подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации).

Образы предметов или  процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а  сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти делятся на единичные и общие.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее  точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения - это  представление о предметах и  явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления  являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также  основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем  с помощью воображения новые  представления и образы.

Принято считать, что образование  связей между различными представлениями  определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности - основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов  памяти.

Формы воспроизведения:

- узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

- воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

- припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В основе памяти лежат ассоциации. Предметы и явления, связанные в действительности, связываются и в  памяти человека.

Информация о работе Сон и память