Сон и память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении. Различают два вида направленности, оказывающих влияние на успешность работы памяти. В одних случаях деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее.
Таким образом, память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Сон – активный процесс………………………………………………………4
2. Механизм сна. Аспекты……………………………………………………….9
2.1. Физиологический аспект……………………………………………………9
2.2. Нервно-мозговой аспект…………………………………………………….9
2.3. Химический аспект…………………………………………………………..9
2.4. Духовный аспект……………………………………………………………10
3. Память………………………………………………………………………….15
4. Классификация памяти по времени хранения информации……………….17
4.1. Кратковременная память…………………………………………………...17
4.2. Мгновенная память…………………………………………………………18
4.3. Долговременная память…………………………………………………….18
4.4. Промежуточная память……………………………………………………..19
5. Восприятие и запоминание речи во время сна……………………………...21
6. Процессы памяти……………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

психология к.р..docx

— 73.22 Кб (Скачать файл)

Непонятным оставалось все же, как  эта активация, столь отличная от бодрствования, отражается на работе коры. Лишь в 1996-1997 гг. три независимых  исследования выявили в парадоксальном сне (методом позитронной эмиссионной  томографии) высокоспецифичный характер пространственного распределения  активации и инактивации определенных участков коры и некоторых подкорковых ядер в мозге человека.

В состоянии медленного сна  клетки мозга не выключаются и  не снижают своей активности, а  перестраивают ее; при парадоксальном сне большая часть нейронов коры головного мозга работает столь  же интенсивно, как и при самом  активном бодрствовании. Таким образом, обе фазы сна играют важнейшую  роль в жизнедеятельности, они, по-видимому, связаны с восстановлением функций  мозга, переработкой информации, полученной в предшествующем бодрствовании, и  т. п., но в чем именно эта роль заключается — остается неизвестным.

Состояния сна и бодрствования  чрезвычайно сложны, в их регуляции  принимают участие различные  структуры головного мозга и  различные нейромедиаторные системы. Во-первых, это механизм регуляции ритма активность-покой, включающий сетчатку глаз, ядра гипоталамуса (главный ритмоводитель организма) и эпифиз. Во-вторых, это механизмы поддержания бодрствования — подкорковые активирующие системы, обеспечивающие весь спектр сознательной деятельности человека. В-третьих, это механизм медленного сна, который реализуется особыми тормозными нейронами, разбросанными по разным отделам мозга. Наконец, это механизм парадоксального сна, который запускается из четко очерчен-ного центра, расположенного в области так называемого варолиева моста и продолговатого мозга.

Несмотря на внешнее сходство мозговой деятельности при активном бодрствовании и парадоксальном сне, принципиальная разница между  этими состояниями заключается  в том, что из всех активирующих мозговых систем, во время парадоксального  сна активны лишь одна-две, и именно те, которые расположены в стволе мозга. Все же остальные системы  выключаются, и их нейроны молчат весь период парадоксального сна. Этим и определяется, видимо, различие между  нашим восприятием реального  мира и миром сновидений. Однако механизмы, определяющие наступление  и чередование обеих фаз сна  пока мало изучены.  

 

 

 

 

 

 

 

3. Память

 

Впечатления, которые человек  получает об окружающем мире, оставляют  определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности  — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился  из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что человек отражал, делая или переживал. Различают следующие процессы памяти. Запоминание - запечатление в сознание человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения. Сохранение – удержание в памяти  полученных знаний  в течении относительно длительного периода времени. Воспроизведение активизация закрепленного ранее содержания психики. Узнавание – процесс памяти, явление психики, позволяющие им  более эффективно функционировать.   

Задачи психологии и развитие кибернетики потребовали сегодня  ввести такое понятие о памяти, как долговременная память, кратковременная память и память оперативная, или промежуточная. Все они взаимосвязаны. Хотите перенести новую информацию в долговременную память? Сосредоточьте на ней свое внимание, повторите несколько раз. Конечно, бывает, что какое-то событие «само» запоминается. Значит, в нем заключалось нечто особенное, на что вы невольно обратили внимание.

Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо  воспроизводят и довольно долго  хранят в памяти запомненный ими  материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный  и оператив-ный виды памяти.

По ведущему анализатору память бывает: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая. По предмету, материалу  деятельности память бывает: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная. В зависимости от длительности сохранения различают: кратковременную память (запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия); долговременную память (длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения); оперативную память (запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти). По форме психической активности: произвольным, когда определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной определенной мнемической задаче; непроизвольным, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание просто сопровождает другую деятельность.

Человек с наглядно-образной памятью особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п. При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется   исключительно   сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей. Память –связывает прошлое с его настоящим и будущим и является важнейший познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.  Память –основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Классификация памяти по времени хранения информации.

 

4.1.Кратковременная память. 

Время удержания в памяти по разным источникам от нескольких секунд до нескольких часов. Такой разнобой цифр отражает разные подходы к определению  кратковременной памяти и разные исследовательские методики. В среднем  можно определить время длительностью  в несколько минут. Чтобы задержать  информацию дольше, надо ее проговаривать, повторять. Потому что новая информация немедленно вытесняет первую. (Мы говорим: «У меня сразу вылетело из головы».) Достаточно большое число экспериментов показывает, что в среднем объем кратковременной памяти 7±2 структурные единицы. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин). После этого информация может либо забыться полностью, либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения.

 Информация о внешнем  объекте попадает из мгновенной  памяти в кратковременную. Хранилищ мгновенных следов несколько – столько, сколько модальностей: иконическое, экоическое и т.д. Кратковременное хранилище – единственное и имеет ограниченный объём, поэтому оно не может вместить информацию от всех входов одновременно. Приоритет определяется направленностью внимания в данный момент. Таким образом, если на данный  вход перенесено внимание, то информация с него заполняет кратковременную память. Эта форма памяти по ряду свойств отличается от мгновенной: во-первых,  другим механизмом сохранения, во-вторых, другими формами преобразования информации, в-третьих, другим объёмом и, наконец, иными способами продления срока сохранения. Поскольку хранилище кратковременной памяти общее для всех входов, то информация в ней теряет разнообразие чувственной специфичности (зрительную, слуховую и т.д.) и представлена абстрактным последовательным кодом. Сохранение в кратковременной памяти связано не столько с одновременным состоянием некоторых структур (как  в долговременной памяти), сколько с быстротекущим последовательным процессом.

Одним из воздействий, нарушающих сохранение информации в кратковременной  памяти, является травма. Обнаружено, что  человек забывает события , непосредственно предшествовавшие травме. Это свойство получило название  ретроградной амнезии.

Следует отметить, что некоторые  психологи предпочитают говорить не о кратковременной, а об оперативной памяти. В принципе, это почти одно и то же, но при этом обращается внимание не на длительность хранения информации, а на функции памяти в психической деятельности. В термин (и в понятие) кратковременная память как бы не входит активный момент. Возможно, уже в буферной памяти происходит быстрое забывание материала. В основном промежуточная память очищается во сне.

 

4.2. Мгновенная память.

Обладает очень коротким временем полного сохранения – 0,3 – 1,0 с. Мгновенная память – это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с её помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств.

Обращаясь к биологической  и психологической значимости этой формы памяти, прежде всего следует отметить, что она обеспечивает слитное восприятие внешнего мира. Совершенно очевидно, что непрерывные движения глаз, моргание и ряд других факторов неизбежно привели бы к тому, что воспринимаемая картина мира непрерывно мелькала и прерывалась. Условия слияния сигналов до перерыва с пришедшими после перерыва создает некоторая задержка сигналов на входах (инерционность), чем и обеспечивается сохранение для человека стабильного мира. Так, при просмотре кинофильмов и телепередач именно она обеспечивает непрерывность восприятия, аналогично  экоическая память обеспечивает непрерывность восприятия музыкальных произведений.

Мгновенная память обеспечивает задержку изменения состояния чувствительного  входа под воздействием сигналов, что создает возможность локализовать объект в пространстве, и тем самым возникает предметная отнесенность образа, но ни константность, ни обобщенность еще не формируются.

 

4.3. Долговременная память. 

Информация, накопленная  в течение дня в промежуточной  памяти, поступает в долговременную память после преобразования в кратковременной  памяти. Долговременная память, в отличие  от других видов памяти, практически  не ограничена по объёму и времени  сохранения. Несмотря на эти ценные качества долговременного хранилища, человек часто не получает доступа  к хранящимся там знаниям когда  в них возникает необходимость. Доступность информации определяется в значительной мере организацией хранения. Память – не стационарное хранилище  информации. Она включает управляющие  процессы, влияющие на восприятие. Непрерывность  восприятия обеспечивается схемами  предвосхищения, которые формируются  и хранятся в памяти. Каждый цикл восприятия включает в себя гипотезу, предвосхищение с помощью памяти некоторой конкретной информации, обследование реальной картины, выделение в ней  значимых компонентов и, наконец, корректировку  исходной схемы.

Обеспечивает длительное сохранение информации. Бывает долговременная память ссознательным доступом, когда человек по своей воле может извлечь нужную ему информацию, и долговременная память закрытая, когда человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, но при гипнозе, раздражении участков мозга, использовании специальных приемов кодирования/декодирования может получить к ней прямой доступ и актуализировать во всех деталях образы, картины, переживания, тексты. Для этой памяти свойственназакономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также часть нужной информации. В принципе, долговременная память практически не ограничена ни объемом, ни временем хранения. Чтобы лучше сохранить. Информация в долговременной памяти не пропадает, лишь затрудняется доступ к ней.

Здесь следует провести разграничение  между двумя типами долговременного  хранения. К первому хранилищу  человек имеет произвольный доступ, там информация непрерывно преобразуется (обобщается, группируется, классифицируется) в соответствии с целями и решаемыми  задачами. По мере обучения и накопления жизненного опыта человек овладевает разнообразными способами организации  воспринимаемого материала и  тем самым облегчает себе запоминание  информации и ускоряет произвольный доступ к ней при решении задач. Ко второму хранилищу произвольного  доступа нет, и информация хранится в нем не преобразованная –  в исходном виде.

Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой невидимыми нитями – ассоциациями, поэтому  быстрее опознается и лучше всего  запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций с  информацией, хранящейся в структуре  памяти. Любое понятие, поступающее  в долговременное хранилище, обязательно  активизирует целую систему других понятий, близких к первому в  том или ином отношении (смежности, сходства, причинности).

В долговременной памяти обнаружена такая форма сохранения, где информация хранится в исходном, непереработанном состоянии и недоступна произвольному вспоминанию. Однако при некоторых исключительных условиях механизмы памяти вновь «проигрывают»  эту информацию, например, при диагностическом раздражении электрическим током коры больших полушарий головного мозга. В этих условиях воспоминания появляются в сознании человека принудительно, независимо от его желания и независимо от того, куда в данный момент направлено его внимание, и прекращаются сразу же после снятия раздражения. Вызванные таким способом воспоминания более реальны, чем обычные воспоминания и сны, отличаются большей красочностью и необычной детальностью. У человека создаётся иллюзия, будто он вновь присутствует в знакомых местах и видит угол улицы, реку, фургоны бродячего цирка, конторки в учреждении и т.д.

Информация о работе Сон и память