Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:51, шпаргалка
Специализированная психиатрическая помощь представлена больничной (стационарной) и внебольничной помощью.
Существуют стационары, предназначенные для лечения больных с выраженными психическими расстройствами и для больных с пограничными нарушениями, отделения для психически больных детского, подросткового и пожилого возрастов. Кроме того, психиатрические стационары могут быть при психоневрологических диспансерах и общесоматических больницах.
Истощ-ть и отвлек-ть, как правило, наблюд-ся при астенич. сост-ях. Труд-ть привлеч-я вни-я внешн. стимулами отмеч-ся у депрес-х/ ипохондриков, сосредоточ-х на внутр. пережив-ях, ощущ-ях, а у возбужден-ных и маниакальных б-ных, наоборот— повышена отвлекаемость. Для синдромов нар-я созн-я (особ-но, аменции), при органическом пор-нии лобн. отделов мозга со слабоумием, при атонич. форме олигофрении и при ранней детской шизофрении хар-на апрозексия (неспособность фиксировать внимание на каком-либо предмете в силу плохого зрения, слуха или умственной отсталости), т.е. полная невозм-ть сосредоточ-я. Суж-е объема вни-я м.б. при тревожном синдроме и при патологич. идеях. Патологич. концентр-я и труд-ть быстрого переключ-я вни-я св-ны б-ным эпилепсией. Пат. прик-ть к опред. кругу представл-й наблюд-ся у депрес-х б-ных. Б-ной не в сост-ии отвлечься от тягостных пережив-й, не м. читать, смотреть телевизионные передачи, в мыслях все время возвращ-ся к 1ой и той же теме — о безысход-ти своего полож-я.
23. Память и ее расстройства.
Память – процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Патология может касаться любого из трех звеньев мнестич. процесса.
Рас-ва запоминания. Проявляются в том, что человек утрачивает способность усваивать новый материал. В подобных случаях он может одну и ту же страницу читать много раз и в то же время не будет в состояние передать ее содержание. Бывает так, что при повторном чтение каждый раз текст одной и той же страницей восприн-ся как нечто новое.
Рас-ва воспроиз-я.
1- гипомнезия – общий упадок памяти, при котором человек с большим трудом вспоминает то, что когда-то хорошо знал, или некоторые события не может вспомнить совсем.
2- гипермнезия – сверхусилие
памяти, как правило оно носит
болезненный характер и
3- амнезии – полный пробел
памяти на факты в
Извращения памяти (парамнезии).
1. явление «уже виденного» - больной новую незнакомую ситуацию оценивает как знакомую: явление «никогда невиденного» - больной знакомую ситуацию оценивает как впервые увиденную.
2. конфабуляция – пробелы памяти на какой-либо факт заполняется фантазией – ложным воспоминанием, причем больной неправильно локализует во времени реально происходящие события. Ложные воспоминания о событиях которые никогда не происходили, а часто и не могли происходить в действительности, но представление о которых возникает в сознании больного, сопровождаясь чувством уверенности в том, что им воспроизводится нечто из его жизненного опыта
3. псевдореминисценции - воспоминания о реально происходивших событиях, но неправильно локализуемых во времени, из отдаленного прошлого переносимых в настоящее время. Псевдореминисценции, как правило, наблюдаются у больных с амнестическими нарушениями, в частности с фиксационной амнезией.
4. криптомнезия – ошибочное принятие чужих высказываний за свои собственные.
24. Синдромы нарушения памяти и их особенности у детей
Синдром Корсакова — разновидность амнестического синдрома. Основой его является невозможность запоминать текущие события (фиксационная амнезия) при более или менее сохранной памяти на прошлое. В связи с этим возникает нарушение ориентировки (так называемая амнестическая дезориентировка). В первую очередь это касается времени. Кроме того, имеется дезориентировка в месте и окружающей действительности. И еще один характерный симптом этого синдрома — парамнезии, главным образом в виде конфабуляций или псевдореминисценций, но могут наблюдаться и криптомнезии. Конфабуляции при синдроме Корсакова наблюдаются в виде нарушения памяти на текущие события с момента болезни.
Корсаковский синдром, при котором встречаются все виды амнезий и обманов памяти. Поведение больного полностью дезорганизуется, он не может ориентироваться в происходящем. Этот синдром обычно наблюдается при тяжелом органич. поражение Г.М. после перенесенных энцефалитов, травм черепа, а также у лиц с хронич.алкоголизмом. В детском и подростковом возрасте этот синдром наблюдается крайне редко.
Выраженное нарушение памяти является основным клиническим проявлением корсаковского синдрома (КС). Нарушение памяти (амнезия) – является при КС изолированным расстройством. Другие высшие мозговые функции (интеллект, праксис, гнозис, речь) остаются интактными или нарушаются в незначительной степени. Как правило, отсутствуют выраженные поведенческие нарушения. Данный признак служит основным диференциально-диагностическим отличием КС от других состояний с выраженными нарушениями памяти (например, деменции).
Органический (энцефалопатический, психоорганический) синдром состоит из триады Вальтер-Бюеля, включающей в себя:
1) эмоциональную лабильность,
Нарушения памяти при деменциях
Нарушение памяти является обязательным признаком деменции. Последняя определяется как приобретенное в результате органического заболевания головного мозга диффузное нарушение высших мозговых функций, приводящее к существенным затруднениям в повседневной жизни. Распространенность деменций среди населения весьма значительна, особенно в пожилом возрасте: от 5 до 10% лиц старше 65 лет имеют деменцию.
Сенильные нарушения памяти
Легкое снижение памяти не является патологией для пожилого и старческого возраста. Многочисленные экспериментальные работы показывают, что здоровые лица пожилого возраста хуже усваивают новую информацию и испытывают определенные трудности при извлечении из памяти адекватно заученной информации по сравнению с более молодыми людьми. Нормальные возрастные изменения памяти происходят в промежутке от 40 до 65 лет и не прогрессируют в дальнейшем. Они никогда не приводят к существенным затруднениям в повседневной жизни, нет амнезии на текущие или отдаленные события. Помощь при заучивании в сочетании с подсказкой при воспроизведении значительно улучшает усвоение и воспроизведение информации. Слухоречевая память при нормальном старении страдает в большей степени, чем зрительная или двигательная.
25. М-ды иссл-я интеллекта.
Мет-ки для иссл-я особ-ей мышл-я и IQых спос-тей: Воспроизвед-е рассказов: исследуют поним-е и запомин-е текстов, особ-ти устной и письмен. речи. В зав-ти от хар-ра инструкции и слож-ти текста им-ся возм-ть изменять степень труд-ти зад-я. Объясн-е сюжетных картин: предлаг-ся рассказать,что изображ. на картинке: любые сюжетн. кар-ки, открытки с репродукц-ми картин художников. В проц. иссл-я выявл-ся сообразит-ть, спос-ть к выдел-ю главного, степень эмоц. заинтересов-ти б-ного. Для иссл-я спос-ти воображ-я применяют проективн. мет-ки, к числу к-рых относ-ся м-од Poршаха. Последоват-ть событий: испытуемый должен разложить кар-ки в той последоват-ти, в какой развив-ся изображенное на них событие. Классификация: предлаг-ся разложить по группам 70карточек с изображ-ми на них людьми, животными и различн. предметами. Исключ-е предметов: иссл-ся спос-ть к отвлеч-ю и абстракции. Существенные признаки: предлагают к слову, отпечат-ому крупным шрифтом на бланке, подобрать 2слова из 5напечат-ых под ним мелким шрифтом. Эти 2слова д-ны составить неотъемлемые признаки этого предмета. Определ-е понятии: предлагают ряд слов и просят объяснить,что это такое. Сравн-е понятий: предлагают пары слов: дождь и снег, обман и ошибка и др. Нужно сказать, что общего в этих понятиях и в чем различие м/д ними. Раскрытие переносного смысла пословиц и метафор. Для иссл-я ассоц-й исп. мет-ки назыв-я 60слов (любых,какие приходят на ум), свободных ассоц-й (любое слово в ответ на произнес-е экспериментатором), противоположностей (предлаг-ся ряд слов, к каждому из к-рых нужно подобрать слово противопол.знач-я). Этой же цели служит пиктограмма. Кроме того, для иссл-я IQ сущ. спец. психол.мет-ки (Векслера, Равена), позвол-е вычислять так назыв. IQпоказатель, хар-щий степень недостат-ти IQ, соответствующую идиотии (ИП<30), имбециальности(ИП<50). Ур-ню дебил-ти глубокой ИП=50—70; Ур-ню деб-ти легкой соответ. ИП=70—90; при нормальн. IQ-ИП>90.
Предпосылки и основа интеллекта
Предпосылки интеллекта – когнитивные ф-ции: внимание, память, зрение, слух.
Интеллект- способность приобретать новые знания и творчески их использовать в меняющейся обстановке.
Предпосылкой и основой
Отличительная особенность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей возникает отражение их отношений и связей (ситуации).
Большое значение как один из критериев
интеллектуального поведения
Состояния психического недоразвития
26. Состояние слабоумия, основные разновидности и их мозговые основы.
Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (способность к рациональному познанию, мышление, ориентировка, критические способности, умение адаптироваться в новой ситуации и т.д.). Различают так называемую деменцию - приобретенное слабоумие и олигофрению - врожденное слабоумие.
Приобретенное слабоумие:
1) органическая деменция - слабоумие,
вызванное главным образом
Органическое слабоумие обычно делят на две группы: тотальное (диффузное, глобальное) и частичное (дисмнестическое, парциальное, лакунарное):
а) тотальное слабоумие – хар-ется стойким, снижением всех интеллектуальных функций, слабостью суждений, отсутствием критики к своему состоянию (сенильная деменция), а также слабоумие при прогрессивном параличе (паралитическая деменция);
б) частичное (дисмнестическое) слабоумие
– хар-ется выраженными нарушениями
памяти: такие больные сохраняют
способность к суждениям, у них
наблюдается критическое
2) Шизофреническое слабоумие,
3) Эпилептическое слабоумие
Врожденное слабоумие (олигофрения) - наследственное, врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, выражающееся в общем психическом недоразвитии с преобладанием в первую очередь интеллектуального дефекта и вследствие этого в затруднении социальной адаптации.
Деменция (слабоумие) — приобрет-ый псих-ий дефект с преимущ-ным расстройством IQ функций. Признаками дем-и явл. утрата накопленных способностей и знаний, общее снижение продуктивности псих. деят-ти, изменение личности. Динамика дем-и бывает различной. При опухолях мозга, атрофических заб-ях и атеросклерозе постоянно нарастает дефект психики. В случае посттравматической и постынсультной деменции возможны восстан-е некот-х пс-х функций в первые месяцы заб-я и стабильный характер симптомов на протяжении многих последующих лет. Негативный характер расстройств при дем-и опред-т ее относительную стойкость и невозм-ть полного выздоровления.
Органическое слабоумие бывает обусловлено самыми разл-ми болезнями, приводящими к нар-ю структуры мозга и массовой гибели нейронов. В клинической картине орг.сл. преобл-т грубые расст-ва памяти и снижение спос-ти к абстрактному мышлению. О причине возник-я этого синдрома м. судить по некот-м особенностям клинич-ой картины забол-я. Лакунарное (дисмнестическое) слабоумие проявл-ся растр-ом памяти (спос-ть к образованию понятий и суждений наруш-ся знач-но позже). Это затрудняет возм-ти приобрет-ия новых сведений, но профес-ые знания и автоматизир-ые навыки м. долго сохраняться у таких больных. Хар-но наличие критич-го отнош-я к своим недостаткам: пациенты стесняются несамостоят-ти, извиняются за нерасторопность, пытаются компенсировать нарушение памяти, записывая наиболее важные мысли на бумаге. Откровенны, активно предъявляют жалобы, глубоко переживают свое состояние. В эмоц. сф.- сентиментальность, эмоциональная лабильность, слезливость. Причина - различ. диффузные сосуд-е заб-я мозга: безынсультное течение атеросклероза и гипертонической болезни, диабетическая микроангиопатия, поражение системных сосудов при коллагенозах и сифилитической инфекции.