Шпаргалка по "Специальная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 11:35, шпаргалка

Описание работы

1. Специальная психология в системе психологического и дефектологического знания.
Специа́льная психоло́гия (Коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение

Файлы: 1 файл

spets_ps_shpory (1).docx

— 39.90 Кб (Скачать файл)

 

11​ Задержка  психического развития церебрально-органического  генеза. Психологическая структура 

дефекта по Слепович Е.С.

При ЗПР церебрально-органического генеза механизм недоразвития связан, прежде всего, с поражением нервной системы, дефицитарностью корковых систем, незрелостью регуляторных функций. Для этого вида инфантилизма характерно отсутствие типичной для здорового ребенка живости и яркости эмоций, наблюдается слабая заинтересованность в оценке. При исследовании клинико-психологической картины органического инфантилизма было отмечено, что дети чаще всего испытывают и нарушения настроения. У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, которые могут маскироваться под детскую непосредственность и жизнерадостность. Для детей с пониженным фоном настроения характерна склонность к робости, боязливости, наличие страхов, что может послужить базой для формирования личностной тревожности.

Е.Л. Винникова и Е.С. Слепович (1999) говорят о том, что детей с ЗПР беспокоит и негативное отношение к себе со стороны учителей, и их особое положение в школе. У них обнаруживается переживание безысходности своего положения, отсутствия позитивных перспектив, появляется установка на аддиктивные формы поведения как способ ухода от переживания своей неполноценности. Исследователи отмечает, что детей с ЗПР тяжело переживают низкое их принятие ближайшим окружением, что приводит к внутриличностному конфликту в процессе самовосприятия, к негативным установкам по отношению к себе. А данные личностные особенности детей с ЗПР будут сопровождаться повышенной личностной тревожностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13​ Особенности  личности детей с ЗПР.

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.

1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

2. Не осознавая себя  учеником и не понимая мотивов  учебной деятельности и ее  целей, такой ребенок затрудняется  в организации собственной целенаправленной  деятельности.

3. Информацию, идущую от  учителя, ученик воспринимает замедленно  и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия  он нуждается в наглядно-практической  опоре и в предельной развернутости  инструкций. Словесно-логическое мышление  недоразвито, поэтому ребенок долго  не может освоить свернутые  мыслительные операции.

4. У детей с ЗПР низкий  уровень работоспособности, быстрая  утомляемость, объем и темп работы  ниже, чем у нормального ребенка.

5. Для них недоступно  обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

6. В массовой школе такой  ребенок впервые начинает осознавать  свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности  в себе, страх перед наказанием  и уход в более доступную  деятельность.

По сравнению с нормальными детьми дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. Если большинство обычных детей младшего школьного возраста продолжают походить на дошкольников-"почемучек" - они задают много вопросов относительно предметов и явлений окружающего мира, то дети с ЗПР в этом отношении значительно отличаются от нормальных. Одни из них вообще не задают вопросы, они медлительные, пассивные, с замедленной речью; другие задают вопросы, которые касаются лишь внешних свойств предметов и явлений.

 

 

 

 

 

 

14​ Особенности  игровой деятельности детей с  ЗПР.

Становление игровой деятельности у детей с ЗПР подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей.

 По клинико-психологическим  показателям в ЗПР церебрально-органического  генеза выделяют два варианта: первый - с преобладанием явлений  органического инфантилизма, второй - с преобладанием нарушений познавательной  деятельности, в соответствии с  которыми испытуемые были распределены  на две подгруппы. Оказалось, что  при общих для всех дошкольников  с ЗПР особенностях игровой  деятельности каждая подгруппа  имеет и свои отличия.

 Если у нормально  развивающихся детей к шести  годам сюжетная игра достигает  своего высшего расцвета, то у  всех детей. с ЗПР этого возраста она находится на значительно более ранних этапах своего развития, которые обычно отмечаются в преддошкольном - младшем дошкольном возрасте. Характер сюжетной игры старших дошкольников с ЗПР 1-й подгруппы, по Д.Б. Эльконину, в основном адекватен. первому уровню развития игры. Игровое поведение детей с ЗПР 2-й подгруппы примерно соответствует предметно-игровой деятельности, предшествующей сюжетной игре. Их игровое поведение существенно отличается от того, какое обычно наблюдается при нормальном развитии в более раннем возрасте.

 У всех детей с  ЗПР различной степени выраженности  вычленяются особенности мотивационно-целевой основы игровой деятельности. Это проявляется в первую очередь в резком снижении активности в области игрового поведения.

 Сюжетной игры как  совместной деятельности без  вмешательства взрослого не наблюдалось. В тех случаях, когда взрослый  реализовывал организационный этап  игры, у детей с ЗПР 1-й подгруппы  отмечались попытки развернуть  игру как совместную деятельность, у детей с ЗПР 2-й подгруппы  в основном фиксировалась деятельность  рядом, в смешанных диадах отмечалось  взаимодействие, которое получило  название «неполная совместная  деятельность».

 Для игры дошкольников  с ЗПР характерен предметно-действенный  способ ее построения. Основное  содержание игры у детей с  ЗПР 1-й подгруппы чаще всего  составляют игровые действия, моделирующие  действия взрослых, у детей с  ЗПР 2-й подгруппы - условно-орудийные  действия. Если нормально развивающимся  дошкольникам уже на самых .начальных этапах становления игры чрезвычайно .важно, чтобы в их игре присутствовали воображаемая ситуация и роль, то наши испытуемые затрудняются в осознании воображаемой ситуации и принятии на себя роли,

 

 

15​ Особенности  мыслительной деятельности детей  с ЗПР.

На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы:

1. уровень развития внимания;

2. уровень развития восприятия  и представлений об окружающем  мире (чем богаче опыт, тем более  сложные выводы может делать  ребенок);

3. уровень развития речи;

4. уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов).

У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт - все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития.

Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления.

У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь - активное средство логического мышления ребенка.

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:

Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может. Стереотипность мышления, его шаблонность.

Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия - все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас.

 

 

16​ Особенности  речевой деятельности детей с  ЗПР.

Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия.

Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций. Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет.

 

 

 

 

 

 

 

17​ Особенности  восприятия, памяти и внимания  детей с ЗПР.

Внимание

Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития. В той или иной мере они присутствуют у детей, относящихся к разным клиническим формам задержки психического развития. Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети..

 Недостатки внимания  детей с задержкой психического  развития в значительной мере  связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые  особенно характерны для детей  с органической недостаточностью  центральной нервной системы.

Память

По данным наблюдений, дошкольники с задержкой психического развития обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Таким образом, можно видеть, что, несмотря на некоторое отставание в развитии памяти детей рассматриваемой категории, в ее проявлениях наблюдается та же закономерность, которая про­слеживается у детей без отклонений в развитии: преобладание (более высокие показатели) наглядно-образной памяти по сравнению со словесной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18​ Понятие  об умственной отсталости. Виды  умственной отсталости. Степени  выраженности.

Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии, как, впрочем, и в большинстве других стран, охватывает весьма раз­нообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е. «разлитой», характер. Морфологические изме­нения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Конечно, не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными (ограниченными, местными) нарушениями, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко — в познавательной.

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют дети-олигофрены (от греч. oligos — малый + phren — ум). Поражение мозговых систем (главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур), лежащее в основе недоразвития психики, возникает у этой категории детей на ранних этапах развития — во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых полутора лет жизни, т.е. до становления речи.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени начала ее воздействия. Чем в более ранние сроки у ребенка возникло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевание во внут­риутробном периоде своего развития. И это вполне понятно. Ведь в таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка оказывается минимальным.

Умственная отсталость, возникшая у ребенка в возрасте после 2 лет, встречается относительно редко. В этом случае она входит в ряд понятий, среди которых есть такое, как «деменция» (слабоумие). В отличие от олигофрении при деменции нарушения коры головного мозга возникают после довольно длительно протекавшего, в течение 2—5 лет и более, нормального развития ребенка. Деменция может явиться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом обычно отмечается прогрессирование заболевания. Однако в отдельных случаях с помощью лечения, при благоприятных педагогических условиях, можно добиться некоторого замедления этого процесса.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальная психология"