Шпаргалка по "Специальная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 11:35, шпаргалка

Описание работы

1. Специальная психология в системе психологического и дефектологического знания.
Специа́льная психоло́гия (Коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение

Файлы: 1 файл

spets_ps_shpory (1).docx

— 39.90 Кб (Скачать файл)

1. Специальная  психология в системе психологического  и дефектологического знания.

Специа́льная психоло́гия (Коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение

Специальная психология изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы искажения психического развития при врождённых физических заболеваниях и дефектах. так, например, выявлено, что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения — изменения психического развития (вторичный дефект), перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. (третичные отклонения).

На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.

2.​ Ребенок  с отклонениями в развитии  в обществе «культуры полезности»  и «культуры достоинства».

Культура, ориентированная на полезность, всегда стремится к равновесию и самосохранению. Она всегда озабочена тем, чтобы выжить, а не жить. Ее единственная цель — воспроизводство самой себя без каких-либо изменений. В культуре, ориентированной на полезность, урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, процветает установка на борьбу с природой, от которой «нельзя ждать милостей». Культура полезности — это всегда «культура Центра», определяющего план жизни для всех и каждого. В такой системе сверхцентрализованного управления устанавливается безличный распорядок жизни, в котором шаг в сторону расценивается как побег. В такого рода строго контролируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается хорошо известный в психологии эффект «выученной беспомощности».

Ребенок с отклоняющимся развитием видится младшим по сравнению с его реальным возрастом, его интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся детскими, несерьезными, а ребенок считается неприспособленным и неуспешным.

Такое отношение крайне неблагоприятно для растущего человека, он не может самореализоваться в деятельности, которую ему предлагают и навязывают, потому что она не отвечает его личностным смыслам, а ситуация воспитания больше будет напоминать ситуацию психологического насилия и манипуляции, пусть мягкой, облаченной в одежды «я лучше знаю, что тебе будет лучше»… О развитии субъектности, возможностях самореализации и успешной компенсации в условиях такого воспитания говорить не приходится. Может, потому сейчас зачастую и происходит подмена ценностей социокультурного воспитания стратегией социального призрения, задачами адаптации и приспособления ребенка к окружающему миру. Если же к ребенку с особыми потребностями не относиться как к полноценному человеку, личности, то появятся вторичные дефекты, которые только усугубят отклонения в развитии, приведут к патологическим изменениям характера, девиациям, возникнут предпосылки асоциального поведения и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

3​ Ребенок с  отклонениями в развитии. Виды  аномального развития. Типы специальных  учреждений в Беларуси.

Выделяют тотальную ЗПР, при которой задерживаются в развитии все психические функции и парциальную ЗПР [32], проявляющуюся задержками отдельных сторон психического развития, включая:

а) недоразвитие отдельных сторон психических функций,

б) недоразвитие моторных функций,

в) инфантилизм (эмоциональную и социальную незрелость)

г) невропатию (вегетативную незрелость).

Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях «Начальная школа – детский сад» трех видов [6]:

– компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии;

– комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;

– общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.

.

Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии осуществляется также [9]:

ü   в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в. условиях разновозрастных воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;

ü   в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста;

 

ü   в учреждениях дополнительного образования: центры дополнительного образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др.

 

4.​ Теория высших  психических функций Л.С.Выготского и ее значение для специальной психологи.

Особое значение Выготский придавал развитию у аномальных детей высших; психических процессов и их взаимосвязи с более элементарными. Его исследования показали возможность развития и компенсации умственного и сенсорного дефекта за счет развития и совершенствования в первую очередь <…> психических функций, а не простой тренировки элементарных,

Выготский подчеркивал необходимость изучать не только симптомы того или иного дефекта, но и сущность изменений, характер новообразований.

В результате исследований процессов обучения и развития, а также сензитивных (оптимальных) периодов развития психических функций была выдвинута и обоснована идея о необходимости ранней коррекции аномального развития и учета зоны ближайшего развития при диагностике аномальных детей.

Лев Семенович отмечал, что содержание образования для аномальных детей выступает как мощный фактор коррекции недостатков их развития и развития 4 вообще. Совершенно очевидно, что это положение имеет важнейшее значение не только для дефектологии, но и психологии и педагогики в целом.

B процессе развития аномальных детей под влиянием обучения и трудового воспитания происходит, как показал Выготский, особое, своеобразное для каждого случая изменение структуры дефекта.

При развитии высших психических процессов совершается перестройка отношений между ними вначале при ведущей роли восприятия, затем памяти, затем логического, словесного мышления, а также все большего включения произвольности и использования различных приемов опосредования. В связи с этим возникают новые коррекционные задачи в обучении аномальных детей. Возможность продвижения и совершенствования познавательной деятельности детей Выготский видел в активном формировании у них высших психических процессов.

 

 

 

 

.

 

7.​ Основные  и специфические закономерности  аномального развития

Наличие у ребенка того или иного нарушения (например, потеря слуха на одно ухо) еще не предопределяет аномального развития. В таких случаях физическое и психическое развитие детей не нарушается, и они не могут быть отнесены к категории аномальных.

Нарушенное развитие имеет закономерности, характеризующие как отставание в формировании психики, так и возможную компенсацию нарушений.

Общие закономерности, характерные для разных отклонений в развитии,

трудности социальной адаптации,

нарушения взаимодействия с социальной средой,

изменения в развитии личности ребенка,

нарушение способности к приему и переработке информации,

нарушение словесной регуляции деятельности.

Специфические закономерности свойственны только некоторым типам нарушенного развития и не наблюдаются у детей других категорий. Именно наличие этих специфических закономерностей позволяет нам разграничивать категории детей между собой,

8​ Компенсация  и коррекция

компенсация — сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.

Наряду с понятием компенсация в специальной психологии широко используются такие термины как коррекция, реабилитация, абилитация и адаптация — близкие по значению, но не тождественные понятию компенсация.

 Компенсация и коррекция

 Если компенсация — это процесс возмещения нарушенной или утраченной функции, то коррекция чаще всего определяется как исправление тех или иных нарушений.

Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности

 

 

 

 

 

 

 

 

9​ Понятие о  психологической структуре дефекта

В основе понятия «дефект» лежит латинское слово «defectus» - «недостаток». Каждый дефект имеет свою структуру. Понятие «структура дефекта» было введено известным отечественным психологом Д. С. Выпит-спи. Так, любое отклонение, например, нарушение слуха, зрения, речи влечет за собой вторичные отклонения, а при отсутствии соответствующей коррек-ционной работы еще и третичные отклонения. При разной первичной причине некоторые вторичные отклонения имеют сходные проявления, особенно в младенческом, раннем или дошкольном возрасте. У вторичных отклонений системный характер и их наличие становится причиной изменения всей структуры психического развития ребенка. Преодоление первичных дефектов возможно при условии грамотного медицинского воздействия, когда какустранение вторичных отклонений происходит при коррекционно-педагогическом воздействии. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей: изменением иерархических отношений между первичным и вторичным дефектом.

 

 

 

 

19​ Олигофрения. Причины возникновения

Олигофрении - стойкое, необратимое нарушение в познавательной деятельности вследствие органиче-; ского поражения головного мозга в перинатальный, натальный и ранний лостнатальный периоды (до 3 лет). Категория лиц с олигофренией оставляет значительную часть умственно отсталых. Лицам с олигофренией свойственны тугоподвижность, инертность психических процессов и стереотипность мышления. Это не только определяет особенности их познавательной деятельности, но и оказывает влияние на развитие всей личности. У детей с олигофренией снижен запас представлений об окружающем мире и самом себе, отсутствуют критичность и адекватная самооценка. Конечно, такие дети не в состоянии усвоить программу массовой общеобразовательной школы, а потому нуждаются в специальном образовании.

Причины возникновения олигофрении многочисленны и разнообразны. Причины любых болезней, в том числе и олигофрении, делятся на 2 группы: предрасполагающие и вызывающие непосредственно саму болезнь. Предрасполагающие факторы - это прежде всего отягощенная наследственность, хромосомные, генные и геномные нарушения.

 

 

10​ Клинико-психологическая  классификация задержки психического  развития (по К.С.Лебединской).

. Первая группа — задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.

Вторая группа — задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приво­дит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.

Третья группа — задержка психического развития психогенного происхождения. Надо сказать, что такие случаи фиксируются довольно редко, так же как и задержка психического развития соматогенного происхождения. Должны быть уж очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные, чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм. Значительно чаще мы наблюдаем сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семей­ного воспитания.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка.

 Последняя, четвертая, группа — самая многочисленная — это задержка психического развития церебрально-органического генеза.

 Причины — различные  патологические ситуации беременности  и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы  и заболевания цент­ральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальная психология"