Шпаргалка по "Психопатология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психопатология".

Файлы: 1 файл

Психопатология.docx

— 66.35 Кб (Скачать файл)

23. Факторы и условия  психического развития ребенка. 

24. Основные уровни формирования  психики индивидуума. 

25. Закономерности возрастного  развития.

26. Классификации психического  развития.

27.29. Дизонтогенез. Типы. Психический дизонтогенез выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и отдельных ее частей, а также в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребенка и подростка. Психический дизонтогенез может быть детерминирован биологическими (генетическими и экзогенно-органическими) или неблагоприятными микросоциальными и психологическими воздействиями. Биологические факторы участвуют в формировании нервно-психического состояния, взаимодействуя с факторами социально-психологической среды, а вызванные средовыми воздействиями отклонения психики в своей основе имеют механизм перехода социально-психического через природно-психическое в нейродинамические изменения. Психический дизонтогенез в форме задержанного или искаженного развития психики может быть основой доманифестной (до развертывания выраженных симптомов) шизофрении  или ее сутью.  Шизофренигеские нарушения развития (дизонтогенез) М. Ш. Вроно (1979) систематизирует, например, следующим образом: 1. Шизофренический дизонтогенез генетического происхождения, чаще всего проявляющийся аутизмом или аутистической психопатией. Биологическое происхождение его — либо скрытое течение шизофренического процесса, либо самый его начальный этап, либо постпроцессуальный дефект. 2. Олигофреноподобный дефект при злокачественном течении детской шизофрении. 3. Регресс речи и поведения при неблагоприятно, но не злокачественно протекающей шизофрении. Уровень функционирования психики в сравнении с доманифестным периодом постоянно в течение шизофренического процесса снижается, тогда как при олигофреноподобном дефекте, раз возникнув, остается неизменным. 4. Психофизический инфантилизм, связанный с относительно благоприятно протекающими формами шизофрении, характеризуется незрелостью, главным образом, эмоционально-волевой сферы. Он неравномерен, сочетается с аутизмом и другими шизофреническими изменениями личности. Эти типы дизонтогенеза - различные варианты асинхронии развития, т. е. сосуществования задержки своевременного развития одних функциональных систем и обгоняющего развития других систем. Другой вариант дизонтогенеза — ретардация — задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем организма. Примеры ретардации: умственная отсталость, задержка психического развития, включая общий и частичный (парциальный) психический инфантилизм. В основе формирования дизонтогенетических симптомов лежит задержка, замедление, остановка или искажение развития нервно-психических функций.

28. Этиология.

30. Уровни нервно-психического  реагирования в детском возрасте. Особенности психических заболеваний   детского и подросткового возраста.

31. Причины и основные  механизмы возникновения психической  патологии. 

32.33. Стресс, эмоциональный стресс. Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой и другие стрессы. Эустресс имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Он оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма. Дистресс - это патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, на его психическую деятельность и на поведение человека. Это тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям. Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться. Стрессоустойчивость - представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. СТРЕССОРЫ - факторы, вызывающие ответную реакцию со стороны организма и приводящие его в состояние стресса (резкое изменение температуры и солености воды, радиоактивное излучение, шумовое загрязнение, токсические вещества, голодание и др.). Воздействия стрессоров называются стрессовыми. Стрессодоступность чаще характерна для пассивных, зависимых, тревожных людей, личностей с физической и психической истощённостью, болезненных людей.

34. Основные группы стрессоров. Стрессор — фактор, вызывающий состояние стресса. Неспецифический раздражитель или же воздействие, вызывающее стресс. Наиболее общие формы стрессоров: Физиологическая (чрезмерная боль, сильный шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина или амфетаминов). Психологическая (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.)  Типы стрессоров: Страх, Голод, Жажда, Боль, Усталость, Изоляция. Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными, т.е. формирующимися в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, химическими, биологическими, информационными, психогенными и эмоциогенными. Важное место среди физических, химических и биологических стрессоров (1 группа) занимают механические, химические и инфекционные воздействия, недостаток или избыток пищи, воды, кислорода, углекислого газа, катионов, анионов, солей, ФАВ и других веществ, вызывающие повреждения клеточно-тканевых структур и нарушения гомеостаза различных уровней организации организма. Их главная характеристика — абсолютность (интенсивность) воздействия. Социальные (информационные, психогенные и эмоциогенные) стрессоры (2 группа) характеризуются как абсолютностью (количественностью), так и относительностью (качественностью) воздействий в виде неблагоприятных для организма, особенно конфликтных (на работе, в быту, в семье и т.д.) ситуаций. Причём современная жизнь не только увеличивает эту группу стрессорных воздействий на человека, но и часто не представляет возможностей избегать действия этих стрессоров на организм, заставляя его приспосабливаться к ним.

35. Ведущие звенья патогенеза стресса. Стадии стресса. Стресс начинается с состояния тревоги. Происходит мобилизация защитных сил. В кровь выделяются адреналин, норадренолин, и другие гормоны, которые усиливают обмен веществ. Интенсивнее работает сердце, мышцы, органы дыхания, печень и другие системы. Вторая стадия: приспособление к новому, более высокому уровню деятельности. В этот момент организм успешно справляется с трудной ситуацией. Наконец, при сильном и длительном стрессе может наступить истощение. Силы организма оказываются недостаточными для продолжения деятельности, и задача, предложенная человеку, оказывается для него невыполнимой. Последнюю ситуацию называют дистрессом. Напряжение перерастает в перенапряжение. Оно то и может привести к болезни.

36. Физиология ВНД. 

37. Патофизиологические механизмы  психических нарушений. 

38. Расстройство чувственного  познания в сравнительно - возрастном  аспекте. 

39. Иллюзии, галлюцинации, патологические телесные сенсации, расстройства схемы тела, деперсонализация, дереализация. Неправильное, искаженное восприятие предметов и явлений называется иллюзией. Определенные виды иллюзий возникают у здоровых людей. Галлюцинации отличаются от иллюзии тем, что ложное восприятие возникает в отсутствие субъекта. Галлюцинации изредка возникают  у здоровых людей. Галлюцинации – ложное восприятие не существующего предмета. Дереализация – все вокруг нереально маленькое или большое, нарушение восприятия, при котором окружающий мир воспринимается как нереальный или отдаленный, лишенный своих красок и при котором могут происходить нарушения памяти. Деперсонализация – нарушение ощущения идентификации собственного я. Деперсонализация — расстройство самовосприятия. При деперсонализации собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими. Расстройство схемы тела(психосенсорное расстройство) — ощущение или представление больного об увеличении или уменьшении размеров собственного тела или отдельных его частей, об изменении их расположения или даже об их отделении от тела. Патологические телесные сенсации (нестерпимая боль, жжение и др.) локализуются в определенном участке кожи (наружный угол верхнего века, нижняя часть левой щеки).

40. Синдром вербального галлюциноза.

41. Расстройства абстрактного  познания.

42. Особенности расстройств  мышления в детском и подростковом  возрасте.

43. 44. Бред — расстройство мышления, которое характеризуется возникновением не соответствующей действительности совокупности болезненных представлений, рассуждений и выводов, в которых больной полностью, непоколебимо убеждён и которые не поддаются коррекции. Под сверхценными образованиями понимают такие субъективно значимые и чрезвычайно аффективно заряженные суждения, идеи или переживания, которые занимают неоправданно большое место в психике, могут овладевать сознанием больного, определяя его поступки. Это суждение, которое возникает в результате реальных обстоятельств, но сопровождается чрезмерным эмоциональным напряжением и преобладает в сознании над всеми остальными суждениями. Человека охватывает чрезмерная одержимость в достижении какой-либо цели. Навязчивые идеи - такие представления или мысли, которые появляются в сознании и настойчиво удерживаются в нем против желания субъекта. Они не только мешают свободному течению мыслей, но влияют также на волевую деятельность( число окон в доме, число томов в книжном шкафу и т. п., причем считающий сознает, что это ненужно и ему неприятно). Бредовые и галлюцинаторно-бредовые синдромы. Бредовые синдромы — психические расстройства, основным симптомом которых является бред. Б. с.: паранойяльный, параноидный (галлюцинаторно-параноидный) и парафренный (парафрения, фантазиофрения, фантастически-параноидный синдром). Паранойяльный синдром — психопатологическое состояние в котором доминирует первичный систематизированный бред, развивающийся при ясном сознании. В зависимости от особенностей развития различают хронический и острый паранойяльный синдром. Хронический паранойяльный синдром характеризуется постепенным появлением первичного систематизированного бреда (чаще всего это бред преследования). Первичный систематизированный бред преследования носит интерпретативный характер — содержанием идей преследования является угроза общественному и материальному положению (плагиат, порочащие слухи, похищение изобретений, порча и кража вещей). В дальнейшем доминируют идеи физического уничтожения (отравление, убийство); появляются подозрения, что еда отравлена; может возникнуть страх отравления газами или химическими веществами, больные насторожены, убеждены, что «враги» подстерегают их, пытаются имитировать несчастный случай. В последующем возможен переход к активной защите: больные обращаются в прокуратуру или органы милиции с требованиями обезвредить «бандитов», затем, становясь все более агрессивными, сами нападают на своих «врагов». Больным с хроническим паранойяльным синдромом свойственна обстоятельность мышления — так называемая бредовая обстоятельность, наиболее отчетливо проявляющаяся при изложении содержания бредовых идей. Острый паранойяльный синдром характеризуется сочетанием интерпретативного бреда с образным (чувственным) бредом, отмечаются аффективные расстройства — тревога, страх, растерянность, восторженность с элементами экстаза и др. После острого паранойяльного синдрома может оставаться резидуальный бред или длительно существующий измененный аффект — субдепрессивный или гипоманиакальный. Параноидный синдром характеризуется интерпретативным бредом, слуховыми галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, а также явлениями психического автоматизма. В зависимости от преобладания бредовых идей или сенсорных расстройств выделяют бредовой и галлюцинаторный варианты синдрома. При бредовом варианте бредообразованию, особенно на начальных этапах, часто сопутствуют аффективные расстройства. Содержанием бреда чаще всего являются идеи преследования, слежки, отравления, обвинения, угрозы. При галлюцинаторном варианте содержание бреда во многом соответствует содержанию галлюцинаторных расстройств. Больные, высказывая бредовые идеи, как бы «черпают» их содержание из голосов: слышат оклики, отдельные фразы, комментарии к только что возникшим мыслям, представлениям, тем или иным поступкам. Острый параноидный синдром протекает с явлениями речевого и двигательного возбуждения, импульсивными действиями. Преобладают чувственный бред, явления психического автоматизма, а также аффективные расстройства. Хронический параноидный синдром формируется чаще всего вслед за паранойяльным бредом, он протекает с преобладанием интерпретативного бреда, обнаруживающего тенденцию к постепенной систематизации. Парафренный синдром — сочетание экспансивного бреда (обычно преобладают идеи величия), бреда преследования, галлюцинаторных явлений, разнообразных симптомов психического автоматизма, а также аффективных (чаще маниакальных) расстройств. Бредовые идеи величия могут быть систематизированными. Больные убеждены в своем могуществе, высоком предназначении, особой миссии. Утверждают, что обладают даром предвидения, гениальными способностями: считают себя бессмертными, всемогущими, властителями вселенной. Бред величия может сочетаться с любовным или ипохондрическим бредом, а также с бредом отравления. Хронический парафренный синдром чаще всего формируется на отдаленных этапах развития хронического психоза; он характеризуется систематизированным бредом. Острый парафренный синдром чаще возникает при приступообразном развитии психоза; в его клинической картине превалируют изменчивый по содержанию чувственный бред, выступающий в рамках сложного синдрома (галлюцинации, явления психического автоматизма и др.), аффективные расстройства (в форме экстатического или тревожного аффекта).

45. Синдром Кандинского-Клерамбо. Отчуждение или утрата принадлежности своему «Я» собственных психических процессов (мыслительных, сенсорных, моторных), сочетающееся с ощущением влияния некоторой посторонней силы. В клинической картине выделяют три вида психических автоматизмов: ассоциативный (идеаторный, или мыслительный), сенестопатический (сенсорный, или чувственный) и двигательный (моторный). Ассоциативный автоматизм часто начинается с ощущения нарушения мышления. У больного течение мыслей ускоряется, замедляется или внезапно останавливается. оявление мыслей и представлений сопровождается ощущением, что это совершается помимо его воли (ментизм). Больному кажется, что окружающим известны его мысли и чувства или они вслух повторяют его мысли,  возникает мысленное общение с различными лицами, в первую очередь с преследователями, которые с больным спорят, ругаются, приказывают. Больные утверждают, что им меняют чувства, настроение. Сенестопатический автоматизм проявляется возникновением в различных участках тела неприятных, тягостных, мучительных ощущений, сопровождающихся убеждением, что их вызвали специально извне. При этом больные испытывают чувство жара, жжения, боль, половое возбуждение, неприятные вкусовые ощущения, они считают, что у них задерживают мочеиспускание, дефекацию. Двигательный автоматизм — убежденность больных в том, что они совершают движения и поступки не по собственной воле, а под влиянием внешних воздействий. К двигательному автоматизму относится также насильственное говорение: язык больного помимо его желания произносит слова и фразы, часто неприличные. Синдром Кандинского — Клерамбо встречается чаще при шизофрении; может развиться в острой форме, при эпилептических, травматических и алкогольных психозах, являясь кульминацией их развития.

46. 47. Сознание как высшая функция человеческой психики. Сознательный и бессознательный уровни психической деятельности. Сознание - это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само-контролировании поведения человека.  Продукт деятельности головного мозга. Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:1. Категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы. 2. Отражение существенных, наиболее значимых взаимосвязей. 3. Осознание целей деятельности. 4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания. 5. Самосознание - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе. Бессознательный уровень психической деятельности — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода). Подсознательный уровень психической деятельности – обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умение, навыки, привычки, интуиция. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. 5этапов формирования сознания: 1. до года – бодрствующее сознание. первые реакции на окружающую среду – первые элементы сознания. Ребенок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например, находиться на руках у матери или засыпать при покачивании и др. 2. от 1 года до 3 лет – предметное сознание; главную роль играют непосредственные впечатления действительности. Сознание ребенка дополняется представлениями о предметах и явлениях. сознания ребенок пока не улавливает взаимосвязь реальных событий и предметов с прошлым и будущим, он живет только в настоящем. На этом этапе ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, в его речи пока отсутствует местоимение «я». 3. от 3 до 9 лет – индивидуальное сознание; появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным выделение себя из окружающей среды. Сознание собственного «я» в последующем развитии совершенствуется и усложняется. 4. от 9 до 16 лет – коллективное сознание; В этом периоде становятся отчетливыми представления об объектах пространства, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящими. Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них общественного, социального сознания. 5. от 16 до 22 лет – рефлексивное, высшее социальное сознание. подросток приобретает новые качества, оно становится рефлексивным, на этом уровне многообразные приобретенные знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями. Рефлексивное сознание обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и их последствий. Зрелость сознания достигается к окончанию юношеского возраста, а именно к 20–22 годам.

48.49. Понятие о расстроенном и помраченном сознании, дефицитарные и продуктивные синдромы. Расстройства сознания принято разделять на 2 группы: выключение и помрачение сознания. СИНДРОМЫ ВЫКЛЮЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ. В зависимости от степени глубины понижения ясности сознания выделяют следующие стадии выключения сознания: обнубиляция, оглушение, сомнолентность, сопор, кома. Обнубиляция — «облачность сознания», «вуаль на сознании». Реакции больных, в первую очередь речевые, замедляются. Появляются рассеянность, невнимательность, ошибки в ответах. Часто отмечается беспечность настроения. Оглушение — понижение, вплоть до полного исчезновения ясности сознания и одновременное его опустошение. Основные проявления оглушения — повышение порога возбудимости для всех внешних раздражителей. Больные безучастны,  окружающее не привлекает их внимания, задаваемые им вопросы воспринимают не  сразу, и способны осмыслить из них лишь сравнительно простые или только самые простые. Мышление замедлено и затруднено. Словарный запас обеднен. Сомнолентность — состояние полусна, большую часть времени больной лежит с закрытыми глазами. Спонтанная речь отсутствует, но на простые вопросы даются правильные ответы. Более сложные вопросы не осмысляются. Внешние раздражители способны на некоторое время ослабить симптомы обнубиляции и сомнолентности. Сопор — патологический сон. Больной лежит неподвижно, глаза закрыты, лицо амимично. Словесное общение с больным невозможно. Сильные раздражители (яркий свет, сильный звук, болевые раздражения) вызывают недифференцированные, стереотипные защитные двигательные и голосовые реакции. Кома - полная утрата сознания с отсутствием реакции на любые раздражители. Нейролептический дефицитарный синдром— частый побочный эффект антипсихотических препаратов, особенно в высоких дозах и при длительном приёме. Симптомы нейролептического дефицитарного синдрома чрезвычайно напоминают негативную симптоматику при шизофрении — вялость, двигательная и психическая заторможенность, замедление темпа речи, апатия, cнижение волевых качеств (абулия или гипобулия — буквально означает безволие или слабоволие), снижение уровня энергии («редукция энергетического потенциала»), снижение инициативы, мотивации, побуждений, сужение круга интересов, аутизм, десоциализация, трудности с концентрацией внимания вплоть до полной невозможности сосредоточиться и удерживать внимание на одном предмете (например, читать книги), нарушения памяти, снижение интеллектуальной продуктивности, замедление темпа мышления («тугодумие»), снижение эмоциональной реактивности на внешние стимулы (эмоциональное оскудение или, иначе, эмоциональная холодность) вплоть до полного эмоционального бесчувствия и безразличия, полного отсутствия каких-либо чувств и эмоций. Признаки помраченного сознания. Продуктивные психопатологические синдромы рассматриваются как возникающие вследствие неконтролируемого возбуждения гипотетических исполнительных нейропсихологических структур и обычно указывающие на активно текущий, прогрессирующий болезненный процесс. Например, это депрессивный синдром, галлюцинаторно-параноидный синдром. 2. Дефицитарные психопатологические синдромы развиваются вследствие временного угасания активности или разрушения иерархически более высоко расположенных нейропсихологических структур, вовлечённых в болезненный процесс. Не обязательно, чтобы при появлении дефицитарной симптоматики всегда возникали продуктивные психопатологические симптомы. Например, простая форма шизофрении может протекать без того, чтобы возникали бред или галлюцинации. Дефицитарные психопатологические синдрому, как указывают некоторые исследователи, имеют большее диагностическое значение, нежели продуктивные синдромы. Дефицитарные синдромы, в свою очередь, могут быть разграничены на 3. процессуальные дефицитарные психопатологические синдромы (например, апатия и абулия при простой форме шизофрении, утрата целенаправленности мышления), которые до определённой степени могут быть обратимыми, и 4. дефицитарные синдромы психического дефекта, выявляемые по окончании болезненного процесса (например, слабоумие, апато-абулический дефект) и являющиеся необратимыми, но которые могут быть в той или иной мере компенсируемыми.  Первый признак синдромов помрачения сознания — отрешенность от окружающей действительности, проявляющаяся затруднением или полной невозможностью восприятия окружающего. Второй признак — дезориентировка в окружающем, т.е. в месте, времени, окружающих лицах, собственной личности. Наличие или отсутствие дезориентировки в собственной личности — крайне важный признак, реализующийся при разных видах синдромов помрачения сознания по-разному. Третий признак — нарушение мышления, заключающееся в слабости или невозможности суждений, бессвязности мышления. О характере нарушений мышления судят по особенностям речи пациента: у одних наблюдается— больной использует в речи ограниченное количество слов, речь представляется крайне бедной и маловыразительной; у других обращает на себя внимание крайнее затруднение при ответе на достаточно простые вопросы или при попытке оценить ту или иную ситуацию. При бессвязной речи больные произносят фразы, не содержащие смысла, отдельные слова не имеют связи друг с другом. Нередко речь состоит из отдельных слогов и звуков. Четвертый признак — амнезия периода помраченного сознания полная или частичная. В одних случаях имеет место полная амнезия периода помрачения сознания, в других воспоминания о психопатологических расстройствах и окружающей действительности фрагментарные. Иногда больные отчетливо помнят содержание болезненных переживаний, однако полностью амнезируют как происходящее вокруг, так и свое собственное поведение.

Информация о работе Шпаргалка по "Психопатология"