Шпаргалка по "Психопатология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психопатология".

Файлы: 1 файл

Психопатология.docx

— 66.35 Кб (Скачать файл)

1.Психиатрия - область медицины, изучающая психические (душевные) расстройства, их проявления, динамика и исходы, лечение и профилактика. Предметом психиатрии является больной человек, изменения его аномальной психики. К задачам психиатрии относятся: выявление и регистрация психически больных; диагностика и определение прогноза расстройств; при необходимости активное динамическое наблюдение за больными или консультативная; проведение лечебных и профилактических мероприятий; осуществление экспертизы; социальная реабилитация и реадаптация психически больных; юридическая помощь и правовая защита; выявление социально опасных больных и осуществление недобровольной госпитализации. Различают общую и частную психиатрию. Общая включает проявления (симптомы и синдромы) психических расстройств, общие закономерности течения и исходов, диагностики, прогноза и профилактики психических нарушений. Частная посвящена отдельным формам болезненных психических изменений. По возрастному принципу - сформировались детская и подростковая психиатрия (с момента зачатия до 18 лет) и психиатрия позднего возраста (с 55-60 лет и старше). Различают большую и малую. К первой относятся психозы - грубые и тяжелые расстройства психической деятельности и поведения, ко второй - непсихотические нарушения (относительно неглубокие и преимущественно функциональные нарушения психики, особенно неврозы и расстройства личности).

2.Особенности психиатрии  на современном этапе. 

3.Психиатрическая служба в РФ располагает рядом организационных форм больничной и внебольничной помощи населению. Психиатрические стационары предназначены для лечения больных с психическими расстройствами психотического уровня. Однако не все больные с психозами нуждаются в обязательной госпитализации в ПБ, многие из них могут получать лечение амбулаторно. Госпитализация в ПБ обоснована в случае:  - отказа больного от лечения у психиатра. В этом случае, при наличии условий судом может быть назначено недобровольные госпитализация и лечение. - наличия у больного психотических переживаний, которые потенциально могут привести к опасным для жизни больного и окружающих людей действия. - необходимости проведения лечения. - назначения судом стационарной судебно-психиатрической экспертизы (для лиц находящихся под арестом существуют специальные "стражые" отделения судебно-психиатрической экспертизы, для прочих - "нестражные").  - назначения судом принудительного лечения, совершивших правонарушения. Больные, совершившие особо тяжкие преступления, могут помещаться судом в специализированные ПБ с усиленным наблюдением.  - беспомощности больного при отсутствии родных, способных осуществлять за ним уход. В этом случае показано оформление больного в психоневрологический интернат. В функции диспансера входят: - психогигиена и профилактика психических расстройств, - своевременное выявление больных с психическими расстройствами, - лечение психических заболеваний, - диспансеризация больных, - оказание социальной, в том числе юридической помощи, больным, - проведение мероприятия реабилитационного характера. Диспансеризация предусматривает два вида наблюдения за пациентами – а. консультативное, б. динамическое. Консультативное наблюдение устанавливается над пациентами с непсихотическим уровнем расстройств, при котором сохраняется критическое отношение к болезни. В связи с этим, время очередного визита к врачу определяется самим больным, при появлении у них каких-либо жалоб. Консультативное наблюдение не подразумевает "учет" больного в ПНД, поэтому лица, чаще всего не имеют каких-либо ограничений и могут получить права на вождение автомобилем, лицензию на оружие, работать на опасных работах, в медицине и пр., совершать сделки без каких-либо ограничений. Динамическое диспансерное наблюдение устанавливается за больными с психотическим уровнем расстройств, при которых отсутствует критическое отношение к болезни. Поэтому оно может осуществляться независимо от согласия пациента или его законного представителя. При динамическом наблюдении основная инициатива для очередного осмотра исходит от психиатра, назначающего срок очередной встречи с больным. Если пациент не явился на прием, врач обязан выяснить причины неявки (обострение психоза, соматическое заболевание, отъезд и пр.) и принять меры к его осмотру. Учреждения внебольничной помощи психически больным. Дневные стационары предназначены для купирования первичных психических расстройств или их обострений, если их тяжесть не требует обязательной госпитализации в психиатрический стационар. Эти пациенты ежедневно осматриваются врачами, принимают назначенные им препараты, проходят обследование, а вечером возвращаются домой. Ночные стационары преследуют те же цели, что и дневные, в случаях возможного вечернего ухудшения состояния или неблагоприятной домашней ситуации. Лечебно-трудовые мастерские, входящие в систему реабилитации больных, предназначены для выработки или восстановления трудовых навыков для инвалидов 2-й или 3-й группы. Они получают вознаграждение за свой труд, что в сумме с пенсионным обеспечением дает возможность чувствовать себя относительно независимым в материальном плане. Часть больных имеют возможность перейти на работу в спеццеха или спецучастки, организованные для инвалидов на промышленных предприятиях. Общежития для психически больных создаются в тех случаях, когда пациенты в течение болезни утратили прежние социальные связи, в том числе место проживания. Таким образом, организация психиатрической помощи в РФ характеризуется следующими особенностями: многообразием организационных форм;  возможностью выбрать для пациента организационную форму помощи, наиболее соответствующую его состоянию; преемственностью в лечении, обеспеченной оперативной информацией о состоянии больных и проводимом лечении при его переходе под наблюдение психиатра другого учреждения в системе организации психиатрической помощи; реабилитационной направленностью организационных структур.

4.5.Психопатология - раздел психиатрии, изучающий симптомы, синдромы психических болезней, их взаимосвязь и развитие, а также их природу и причины. Основной структурной единицей в П. является синдром, представляющий собой закономерную совокупность отдельных признаков психической болезни. Без четкого определения синдрома невозможно правильно установить диагноз заболевания. Синдромы отражают глубину и объем поражения психической деятельности. Выделяют позитивные (продуктивные) и негативные синдромы. Позитивные синдромы включают широкий круг расстройств. Обозначают признак патологической продукции – это вновь возникающие признаки ( страх, бред).  Негативные синдромы проявляются истощением психической деятельности, изменением склада личности снижением энергетического потенциала регрессом психической деятельности. Включает признак обратимого состояния ( гипомнезия, амнезия, абулия, апатия). Предмет, объект, цели и задачи психопатологии. Предметом исследования психопатологии служат действительные, осознанные события психической жизни. Хотя основная задача состоит в изучении патологических явлений, необходимо также знать, что и как человек переживает вообще; иначе говоря, нужно охватить психическую реальность во всем ее многообразии.

6.Основные разделы психиатрии. В первую очередь следует назвать организационную психиатрию. Она разрабатывает вопросы организации стационарной и внебольничной помощи больным, а также изучает эпидемиологию психических заболеваний, намечает пути снижения заболеваемости населения нервно-психическими расстройствами. Организационная психиатрия планирует развитие психоневрологической помощи населению, обеспечивает своевременное выполнение намеченных мероприятий. Судебная психиатрия изучает нарушения психической деятельности при различных психических заболеваниях в тесной связи с вопросами уголовного, административного, гражданского и семейного права. В процессе судебно-психиатрической экспертизы не только диагностируется психическое заболевание того или иного лица и назначается лечение, но и решаются вопросы о его вменяемости или невменяемости, дееспособности или недееспособности и других юридических последствиях в зависимости от степени и глубины имеющихся психических расстройств. Психофармакология – наука, изучающая терапевтическое воздействие лекарственных веществ на психическую деятельность и поведение человека. Вопросы, касающиеся соотношения роли социального и биологического в возникновении и развитии психических заболеваний, разрабатывает социальная психиатрия. Она тоже определяет формы и методы реабилитации, ресоциализации, реадаптации психически больных, т.е. решает вопросы создания условий по возможности более полного воспитания (сохранения) индивидуального и общественного статуса больного. К разделу социальной психиатрии следует отнести психогигиену (разрабатывает мероприятия по охране психического здоровья населения) психопрофилактику (определяет меры предупреждения психических заболеваний). Важным разделом общей психиатрии является возрастная психиатрия: детская (определяет особенности психических нарушений у детей), подростковая (изучает развитие психических расстройств в период полового созревания) и геронтопсихиатрия (обосновывает различные нарушения психической деятельности в пожилом и старческом возрасте). Недавно выделилась наркология, выявляющая и учитывающая больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями, проводящая санитарно-гигиенические мероприятия по профилактике и лечению этих заболеваний, а также выясняющая биологические и медико-социальные причины их возникновения.

7.Взаимосвязь психиатрии с другими науками. Современная психиатрия тесно связана со многими смежными науками и прежде всего с биологическими, создающими предпосылки для успешного развития прикладных наук медицины, в том числе и психиатрии. Конкретные биологические исследования различных психических заболеваний проводятся на основе достижений таких наук, как нейрофизиология, биохимия, генетика, иммунология др. Современные данные нейрофизиологии позволяют объяснять многие психопатологические явления. Как известно, выдающиеся ученые главную роль в жизнедеятельности организма отводят нервной системе. Развивая известное положение о том, что в основе психических процессов человека лежит рефлекторная деятельность, Павлов экспериментально изучил механизмы образования в коре больших полушарий временной условной связи и создал рефлекторную теорию. Согласно ей, в основе психических процессов лежит система условных рефлексов, возникающих под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды организма. Используя результаты исследований условно рефлекторной деятельности животных применительно к человеку с учетом качественных особенностей его психики, Павлов создал учение о двух сигнальных системах. Он пришел к выводу, что наши ощущения и представления окружающего мира являются первыми сигналами действительности, а речь – вторыми. Павлов выделял художественный, мыслительный и средний типы.

8.Этапы формирования  детской психиатрии. Научный интерес к детским психическим болезням в России появился в начале XIX века. Впервые были описаны душевные заболевания у детей  Смельским, Хотовицким. Первые работы об умственно отсталых в России - «Очерки об истории нищенства» И. Г. Прыжова с социальным анализом их положения и «Ученики с медленным пониманием» Н. А. Добролюбова, где описана психология этих детей и даны рекомендации по их обучению. Первое лечебно-педагогическое учреждение для умственно отсталых и эпилептиков в России было открыто в 1854 г. в Риге. На первой российской психиатрической кафедре, открытой в 1857г. в Медико-хирургической (ныне - Военно-медицинской) академии, были заложены основы развития детской психиатрии в нашей стране. Основатель этой кафедры И. М. Балинский начал изучение олигофрении. Супруги Маляревские создали до того несуществовавшую детскую психиатрическую службу и медицинскую педагогику. В 1882 г. они открыли врачебно-воспитательное заведение для аномальных и психически больных детей. М. Брезовский, исследуя психозы у детей, объяснил их более редкое возникновение, чем в юношестве, «громадным запасом жизненной энергии» и малым числом вредностей. Корсаков (1893) изучал у детей микроцефалию и состояния «преходящего слабоумия». Педология (всестороннее изучение детей), возникшая в России в 1904 г., дала еще один импульс развитию детской психопатологии. Рождение детской психиатрии как самостоятельной науки относится к началу XX века. В. М. Бехтеревым в Петербурге (1908) был создан Психоневрологический институт с детским отделением при нем, где работали его ученики и последователи, внесшие большой вклад в детскую психиатрию. С1906 г. в Москве стали организовываться вспомогательные классы и школы. В 1907 г. В. П. Кащенко открыл школу-интернат для обучения умственно отсталых детей. Он изучал социальную среду, в которой они воспитывались, К1911 г. вспомогательные классы уже созданы во многих городах России. В 1904 г. были организованы специальные исправительные колонии для малолетних преступников, а в Петербурге в 1910 г. начал заседать первый детский суд.  М. О. Гуревич (1927) опубликовал первый в нашей стране учебник по психопатологии детского возраста. В эти годы детских психиатров было еще очень мало, в связи с этим, как уже было сказано, детскую психопатологию формировали педиатры и педагоги, работавшие с аномальными детьми. Именно этим можно объяснить три  направления в развитии отечественной детской психиатрии. Одно направление было тесно связано с педологией и дефектологией. Это направление не было успешным, так как не обеспечивалось общепсихиатрической основой, развивалось без достаточной клинической базы, хотя и обогащалось экспериментально - психологическими исследованиями. Другое — связанное с общей психиатрией — было более плодотворным в связи со скрупулезным изучением симптоматики и динамики болезней, сосредоточением не столько на дефекте поражения, сколько на сохранившихся структурах психики, а также из-за осознания того, что у больных детей обратимые состояния встречаются чаще, чем стойкие. Третье направление, обязанное своим происхождением педиатрии, чаще и лучше других увязывало нервно-психические расстройства детей с соматической патологией и видело обратную зависимость — соматизацию нервно-психических заболеваний в детском возрасте. Становление детской психиатрии находилось в зависимости от степени изученности соматического здоровья детей. В 1920—40-е годы одной из самых важных задач детской медицины была проблема соматических заболеваний и психических расстройств при них. Значительная распространенность судорожных явлений в детстве определила интерес к ним преимущественно в 1960—80-е годы. Были изучены наследственная предрасположенность, этиопатогенез и возрастные особенности клиники детской эпилепсии. За последнее время (1980-90-е годы) на передний план выдвинулась проблема аддиктивного поведения (злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние), тесно связанная с саморазрушающим поведением, и разные формы психической зависимости (алкоголизм, токсикомания и наркомания). Шизофрения и аффективный (маниакально-депрессивный) психоз у детей и подростков встречаются редко и потому в психиатрической практике занимают небольшое место. Последние десятилетия в связи с большим сближением психиатрии с общей медициной ознаменовались повышенным интересом к психосоматическим расстройствам (болезням адаптации). Сегодня, будучи самостоятельной наукой, детская психиатрия вносит большой вклад в создание служб психического здоровья, предупреждение психических заболеваний и их лечение, продолжая в то же время проникать в суть психических расстройств и отклонений в развитии.

9. Роль психологов и  дефектологов в развитии учения  о психических болезнях детства.

10. Организация помощи  умственно отсталым детям. Закон О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.

11. Основные положения  психопатологии.

12. Болезнь — болезненный процесс, динамическое, текущее образование. Психическая болезнь — это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности. При психической болезни извращается, нарушается отражательная деятельность, что ведет к нарушению познания. Она выражается в искаженном, неправильном, неадекватном восприятии и осмыслении объективной действительности, влечет за собой неправильное поведение больного, затруднение приспособления к среде, в которых чаще всего и проявляется. Здоровье – нормальная деятельность организма, его полное психическое, физическое и социальное благополучие.

13. Нозология – учение о болезни. Нозологию составляют следующие учения и понятия: Этиология — учение о причине возникновения болезней; Патогенез — механизмы возникновения и развития болезни; Патоморфогенез — морфологические изменения, возникающие при развитии болезней; Учение о номенклатуре и классификации болезней; Теория диагноза, то есть идентификация болезней; Патоморфоз — учение об изменчивости болезней под влиянием различных факторов; Врачебные ошибки и ятрогении — болезни и патологические состояния, вызванные действием медицинского персонала. Патология — болезненное отклонение от нормального состояния или процесса развития. К патологиям относят процессы отклонения от нормы, процессы, нарушающие гомеостаз, болезни, дисфункции.

14. Этиология — учение о причине возникновения болезней; Патогенез — механизмы возникновения и развития болезни. Патоморфоз — учение об изменчивости болезней под влиянием различных факторов. Ремиссия – течение болезни. Рецидив – обострение болезни. Исход болезни – выздоравливание, смерть, переход в хроническую форму. Течение – стационарное, приступообразное, волнообразное, регрессирующее, прогрессирующее.

15.16. Понятие симптома и синдрома. Симптом— один отдельный признак, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности, одна отдельная конкретная жалоба больного. Совокупность часто встречающихся вместе при нескольких определённых заболеваниях симптомов называется синдромом (при общности их патогенеза), симптоматикой или симптомокомплексом. Например, именно так говорят о «гриппоподобном синдроме» (головная боль, разбитость, повышение температуры и т. д.). Симптомы подразделяют на специфические — присущие только одному заболеванию, и неспецифические — сопровождающие целый ряд болезней. Положительные – это вновь возникающие признаки ( страх, бред). Негативные – признаки обратимого состояния ( гипомнезия, амнезия, абулия, апатия).

17. Различают психические и непсихические расстройства. Психические- это тяжелые расстройства психики, не способность осмысления окружающего, неадекватное поведение, не способность руководить собой. Это психозы. Непсихические -  менее глубокие, при сохраненной психики социально приемлемое поведение. Это неврозы.

18. 19. 20. Психика – функция мозга.-  способность отражать объективно существующий мир. 3 этапа развития психики: 1. Сенсорный(одноклеточные). 2. Перцептивный(млекопитающие) 3. Интеллект( человекообразные обезьяны и человек). Психическая норма – состояние осознания постоянства и идентичности своего я, адекватное реагирование, соотношение реакций, способность планировать и реализовывать планы, изменять способ поведения от условий,  способность управлять поведением в соответствии с нормами и правилами. Патология - болезненное отклонение от нормального состояния или процесса развития. К патологиям относят процессы отклонения от нормы, процессы, нарушающие гомеостаз, болезни, дисфункции.  Критерии: статистический подход – быть нормальным это быть как все; является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Адаптационный подход - Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития. Культуральный – нормально то, что соответствует данной культуре. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Психопатологический подход - Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию. Гуманитарный (гуманистический) подход - Норма – это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся.

21.22. Психическая болезнь — это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности. При психической болезни извращается, нарушается отражательная деятельность, что ведет к нарушению познания. Она выражается в искаженном, неправильном, неадекватном восприятии и осмыслении объективной действительности, влечет за собой неправильное поведение больного, затруднение приспособления к среде, в которых чаще всего и проявляется. Кратковременное, продолжающееся не более 6 месяцев изменение психики называется психической реакцией. К такого рода реакциям относятся эпилептическая реакция, которая может возникнуть у ребенка во время заболевания, протекающего с очень высокой температурой тела, или невротическая реакция, возникшая при столкновении ребенка с трудными жизненными обстоятельствами (разлука с родителями). Психическое развитие патологический процесс с внутренними, т. е. определяемыми этим процессом, закономерностями симптомообразования. К этому типу нарушений относится, например, невротическое (истерическое, ипохондрическое, астеническое) развитие, т. е. изменения личности, развивающиеся у индивида в процессе длительно протекающего или не поддающегося терапии невроза.

Информация о работе Шпаргалка по "Психопатология"