Шпаргалка по "Методологическим основам психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»

Содержание работы

1. Методология, её предмет, задачи и место в системе психологического знания
2. Природа науки. Строение научного знания
3. Критерии научности знания
4. Основные модели развития науки. Кумулятивизм и анти-кумулятивизм
5. Естественнонаучная парадигма в психологии, её предметное и методологическое своеобразие
6. Методологическая специфика гуманитарной парадигмы в психологии. Философские основания гуманитарной психологии
7. Методологические особенности психоанализа
8. Теоретико-познавательные и методологические особенности гуманистической психологии
9. Методологические особенности культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и психологии деятельности А.Н. Леонтьева
10. Соотношение и взаимодействие обыденного и научного познания. Специфика житейской психологии
11. Виды и функции научных теорий
12. Философские основания психологии, их виды и методологическое значение. Истоки философских оснований
13. Предмет гносеологии психологии. Соотношение и взаимодействие теории и практики в психологии
14. Средства психологического познания, их разновидности и характер влияния на деятельность психолога
15. Интерпретативная деятельность психолога. Понимание и объяснение в психологии
16. Основное содержание категорий деятельности и сознания. Методологическое значение принципа единства сознания и деятельности
17. Принципы психологии, их классификация и роль в познавательной и практической деятельности психолога
18. Принцип детерминизма и принцип развития, их содержание и методологическое значение для психологии
19. Принцип системности, его сущность и методологическое значение. Виды систем
20. Понятие метода. Классификация методов психологии
21. Специфика использования в психологии проективных методов
22. Особенности методов, используемых в психологической практике

Файлы: 1 файл

Метод основы кратко.docx

— 51.63 Кб (Скачать файл)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

  1. Методология, её предмет, задачи и место в системе психологического знания
  2. Природа науки. Строение научного знания
  3. Критерии научности знания
  4. Основные модели развития науки. Кумулятивизм и анти-кумулятивизм
  5. Естественнонаучная парадигма в психологии, её предметное и методологическое своеобразие
  6. Методологическая специфика гуманитарной парадигмы в психологии. Философские основания гуманитарной психологии
  7. Методологические особенности психоанализа
  8. Теоретико-познавательные и методологические особенности гуманистической психологии
  9. Методологические особенности культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и психологии деятельности А.Н. Леонтьева
  10. Соотношение и взаимодействие обыденного и научного познания. Специфика житейской психологии
  11. Виды и функции научных теорий
  12. Философские основания психологии, их виды и методологическое значение. Истоки философских оснований
  13. Предмет гносеологии психологии. Соотношение и взаимодействие теории и практики в психологии
  14. Средства психологического познания, их разновидности и характер влияния на деятельность психолога
  15. Интерпретативная деятельность психолога. Понимание и объяснение в психологии
  16. Основное содержание категорий деятельности и сознания. Методологическое значение принципа единства сознания и деятельности
  17. Принципы психологии, их классификация и роль в познавательной и практической деятельности психолога
  18. Принцип детерминизма и принцип развития, их содержание и методологическое значение для психологии
  19. Принцип системности, его сущность и методологическое значение. Виды систем
  20. Понятие метода. Классификация методов психологии
  21. Специфика использования в психологии проективных методов
  22. Особенности методов, используемых в психологической практике

 

 

Вопросы обсуждены и одобрены на заседании  кафедры «Психологии»

Протокол  № 3 от 22 октября 2012 г.

 

Зам. зав. кафедрой                                       А.А. Булков

Заведующий  кафедрой                               Р.В. Кишиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Методология как наука.  Понятие метода, методологии и  методики.

Метод – путь познания, опирающийся  на некоторую совокупность ранее  полученных знаний.

Метод – реализация определенного  познавательного отношения к  изучаемой действительности, определяющего  организацию исследования и предполагающего  использование соответствующих  приемов и процедур исследования.

Методология – как метод  в широком значении и как путь познания.

Методология – особая форма  рефлексии самосознания науки, включающая в себя анализ предпосылок и оснований  научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности, выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его  структуры, критическую оценку получаемых знаний, определение исторически  конкретных границ познания при данном способе его организации.

Методика – конкретная реализация метода, применяемая к  целям, предмету и задачам исследования. Содержит описание процедуры, инструкцию, интерпретацию.

 
2.Структура и функции методологического  знания.

Структура имеет 3 уровня: 1.) Уровень общенаучных принципов и форм исследования – предполагает глобальные теории, которые характерны для всех наук. 2.) Уровень конкретно-научной методологии. 3.) Уровень методики (техники исследования)

Функции методологического  знания: 1.) Дескриптивный пласт (дескрипт-описание) – идет работа над уже полученными данными. К дескриптивным функциям относится: - катализация или стимулирование процесса познания; - интеграция и синтез; - выработка стратегии развития науки; - мировоззренческая интерпретация результата. 2.) Нормативный пласт – рекомендации и правила осуществления научной деятельности.

 
3.Типы знания. Понятие научного  знания.

1. Духовно-практический способ  освоения мира – мифология,  соединение реального и идеального. Включает: 1.) Мифы – предание, рассказ, слово.Слово и объект в нем реальны. 2) Мудрость – область специфических знаний, которая основывается не только на рациональности, но и включает элементы нравственного, художественно-эстетического, эмоционального, практического отношения к реальности. 3) Мораль – система апробированных опытом норм, правил и оценок, общих требований, отражающих и конструирующих реальность.

2. Художественно-эстетическое  освоение мира.

3. Донаучное (обыденное)  знание – несистематичность и  бездоказательность, принципиально  бесписьменный характер, не требует  специальной подготовки (пословицы  и поговорки, личный опыт).

4. Вненаучное знание – знания, которые не согласуются с общепринятыми стандартами научного рассуждения (лженаука, паранаука). 4. Научное знание

5. Наука – исторически  сложившаяся форма человеческой  деятельности, направленное на познание  и преобразование объективной  реальности и имеет своим результатом  целенаправленное отобранные и  систематизированные факты, логически  выверенные гипотезы, обобщающие  теории, фундаментальные законы.

Научные знания — это сведения, полученные в результате научных  изысканий я характеризующиеся  высокой степенью достоверности (доказанности и надежности), возможностью проверки, теоретической обоснованностью, включенностью  в широкую систему научных  знаний. Характерной особенностью научных  данных, как и вообще научных знаний, является их от¬носительная истинность, то есть возможность их опровержения в результате научной критики.

 

 

 

 

 

 

4.Особенности научного  познания. Критерии и принципы  научного знания.

Особенности научного познания. 1. Обнаружение объективных законов  действительности. 2. Целью является объективная истина. 3. Основная цель прогностическая для дальнейшего  практического освоения действительности. 4. Системность. 5. Строгая доказательность  и обоснованность полученных результатов. 6. Знание, претендующее на научность нуждается в возможности эмпирической проверки. 7. Использование научного оборудования, специфических материальных средств, идеальных средств-логика, системный анализ, мат.методы. 8. Постоянная методологическая рефлексия. 9. Выработка специализированного научного языка. 10. Специфика научного сообщества и субъекта.

Принципы научного знания. 1. Верификация – (Шлик, Карнап) любые теоретические высказывания должны быть подвержены эмпирической проверке. 2. Принцип фальсификации– (Карл Поппер)

Критерии научного знания: 1. Объяснительная сила – теория, объясняющая много фактов обладает большей объяснительной силой. 2. Эвристическая ценность– чем больше фактов теория объясняет тем больше ее эвристическая ценность. 3. Прогностическая ценность.

 
5.Социокультурные предпосылки возникновения  и основ¬ные этапы исторической эволюции науки.

1. Пранаука (донаучный) – 7-4 века до нашей эры. Благодаря рабству. Демократия – свобода слова, и аргументации. Обучения нет, все на наглядном уровне. Письменность с целью сбора долгов. Выделение касты писцов и жрецов, которые обладали знанием. Формируется жилическая наука – знания получаемые эмпирическим путем. Начало выработки методов исследования. Истинность уже не принимается на веру, проверяется на практике.

2. Протонаука (развитие науки) – с 4 по 16 век. Рабская наука– слой рабов, который обладает знаниями – инженеры, школьная наука, элитарная наука– люди владели знаниями о философии.. Формирование исследовательской программы – Аристотель «Об уничтожении и возникновении» - описывает какими характеристиками должна обладать наука: 1) научно познать явление – раскрыть строение и причины; 2) познание начинается с анализа; 3) анализ подтверждается синтезом; 4) быть неистощимым на опровержения. Формируются первые теории – астрономия Птолемея и геометрия Евклида. Элитарная наука мало опиралась на эмпирику. Средневековье. Ряд открытий. Формирование книгопечатания. Главный принцип – теология есть высшая наука, поэтому наука существовала только в монастырях.

3. Преднаука. 16-17 века. Буржуазные революции. Уменьшение роли религии. Факт важнее авторитета. Формируется менталитет учёного. Складывается система приборов. Развитие наук – химия, алгебра, механика.

4. Наука. 1) Доклассический, 17-18 век – складывается понятий  аппарат науки, возникают научные  понятия, термины, формируется  дедуктивная и индуктивная логика. Формируется цельная научная  картина мира и мировоззрение. 2) Классический, 18-19 век. Окончательно  завершается отделение науки  от религии, происходит математизация  наук, в частности физики. Особенности:  механицизм, материализм, детерминизма, развиваются законы. Появляется  история и философия науки. 3) Современный,  с последняя четверть 19 века. – война фундаментальных открытий. Появление теории относительности. От наблюдателя зависят получаемые данные. Кризис в физике. Формируются сведения для нового скачка в познании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Понятие оснований науки.  Типы оснований науки.

Имеется некое единое научное  основание, которое непрерывно –  куммулятивизм – позиция, которая предполагает, что научный прогресс развивается на непрерывном основании

Антикуммулятивизм (вторая позиция) – ломка и смена оснований науки в процессе ее развития. Процесс научного развития является дискретным. Смена оснований может происходить на междисциплинарном уровне.

Виды оснований:

1.) Идеалы и нормы познания  – выполняют регулятивную функцию,  проявляются в общей направленности  и оформлении научных работ.  Необходимы в начале исследования, строится гипотеза; нормы указывает  на типичное усреднённое правило,  а идеал на высшую форму;  норма претендует на повсеместную  реализацию, идеал есть ориентир; норма задаёт пределы пространства  для реализации цели; нормы подвержены  изменениям и трансформациям, идеалы  относительно устойчивы.

2.) Философские основания  науки образуют принципы, которые  обосновывают идеалы и нормы  науки и научной картины мира; обеспечивают включение научного  знания в культуру. Функции: 1) эвристическая  – выработка теоретических и  методических правил для нахождения  истины; 2) любая идея, чтобы стать  частью картины мира должна  пройти процедуру философского  обоснования. Разновидности: 1) онтологические основания – положения о научной картине мира, законах её функционирования и развития; 2) гносеологические – основные принципы познания, соотношение чувственного и рационального; 3) логические – правила абстрагирования, образование понятий; 4) методологические – принципы построения исследований, методы открытия и получения знаний; 5) аксеологические – принятые представления о ценности научных идей, научно-практическая значимость.

3.) Научная картины мира  – целостная система представлений  об общих свойствах и закономерностях действительности. Функции систематизации научных данных.

4* Личностное знание. М.  Полани, против научного познания без научного субъекта. Науку делают люди, обладающие мастерством; искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику;

5* Научное сообщество. Т.  Кун, при взаимодействии научное  сообщество вырабатывает принципы.

 

 

7.Научная картина мира. Структура, формы, основные этапы  исторического становления НКМ

Научная картина мира –  целостная система представлений  об общих свойствах и закономерностях  действительности, построенная на системе  обобщения и синтеза фундаментальных  научных понятий и принципов. Выполняет функцию упорядочивания и систематизации данных.

Структура картины мира: 1. Центральное теоретическое ядро, является относительно устойчивым. 2. Фундаментальные  допущения, условно принимаемые  за неопровержимые. 3. Частные теоретические модели, постоянно достраиваемые.

Формы научной картины  мира: 1. Общенаучная – систематизация знаний, выработанная в естествознании и социо-гуманитарных науках. 2. Социо-гуманитарная и естественно-научная. 3. Специализированная.

Этапы становления научной  картины мира.

1. Классическая научная  картина мира – 2 научные революции. 1я – гелиоцентрическая система  Галилео, Бруно, Кеплера, Коперника.  Характерна объективность, поиск  причинно-следственной зависимости,  максимально полно реализуется  принцип детерминизма. 2я конец  18 века – открытия в области  биологии и физиологии, теория  эволюции Дарвина. Необходимость  введения субъекта в процесс  познания.

Информация о работе Шпаргалка по "Методологическим основам психологии"