Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»
1. Методология, её предмет, задачи и место в системе психологического знания
2. Природа науки. Строение научного знания
3. Критерии научности знания
4. Основные модели развития науки. Кумулятивизм и анти-кумулятивизм
5. Естественнонаучная парадигма в психологии, её предметное и методологическое своеобразие
6. Методологическая специфика гуманитарной парадигмы в психологии. Философские основания гуманитарной психологии
7. Методологические особенности психоанализа
8. Теоретико-познавательные и методологические особенности гуманистической психологии
9. Методологические особенности культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и психологии деятельности А.Н. Леонтьева
10. Соотношение и взаимодействие обыденного и научного познания. Специфика житейской психологии
11. Виды и функции научных теорий
12. Философские основания психологии, их виды и методологическое значение. Истоки философских оснований
13. Предмет гносеологии психологии. Соотношение и взаимодействие теории и практики в психологии
14. Средства психологического познания, их разновидности и характер влияния на деятельность психолога
15. Интерпретативная деятельность психолога. Понимание и объяснение в психологии
16. Основное содержание категорий деятельности и сознания. Методологическое значение принципа единства сознания и деятельности
17. Принципы психологии, их классификация и роль в познавательной и практической деятельности психолога
18. Принцип детерминизма и принцип развития, их содержание и методологическое значение для психологии
19. Принцип системности, его сущность и методологическое значение. Виды систем
20. Понятие метода. Классификация методов психологии
21. Специфика использования в психологии проективных методов
22. Особенности методов, используемых в психологической практике
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
Вопросы обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Психологии»
Протокол № 3 от 22 октября 2012 г.
Зам. зав. кафедрой
Заведующий
кафедрой
1.Методология как наука. Понятие метода, методологии и методики.
Метод – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний.
Метод – реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, определяющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.
Методология – как метод в широком значении и как путь познания.
Методология – особая форма рефлексии самосознания науки, включающая в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности, выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры, критическую оценку получаемых знаний, определение исторически конкретных границ познания при данном способе его организации.
Методика – конкретная реализация метода, применяемая к целям, предмету и задачам исследования. Содержит описание процедуры, инструкцию, интерпретацию.
2.Структура и функции
Структура имеет 3 уровня: 1.) Уровень общенаучных принципов и форм исследования – предполагает глобальные теории, которые характерны для всех наук. 2.) Уровень конкретно-научной методологии. 3.) Уровень методики (техники исследования)
Функции методологического знания: 1.) Дескриптивный пласт (дескрипт-описание) – идет работа над уже полученными данными. К дескриптивным функциям относится: - катализация или стимулирование процесса познания; - интеграция и синтез; - выработка стратегии развития науки; - мировоззренческая интерпретация результата. 2.) Нормативный пласт – рекомендации и правила осуществления научной деятельности.
3.Типы знания. Понятие научного
знания.
1. Духовно-практический способ
освоения мира – мифология,
соединение реального и
2. Художественно-эстетическое освоение мира.
3. Донаучное (обыденное) знание – несистематичность и бездоказательность, принципиально бесписьменный характер, не требует специальной подготовки (пословицы и поговорки, личный опыт).
4. Вненаучное знание – знания, которые не согласуются с общепринятыми стандартами научного рассуждения (лженаука, паранаука). 4. Научное знание
5. Наука – исторически
сложившаяся форма
Научные знания — это сведения, полученные в результате научных изысканий я характеризующиеся высокой степенью достоверности (доказанности и надежности), возможностью проверки, теоретической обоснованностью, включенностью в широкую систему научных знаний. Характерной особенностью научных данных, как и вообще научных знаний, является их от¬носительная истинность, то есть возможность их опровержения в результате научной критики.
4.Особенности научного познания. Критерии и принципы научного знания.
Особенности научного познания.
1. Обнаружение объективных
Принципы научного знания. 1. Верификация – (Шлик, Карнап) любые теоретические высказывания должны быть подвержены эмпирической проверке. 2. Принцип фальсификации– (Карл Поппер)
Критерии научного знания: 1. Объяснительная сила – теория, объясняющая много фактов обладает большей объяснительной силой. 2. Эвристическая ценность– чем больше фактов теория объясняет тем больше ее эвристическая ценность. 3. Прогностическая ценность.
5.Социокультурные предпосылки
1. Пранаука (донаучный) – 7-4 века до нашей эры. Благодаря рабству. Демократия – свобода слова, и аргументации. Обучения нет, все на наглядном уровне. Письменность с целью сбора долгов. Выделение касты писцов и жрецов, которые обладали знанием. Формируется жилическая наука – знания получаемые эмпирическим путем. Начало выработки методов исследования. Истинность уже не принимается на веру, проверяется на практике.
2. Протонаука (развитие науки) – с 4 по 16 век. Рабская наука– слой рабов, который обладает знаниями – инженеры, школьная наука, элитарная наука– люди владели знаниями о философии.. Формирование исследовательской программы – Аристотель «Об уничтожении и возникновении» - описывает какими характеристиками должна обладать наука: 1) научно познать явление – раскрыть строение и причины; 2) познание начинается с анализа; 3) анализ подтверждается синтезом; 4) быть неистощимым на опровержения. Формируются первые теории – астрономия Птолемея и геометрия Евклида. Элитарная наука мало опиралась на эмпирику. Средневековье. Ряд открытий. Формирование книгопечатания. Главный принцип – теология есть высшая наука, поэтому наука существовала только в монастырях.
3. Преднаука. 16-17 века. Буржуазные революции. Уменьшение роли религии. Факт важнее авторитета. Формируется менталитет учёного. Складывается система приборов. Развитие наук – химия, алгебра, механика.
4. Наука. 1) Доклассический, 17-18
век – складывается понятий
аппарат науки, возникают
6.Понятие оснований науки. Типы оснований науки.
Имеется некое единое научное основание, которое непрерывно – куммулятивизм – позиция, которая предполагает, что научный прогресс развивается на непрерывном основании
Антикуммулятивизм (вторая позиция) – ломка и смена оснований науки в процессе ее развития. Процесс научного развития является дискретным. Смена оснований может происходить на междисциплинарном уровне.
Виды оснований:
1.) Идеалы и нормы познания
– выполняют регулятивную
2.) Философские основания
науки образуют принципы, которые
обосновывают идеалы и нормы
науки и научной картины мира;
обеспечивают включение
3.) Научная картины мира
– целостная система
4* Личностное знание. М. Полани, против научного познания без научного субъекта. Науку делают люди, обладающие мастерством; искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику;
5* Научное сообщество. Т.
Кун, при взаимодействии
7.Научная картина мира.
Структура, формы, основные
Научная картина мира –
целостная система
Структура картины мира: 1.
Центральное теоретическое
Формы научной картины мира: 1. Общенаучная – систематизация знаний, выработанная в естествознании и социо-гуманитарных науках. 2. Социо-гуманитарная и естественно-научная. 3. Специализированная.
Этапы становления научной картины мира.
1. Классическая научная
картина мира – 2 научные революции.
1я – гелиоцентрическая
Информация о работе Шпаргалка по "Методологическим основам психологии"