Шпаргалка по «Физиологии ВИД»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по экзамену по дисциплине «Физиология ВИД».

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену по ВНД .doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

34. Условные рефлексы  с прямыми и  обратными связями 

Образование условных рефлексов  с прямыми и  обратными связями  является общей закономерностью  «переключения» в высшей нервной деятельности. Принцип переключения имеет место не только в деятельности коры головного мозга, но и здесь он достигает высшего уровня развития и делает деятельность коры более лабильной и разнообразной, более подвижной и гибкой. В «переключательной» функции коры участвуют тонические (настроечные, подготовительные) и фазические (завершающие, командные, исполнительные) механизмы. Под влиянием различных факторов кора способна в широких пределах варьировать свое «функциональное» состояние и создавать разные картины распределения внутрицентральных путей и тем самым наилучшим образом предуготовиться к экстренному (фазному) ответу, соответствующему текущей ситуации.

Все эти  свойства коры больших полушарий  обеспечивают ей способность контролировать и регулировать функциональное состояние мозга, а также свое собственное в зависимости от внешней и внутренней стимульной программы.

Благодаря свойству условнорефлекторного «переключения» один и тот же раздражитель в зависимости  от обстановки опыта может приобретать  два или более различных сигнальных значения, каждое из которых проявляется в адекватной ему ситуации. Например, звонок в одной камере может служить для животного сигналом оборонительного рефлекса, а в другой — сигналом пищевой реакции. Предъявление двух близких раздражителей (сильный и слабый гудки) в разное время дня может привести к условнорефлекторной дифференцировке этих стимулов. Так, в утренних опытах сильный гудок закреплялся как условный положительный стимул, слабый — отрицательный, а в дневных опытах менялось сигнальное значение обоих стимулов на обратное подкрепляющее значение. 
 
 

35. Понятие временной  связи. Механизмы  ее образования 

Физиологическую основу условного рефлекса составляет процесс замыкания временной  связи. Временная (условная) связь — это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений мозга, возникающих в процессе сочетания условного и безусловного раздражителей и формирующих определенные взаимоотношения между различными мозговыми образованиями. Механизм памяти фиксирует эти взаимоотношения, обеспечивая их удержание и воспроизведение.

Головной мозг формирует психическую деятельность человека, заключающуюся в субъективном отражении объективного мира. Высокоорганизованная кора большого мозга способна образовывать многочисленные новые временные связи, а также вырабатывать и сохранять сложнейшие программы поведения. Психическая деятельность особенно обогатилась за счет развития у человека речи, что привело к возникновению у него абстрактного мышления. Речь создает основу для сложных форм осмысленного восприятия окружающего мира и способствует формированию высших психических функций. 

36. Принцип доминанты.  Свойства доминанты 

Термин и  понятие доминанты как основного  принципа координации рефлекторной деятельности мозга были впервые даны в 1923 г. А. А. Ухтомским. Доминанта в физиологии — это «временно господствующий рефлекс», которым направляется работа нервных центров в данный момент. Наличие доминанты создает повышенную готовность организма реагировать так, а не иначе, ориентирует организм на поиск тех ситуаций (тех раздражителей), по отношению к которым данная доминанта наиболее адекватна. А.А. Ухтомский выдвинул представление об «устойчивом очаге повышенной возбудимости» нервных центров, создающих скрытую готовность организма к определенному виду деятельности при одновременном торможении посторонних рефлекторных актов.

Изучение  свойств доминанты показало, что  нейроны доминантного очага характеризуются  обширным генерализованным рецептивным полем и способны отвечать на любые раздражители, не имеющие к ней прямого отношения. Нейроны доминантного очага «знают» свой (специфический) эфферентный выход, «готовы» осуществить эффект, но «не знают», на какой раздражитель необходимо осуществить это эффекторное действие. Любой афферентный импульсный «толчок» может стать эффективным.

Таким образом, направление движения нервных процессов  при формировании условного рефлекса связано с механизмом и свойствами доминанты, для которой характерны не только высокая возбудимость, но и способность стойко удерживать свое возбуждение, суммировать его за счет последовательно приходящих импульсов от других нервных центров. Возникший в коре очаг возбуждения от условного стимула может иррадпировать во все стороны, однако при наличии сильного возбуждения, которое обусловлено действием подкрепления (несущего побуждающее безусловно-рефлекторное действие), иррадиация будет «направляться» в сторону этого более сильного очага. 

37. Динамическое взаимодействие  доминанты и условного рефлекса

Доминанта входит в структуру условного  рефлекса в виде активированной обратной связи (Симонов, 1987). Сложное динамическое взаимодействие доминанты и условного рефлекса П.В.Симоновым представлено в виде гипотетической схемы (рис. 20), в которую включена деятельность эмоционального «центра», выступающего в роли фактора подкрепления. Под влиянием побуждающего, инициирующего безусловного стимула (ИБС), например голодового возбуждения, специфическая (пищедобывательная) реакция (СР) приобретает доминантный характер, т. е. ее может вызвать самый широкий круг внешних раздражителей (С—Сн). Но условным сигналом (УС) становится только тот раздражитель, действие которого один или несколько раз совпадет во времени с приходом афферентации от подкрепляющего безусловного стимула (ПБС), в данном случае пищи. Нервные механизмы эмоций сопоставляют эту афферентацию с уровнем мотивационного возбуждения. В процессе упрочения условного рефлекса начинает функционировать система обратных связей. При этом активирующая обратная связь (II) избирательно повышает чувствительность структур, воспринимающих условный сигнал, а тормозная (III) — устраняет эффекторные проявления «собственной» безусловной реакции (ОР) на раздражитель, превратившийся в условный. Подкрепляющая афферентация тормозит влияние побуждающего, инициирующего воздействия (феномен «сенсорного насыщения»), но на ранних этапах удовлетворения соответствующей потребности она может усилить побуждение по принципу «аппетит во время еды». Зависимость подкрепления от реакций субъекта превращает классический условный рефлекс в его инструментальную разновидность. 

38. Вторая сигнальная  система как новый  вид рефлекторной  деятельности

Закономерности  условнорефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и человеку. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его высшей нервной деятельности.

И.П.Павлов считал, что специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и который выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка. И.П.Павлов писал, что «слово сделало нас людьми...». С возникновением языка у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения. Таким образом, у человека в отличие от животных существуют две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия. 

39. Слово как сигнал  сигнала

Второй  сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами («сигналами сигналов»). Это система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

Интегративная деятельность нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. При этом слово выступает не только как средство выражения мысли. Слово перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется с помощью слова.

Суть мышления в выполнении некоторых внутренних операций с образами во внутренней картине мира. Благодаря слову, картина мира становится более совершенной, с одной стороны, с другой стороны- более обобщенной, более дифференцированной. Присоединяясь непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные признаки, вносит в него формы анализа и синтеза, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным как субъекту, так и любому слушателю. 

40. Функции речи 

Исследователи выделяют три функции речи:

1. Коммуникативная  функция- осуществление общения  между людьми с помощью языка.  В коммуникативной  функции  выделяют функцию сообщения и  функицию побуждения. Побудительная  сила речи зависит от ее эмоциональной выразительности.

2. Регулирующая  функция речи реализует себя  в высших психических функциях. Первоначально впф как бы разделена  между двумя людьми. Один человека  регулирует поведение другого  с помощью специальных раздражителей,  среди которых наибольшее значение имеет речь.

3. Программирующая  функция выражается в построении  смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений,  в переходе от замысла к  внешнему развернутому высказыванию. 
Когнитивная функция – сложнейшая мозговая деятельность человека, необходимая для приспособления к новым условиям и решениям задач. Процессы мышления сводятся к представлениям, понятиям, суждениям и умозаключениям. Суждения сводятся к речи. Обработка речевого сигнала происходит по законам сенсорных систем.

Речь как  сигнал несет 2 класса признаков:

- собственно  физические признаки (фонемы и  слоги)

- информационные  признаки, просодические (Просодическим признаком обладают только те фонемы, которые образуют вершину слога. Этот признак может быть определен только по отношению к рельефу слога или цепи слогов, тогда как внутренний признак может характеризовать фонему безотносительно к ее роли в рельефе слога и таким образом его можно определить без обращения к рельефу слога или цепи слогов.), когда фонемы собираются в слова и во фразы. 

41. Формирование второй  сигнальной системы  в онтогенезе 

У ребенка  слово становится сигналом сигналов не сразу. Это качество приобретается  постепенно, по мере созревания мозга  и формирования новых и все  более сложных временных связей. В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем. Первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются на уровне первой сигнальной системы. Т.е. непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни. Ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями ( добавляются условные связи СР-НР). Слово обычно выступает в сочетании с другими непосредственными раздражителями (“Где мама?”) Стоит изменить один из компонентов комплекса и слово исчезает. Постепенно слово начинает приобретать ведущее значение вытесняя другие компоненты комплекса. К концу первого года жизни ребенок начинает подражать речи взрослого. Т.е. слово на этом этапе выступает как интегратор первого порядка. Превращение слова в интегратор второго порядка происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо чтобы у него было выработано не менее 15 различных условных связей (НР-СР). Ребенок начинает произносить слова.  На втором году жизни он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи. Между 3 и 4 годами жизни появляются слова интеграторы третьего порядка.. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Ребенок научается говорить. (СР-СР). 

42. Закономерности взаимодействия  первой и второй  сигнальных систем

К закономерностям взаимодействия двух сигнальных систем относится явление элективной (или избирательной) иррадиации нервных процессов между двумя системами. Оно обусловлено наличием нервных связей, формирующихся в процессе онтогенеза между непосредственными раздражителями и обозначающими их словами. Явление элективной иррадиации из первой сигнальной системы во вторую впервые было описано в 1927 г. О.П. Капустник. У детей на звонок при пищевом подкреплении вырабатывался двигательный условный рефлекс. Затем условный раздражитель заменяли разными словами. Оказалось, что только при произнесении слов «звонок» или «звонит» , а также показа карточки, на которой написано «звонок», возникает условная двигательная реакция. Элективная иррадиация возбуждения была получена и для вегетативной реакции после выработки на звонок условного оборонительного рефлекса. Замена звонка на фразу: «Даю звонок» вызывает такую же сосудистую оборонительную реакцию: сужение сосудов руки и головы, как и сам звонок. Другие слова ту реакцию не вызывают. У взрослых переход возбуждения из первой сигнальной системы во вторую выражен хуже, чем у детей. Она легче обнаружива-гся по вегетативным показателям, чем по двигательным. Избирательная иррадиация возбуждения происходит и из второй сигнальной системы в первую.

Между двумя  сигнальными системами существует иррадиация торможения. Выработка дифференцировки  на первосигнальные стимулы может  быть воспроизведена при их замене соответствующими словами. В большинстве  случаев элективная иррадиация между  двумя сигнальными системами возникает как кратковременное явление после выработки условных связей.

Связь двух сигнальных систем, которая обозначается как «словесный раздражитель — непосредственная реакция», имеет самое широкое  распространение. Все случаи управления поведением, движением с помощью слова относятся именно к этому типу связи. При этом речевая регуляция осуществляется не только с помощью внешних речевых сигналов, но и через внутреннюю речь.

Другая важнейшая  форма взаимоотношений первой и  второй сигнальной системы обозначается как «непосредственный раздражитель — словесная реакция» или функция называния. 

43. Роль структур  коры больших полушарий  в осуществлении  речевых функций

Клинические данные, полученные при изучении поражений  мозга, а также результаты его  электрической стимуляции во время операций на мозге позволили выявить те критические структуры коры, которые важны для способности говорить и понимать речь. Методика, позволяющая картировать области коры, связанные с речью, с помощью прямого электрического раздражения, была разработана в 30-х годах У. Пенфильдом в Монреале в Институте неврологии для контроля за хирургическим удалением участков мозга с очагами эпилепсии. Во время процедуры, которая проводилась под местным наркозом, больной должен был называть показываемые ему картинки. Речевые центры выявлялись по афазической остановке (потере способности говорить), когда на них попадало раздражение током.

Информация о работе Шпаргалка по «Физиологии ВИД»