Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:20, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть виды самооценки и формирование самосознания.
Исходя из названной цели, в контрольной работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть понятие самооценки, её сущности и уровень притязаний.
2. Рассмотреть основные положения «Я - концепции»
3. Рассмотреть самосознание личности
Введение …………………………………………………………………………. 3
Самооценка и ее сущность ………………………………………………………5
Основные положения «Я – концепции» ………………………….....................10
Самосознание личности …………………………………..…………………… 14
Заключение ……………………………………………………………………... 20
Литература …………………………………………………..…….…………… 21
Обзор различных точек зрения на вопрос возникновения самосознания в онтогенезе, стадиальность его развития, показывает, что существуют разногласия по этим вопросам. Мы же будем придерживаться трёхкомпонентной структуры самосознания, как и большинство психологов, рассматривающих самосознание как единство трёх сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, и саморегулирования.
Для развития самосознания
характерна стадиальность, то есть деление
на временные отрезки, в пределах
которых накапливаются
Исходя из вышеизложенного понимания самосознания, раскрывающего его содержательный аспект, можно вычленить следующее: человек как социальное существо осознаёт себя членом общества, группы: возрастной, половой, профессиональной, семьи и так далее, свой социальный статус, роли, социальные связи с другими людьми. Объектом самосознания является сама личность, как познающий субъект, которая осознаёт свои личностные особенности: направленность и отношения, психические состояния, процессы, свойства, характер, способности; проявления собственной активности: поступки, взаимоотношения с окружающим миром; осознаёт себя субъектом познания, общения и труда. Осознаёт свои индивидуальные свойства: особенности внешнего облика, функции своего тела, особенности соматической организации и так далее.
Познавая качества другого человека,
личность получает необходимые сведения,
которые позволяют выработать собственную
оценку. Уже сложившиеся оценки собственного
«Я» есть результат постоянного
сопоставления того, что личность
наблюдает в себе, с тем, что
видит в других людях. Человек, уже
зная кое-что о себе, присматривается
к другому человеку, сравнивает
себя с ним, предполагает, что и
тот небезразличен к его
Образ «Я» или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):
— сознание отличия себя от остального мира;
— сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
— сознание своих
психических свойств, эмоциональные
самооценки;
— социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Надо помнить, педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьёзную ошибку, если оставляет без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей.
Бережное отношение к личности, разумно оптимистический подход к её перспективам дают возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребёнком. Эта работа будет способствовать пробуждению в нём уважения к себе, уверенности в своих возможностях и формированию самосознания.
Используемая литература