Самооценка и самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:20, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть виды самооценки и формирование самосознания.
Исходя из названной цели, в контрольной работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть понятие самооценки, её сущности и уровень притязаний.
2. Рассмотреть основные положения «Я - концепции»
3. Рассмотреть самосознание личности

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
Самооценка и ее сущность ………………………………………………………5
Основные положения «Я – концепции» ………………………….....................10
Самосознание личности …………………………………..…………………… 14
Заключение ……………………………………………………………………... 20
Литература …………………………………………………..…….…………… 21

Файлы: 1 файл

кр психодиагностика).docx

— 55.57 Кб (Скачать файл)

Обзор различных точек  зрения на вопрос возникновения самосознания в онтогенезе, стадиальность его  развития, показывает, что существуют разногласия по этим  вопросам. Мы же будем придерживаться трёхкомпонентной структуры самосознания, как и  большинство психологов, рассматривающих самосознание как единство трёх сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, и саморегулирования.

Для развития самосознания характерна стадиальность, то есть деление  на  временные отрезки, в пределах  которых накапливаются количественные признаки, которые постепенно или  скачкообразно приводят к качественным новообразованиям в самосознании. Каждая сторона самосознания детерминирована  образом жизни, ведущей деятельностью  и общением, а также уровнем  развития психики индивида. 

Исходя из вышеизложенного  понимания самосознания, раскрывающего  его содержательный аспект, можно  вычленить следующее: человек как  социальное существо осознаёт себя членом общества, группы: возрастной, половой, профессиональной, семьи и так  далее, свой социальный статус, роли, социальные связи с другими людьми. Объектом самосознания является сама личность, как познающий субъект, которая  осознаёт свои личностные особенности: направленность и отношения, психические  состояния, процессы, свойства, характер, способности; проявления собственной  активности: поступки, взаимоотношения  с окружающим миром; осознаёт себя субъектом  познания, общения и труда. Осознаёт свои индивидуальные свойства: особенности  внешнего облика, функции своего тела,  особенности соматической организации  и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Заключение

Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную  оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного  сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что  видит в других людях. Человек, уже  зная кое-что о себе, присматривается   к другому   человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и  тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; и  все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое  самочувствие.

 Образ «Я» или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

—    сознание отличия  себя от остального мира;

—    сознание «Я»  как активного начала субъекта деятельности;

—    сознание своих  психических свойств, эмоциональные  самооценки;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

—    социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое  формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Надо помнить, педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьёзную ошибку, если оставляет без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей.

Бережное отношение к личности, разумно оптимистический подход к её перспективам дают возможность  найти стратегию индивидуальной работы с ребёнком. Эта работа будет  способствовать пробуждению в нём  уважения к себе, уверенности в своих возможностях и формированию самосознания.

 

 

 

 

Используемая литература

  1. Бернс, Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Бернс. - М., Прогресс, 1986г. – 367 с.
  2. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат. - 1984г. – 235 с.
  3. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 175 с.
  4. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубенштейн. - В 2т.Тн.-М.: "Педагогика", 1989г., с.236-249
  5. Спиркин, А.Г. Происхождение сознания. / А.Г. Спиркин. - М., 1960.- 230 с.
  6. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М., 1972г. – 160 с.
  7. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - Изд. Наука. М., 1977г. – 245 с.

 

 

 


Информация о работе Самооценка и самосознание