Самооценка и самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:20, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть виды самооценки и формирование самосознания.
Исходя из названной цели, в контрольной работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть понятие самооценки, её сущности и уровень притязаний.
2. Рассмотреть основные положения «Я - концепции»
3. Рассмотреть самосознание личности

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
Самооценка и ее сущность ………………………………………………………5
Основные положения «Я – концепции» ………………………….....................10
Самосознание личности …………………………………..…………………… 14
Заключение ……………………………………………………………………... 20
Литература …………………………………………………..…….…………… 21

Файлы: 1 файл

кр психодиагностика).docx

— 55.57 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

  1. Введение …………………………………………………………………………. 3
  2. Самооценка и ее сущность ………………………………………………………5
  3. Основные положения «Я – концепции» ………………………….....................10
  4. Самосознание личности …………………………………..…………………… 14
  5. Заключение ……………………………………………………………………... 20
  6. Литература …………………………………………………..…….…………… 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого  внимания. И кто знает, может быть, именно из этого интереса и возникла сама психология как наука. Поведение  человека всегда сочетается с его  представлением о себе – образ  «Я» и с тем, каким он хотел  бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок представляется любопытным в связи с формированием  жизненной позиции личности.

Проблема самосознания и  самооценки личности в настоящее  время является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается  в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Личность существует в пространстве разнообразных  характерных для общества отношений. Имея сознание, человек ориентируется  в сложной системе взаимоотношений, вступает во взаимодействия, осознает себя, сравнивая с другими, переживает ситуации успеха и неудач. Ориентировка в жизни, особенно в людях, в том  числе в самом себе, в межличностных  отношениях, возможна благодаря познавательным процессам и выявляется в понятиях, суждениях, представлениях и умозаключениях, в идеалах, самосознании, убеждениях, мировоззрении. Реализация поведения  человека, программирование его деятельности и общения связаны с целеполаганием, способностями, установками и убеждениями. Регуляция и контроль деятельности, общения и отношений происходит ведь благодаря темпераменту и характеру, притязаниям и самооценке личности. Проблеме самооценки и самосознания посвящено немало исследований отечественных и зарубежных психологов, которая актуальна и в наши дни.

В контрольной работе дан  анализ адекватной, неадекватной самооценки и формирование самосознания личности.

Цель контрольной работы – рассмотреть виды самооценки и формирование самосознания.

Объект контрольной работы – самооценка и самосознание.

Предмет контрольной работы – виды самооценки и формирование самосознания.

Исходя из названной цели, в контрольной работе решаются следующие задачи:

1. Раскрыть понятие самооценки, её сущности и уровень притязаний.

2. Рассмотреть основные  положения «Я - концепции»

3. Рассмотреть самосознание личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка и её сущность

Исследованиями самооценки занимались Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, А.Г. Спиркин, А.А. Бодалев У.Джеймс, К. Роджерс, Р. Бернс и многие другие выдающиеся ученые.

Психологический облик человека очень  многообразен и определяется как  врожденными свойствами, так и  приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и  духовной культурой. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера  деятельности. Умение разбираться в  своем сложном психическом мире помогает человеку легче решать трудные  жизненные проблемы, вступать в общение  с людьми. Любой из нас, зная о  своих положительных и отрицательных  свойствах, может использовать плюсы  и не показывать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, более  сознательно проанализировать поведение  и психологические свойства другого  человека.

Мера адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших  его аспектов — самооценки личности, то есть оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Именно при помощи самооценки осуществляется регуляция поведения личности.

Самооценка - это нравственная оценка  своих  собственных  поступков,   моральных  качеств,   убеждений, мотивов, одно из проявлений нравственного  самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется  в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые  вырабатываются обществом, и выявления  своего личного отношения к собственным  поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому  в QI самооценки человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. Cамооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой - самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность самостоятельно направлять и контролировать свои действия и воспитывать себя. Т.А. Рытченко приводит такое определение самооценки: «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей». Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Заниженная самооценка ведет  к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать  свои задатки и способности. Такие  люди обычно ставят перед собой более  низкие цели, чем те, которых могли  бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке  окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой  очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив. Причиной подобной самооценки может быть властное, заботливое или потакающее родительское воспитание. И это будет запрограммировано с ранних лет в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно формирует основу для низкой самооценки. Низкая самооценка имеет много форм и проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Заниженная самооценка вызывает депрессии, может стать причиной развода.

Адекватная самооценка личностью  своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий  уровень притязаний, адекватное отношение  к успехам и неудачам, одобрению  и неодобрению. Такой человек  более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться    развивать    у    себя    адекватную    самооценку    на    основе самопознания.

Формирование и развитие позитивной самооценки - это фундамент, на котором должна строиться вся  жизнь. Позволяя негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем  у себя привычку ожидания негативных факторов.

Жизнь можно усовершенствовать  только тогда, когда мы сами, а не случай программируем свое подсознание и мышление.

Самооценка тесно связана с  уровнем притязания личности, которую  можно определить как желаемый уровень  самооценки личности, проявляющийся  в степени трудности цели, которую  человек ставит перед собой.

Уровень притязания — это стремления индивида к цели такой сложности, которой по его мнению соответствуют его способности, а также достижения в определённом виде действия, сфере общения, на которую рассчитывает человек при оценке своих возможностей. Термин «уровень притязания» введён  Куртом Левиным.

В случае успеха шкала притязаний обычно повышается, человек проявляет  готовность решать более сложные  задачи, при неуспехе —  снижается.

Уровень притязаний не всегда соответствует объективной оценке способностей - может быть заниженным или завышенным (нереалистичным, реалистичным). Выделяют частный и общий уровень притязаний.

Частный уровень притязаний относится  к достижениям в отдельных  областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определённое место  в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и  т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей  области.

Уровень притязаний может носить более  общий характер, то есть относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, в которых проявляются  его интеллектуальные и нравственные качества.

Люди, обладающие реалистичным уровнем  притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в  достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Личность с неадекватной  самооценкой  обладает  нереалистичным (завышенным или заниженным) притязанием. В поведении  это проявляется в выборе слишком  трудных или слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, неуверенности  в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности  в оценке достигнутого, ошибочности  прогноза.

Уровень притязаний впервые был  изучен в 20-х годах под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определённой трудности зависит  от успеха или неудачи в решении  предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение  уровня притязаний), неудачи - наоборот, более лёгких (снижение уровня притязаний). Выяснилось, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены  не тем, чтобы добиться успеха, а  тем, чтобы избежать неудачи.

Если индивиду приходится осуществлять выбор между задачами различной  степени трудности, он выбирает самые  лёгкие задачи, или самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие и самооценка не окажутся уязвлёнными). Эксперименты К. Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями.

В результате -  выявили закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень  трудными и очень лёгкими задачами и целями таким образом, чтобы  сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется предвосхищением успеха или неудачи и смутно осознаваемым учётом и оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование уровня притязаний прослеживается в учебной работе школьника при выборе темы доклада, дополнительного задания и т.п.

Исследования уровня притязаний позволяют  лучше понять мотивацию поведения  человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее  лучшие качества личности. В одних  случаях важной становится задача повышения  уровня притязаний личности: если ребёнок  невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности.

Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся  тяжёлыми эмоциональными срывами и  конфликтами.

 

 

 

 

 

 

Основные положения  «Я-концепции»

Первая концепция личностного  «Я» принадлежит У. Джемсу, рассматриваемая  в контексте самопознания. С его  точки зрения глобальное, личностное «Я»  является двойственным образованием, состоящем из двух составляющих -  «Я – сознающего» и  «Я – как объекта». Эти две стороны самосознания всегда существуют одновременно.  В состав «Я – как объекта» включаются : материальное «Я» (одежда, дом, семья), физическое «Я» (тело), социальное «Я» (общественное признание человека, его репутация), духовное «Я» (сам  мыслящий субъект). Джемс рассматривает действующее «Я» – как субъекта мысли, но при характеристике эмпирического «Я» выходит за пределы сознания.

Р.Мейли выделяет три аспекта  в изучении «Я»:

  1. Центрация большинства психических функций и явлений. Человек чувствует себя субъектом своих действий, своего восприятия, мыслей, чувств  и отражает свою тождественность и неразрывность с тем, чем он был ранее.
  2. Совокупность объектов, определяющих содержание «Я» или его поле.
  3. «Защитные механизмы». В более общем смысле под ними понимается совокупность небиологических  побуждений, направленных на защиту, а также укрепление чувства своей силы и ценности.

И.С. Кон  выделяет следующие  аспекты проблемы «Я»:

  1. «Я – идентичность» (самость). Человек при изменениях окружающей среды сохраняет некоторую идентичность, поддерживая и воспроизводя собственную структуру.
  2. «Эго». С данным представлением связана субъективность сознания, понятие действующего лица, наблюдателя, которое получило название «Я». При изучении данного аспекта  внимание исследователей направлено  на процессы и механизмы сознательной саморегуляции поведения.
  3. «Образ Я» - при изучении рассматриваются конкретные процессы и механизмы самосознания, степень адекватности самооценок, структурные компоненты «Я - образов» и динамика их изменения, роль и значение самосознания в общем балансе психической деятельности.

Информация о работе Самооценка и самосознание