Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:20, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть виды самооценки и формирование самосознания.
Исходя из названной цели, в контрольной работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть понятие самооценки, её сущности и уровень притязаний.
2. Рассмотреть основные положения «Я - концепции»
3. Рассмотреть самосознание личности
Введение …………………………………………………………………………. 3
Самооценка и ее сущность ………………………………………………………5
Основные положения «Я – концепции» ………………………….....................10
Самосознание личности …………………………………..…………………… 14
Заключение ……………………………………………………………………... 20
Литература …………………………………………………..…….…………… 21
Содержание.
Введение
Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть, именно из этого интереса и возникла сама психология как наука. Поведение человека всегда сочетается с его представлением о себе – образ «Я» и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок представляется любопытным в связи с формированием жизненной позиции личности.
Проблема самосознания и
самооценки личности в настоящее
время является одной из ключевых
в психологии. Она широко обсуждается
в рамках отечественных и зарубежных
психологических исследований. Личность
существует в пространстве разнообразных
характерных для общества отношений.
Имея сознание, человек ориентируется
в сложной системе
В контрольной работе дан анализ адекватной, неадекватной самооценки и формирование самосознания личности.
Цель контрольной работы – рассмотреть виды самооценки и формирование самосознания.
Объект контрольной работы – самооценка и самосознание.
Предмет контрольной работы – виды самооценки и формирование самосознания.
Исходя из названной цели, в контрольной работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть понятие самооценки,
её сущности и уровень
2. Рассмотреть основные положения «Я - концепции»
3. Рассмотреть самосознание личности
Самооценка и её сущность
Исследованиями самооценки занимались Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, А.Г. Спиркин, А.А. Бодалев У.Джеймс, К. Роджерс, Р. Бернс и многие другие выдающиеся ученые.
Психологический облик человека очень
многообразен и определяется как
врожденными свойствами, так и
приобретенными в процессе воспитания,
обучения, овладения материальной и
духовной культурой. Через индивидуальность
раскрываются: своеобразие личности,
её способности, предпочтительная сфера
деятельности. Умение разбираться в
своем сложном психическом мире
помогает человеку легче решать трудные
жизненные проблемы, вступать в общение
с людьми. Любой из нас, зная о
своих положительных и
Мера адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, то есть оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Именно при помощи самооценки осуществляется регуляция поведения личности.
Самооценка - это нравственная
оценка своих собственных поступков,
моральных качеств, убеждений,
мотивов, одно из проявлений нравственного
самосознания и совести личности.
Способность к самооценке формируется
в человеке в процессе его социализации,
по мере сознательного усвоения им
тех моральных принципов, которые
вырабатываются обществом, и выявления
своего личного отношения к
Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).
На основе завышенной самооценки
у человека возникает идеализированное
представление о своей
Заниженная самооценка ведет
к неуверенности в себе, робости,
застенчивости, невозможности реализовывать
свои задатки и способности. Такие
люди обычно ставят перед собой более
низкие цели, чем те, которых могли
бы достигнуть, преувеличивают значение
неудач, остро нуждаются в поддержке
окружающих, слишком критичны к себе.
Человек с низкой самооценкой
очень раним. Все это приводит
к возникновению комплекса
Адекватная самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, адекватное отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
Формирование и развитие позитивной самооценки - это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Позволяя негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов.
Жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируем свое подсознание и мышление.
Самооценка тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.
Уровень притязания — это стремления индивида к цели такой сложности, которой по его мнению соответствуют его способности, а также достижения в определённом виде действия, сфере общения, на которую рассчитывает человек при оценке своих возможностей. Термин «уровень притязания» введён Куртом Левиным.
В случае успеха шкала притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — снижается.
Уровень притязаний не всегда соответствует объективной оценке способностей - может быть заниженным или завышенным (нереалистичным, реалистичным). Выделяют частный и общий уровень притязаний.
Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определённое место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.
Уровень притязаний может носить более общий характер, то есть относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.
Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.
Личность с неадекватной самооценкой обладает нереалистичным (завышенным или заниженным) притязанием. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза.
Уровень притязаний впервые был изучен в 20-х годах под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определённой трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более лёгких (снижение уровня притязаний). Выяснилось, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи.
Если индивиду приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, он выбирает самые лёгкие задачи, или самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие и самооценка не окажутся уязвлёнными). Эксперименты К. Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями.
В результате - выявили закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень лёгкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.
Формирование уровня притязаний определяется предвосхищением успеха или неудачи и смутно осознаваемым учётом и оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование уровня притязаний прослеживается в учебной работе школьника при выборе темы доклада, дополнительного задания и т.п.
Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если ребёнок невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности.
Постоянные неудачи могут
Основные положения «Я-концепции»
Первая концепция личностного «Я» принадлежит У. Джемсу, рассматриваемая в контексте самопознания. С его точки зрения глобальное, личностное «Я» является двойственным образованием, состоящем из двух составляющих - «Я – сознающего» и «Я – как объекта». Эти две стороны самосознания всегда существуют одновременно. В состав «Я – как объекта» включаются : материальное «Я» (одежда, дом, семья), физическое «Я» (тело), социальное «Я» (общественное признание человека, его репутация), духовное «Я» (сам мыслящий субъект). Джемс рассматривает действующее «Я» – как субъекта мысли, но при характеристике эмпирического «Я» выходит за пределы сознания.
Р.Мейли выделяет три аспекта в изучении «Я»:
И.С. Кон выделяет следующие аспекты проблемы «Я»: