Самооценка и самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:20, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть виды самооценки и формирование самосознания.
Исходя из названной цели, в контрольной работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть понятие самооценки, её сущности и уровень притязаний.
2. Рассмотреть основные положения «Я - концепции»
3. Рассмотреть самосознание личности

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
Самооценка и ее сущность ………………………………………………………5
Основные положения «Я – концепции» ………………………….....................10
Самосознание личности …………………………………..…………………… 14
Заключение ……………………………………………………………………... 20
Литература …………………………………………………..…….…………… 21

Файлы: 1 файл

кр психодиагностика).docx

— 55.57 Кб (Скачать файл)

И.С. Кон  заключил, что  эти аспекты проблемы «Я» - взаимосвязаны  и предполагают друг друга: «Идентичность  психики  и поведения индивида не возможна без какого–то единого  регулятивного начала, которое требует  самосознание. «Эго» - как регулятивный механизм предполагает преемственность  психической деятельности и наличие  информации о себе. «Образ Я» как  бы достраивает идентичность и субъективность личности и одновременно корректирует её поведение».

Общее в позициях Мейли  и Кона состоит в том, что они  выделяют «Я как субъекта», активного, действующего, «Я – идентичность» (самость), «Я – образ». «Наряду с «Я»  как субъектом активным, действующим  и субъективным, - подчёркивает И.С. Кон, - необходимо выделять «Я» как  объект восприятия, мышления, то есть объектное, рефлексивное, категориальное Я, или  образ Я, понятие Я, или Я –  концепцию».  И.С.  Кон понимает «образ Я» как социальную установку (установочную систему), позволяющую  представить его структуру не как случайный набор компонентов, а как систему когнитивных, эмоциональных  и поведенческих признаков.

«Образ Я» рассматривается  Чесноковой И.И., Н.И. Непомнящей - как  сторона ценности, М.И.Лисиной -  как  становление образа Я, А.Н.Крыловым – как   развитие личности посредствам  общения.

Таким образом, можно заключить, что имеется  разнообразие в понимании  «Я – образа».

В зарубежных исследованиях  преимущественно рассматриваются  не разрозненные «образы Я», а систематическая  «Я – концепция». Дж. Мид  считал, что становление человеческого  «Я» как целостного психического явления есть не что иное, как  происходящий  «внутри» индивида социальный  процесс  формирования «Я – сознающего»  и «Я - как объекта». У Р. Бернса  «Я – концепция» понимается  как  совокупность установок «на себя». В установке выделяются три составляющих компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий:

  1. «Образ Я» – это представления индивида о себе. В него включаются ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, жизненные цели. Одни характеристики «Я – образа» обладают большей значимостью, другие меньшей.
  2. Самооценка – аффективная оценка данного представления. В «Я– концепции» представлена не только констатация, описание черт, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.

Бернс представил «Я – концепцию»  в виде иерархической структуры. Её вершину составляет глобальная «Я – концепция», включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это  чувство собственной преемственности, неповторимости. Основываясь на том, что «образ Я» и самооценка образуют неразрывное единство, и предрасполагают  индивида к определённому поведению, автор рассматривает глобальную «Я – концепцию» как совокупность установок индивида, направленных на себя. Выделяются три основные модальности  самоустановок:

  1. Реальное «Я» – это установки, связанные с тем как индивид воспринимает свои актуальные психологические особенности, роли, статус, то есть представления о том, какой он есть на самом деле.
  2. Зеркальное (социальное) «Я» – это установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят другие люди.
  3. Идеальное «Я» – установки, связанные с представлением о том, каким он хотел бы быть.

«Я – образ» или «Я – концепция» является важной характеристикой  личности. Человек воспринимает различные  характеристики своего «Я». Эти восприятия организуются в более или менее  объективный, связанный, устойчивый целостный  образ.

Смысл «образа Я» складывается на основе соотнесения собственных  свойств личности с мотивом её деятельности. Существование внутренних преград, их противоборство в реальном или воображаемом поступке становится основой саморефлексии – главной  составляющей смысла «Я», которая имеет  две основные стороны: когнитивную  и эмоциональную. Когнитивная проявляется  в субъективном определении собственных  черт, в их самооценке, эмоциональная  – в формировании эмоций и чувств, направленных на себя самого.

Итак, структура «Я – концепции» выглядит следующим образом:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самосознание  личности.

Вопрос самосознания человека чрезмерно  сложен. Каждый человек имеет множество  образов своего «Я», которые существуют в разных ракурсах: как он воспринимает себя, как он представляет идеальное  своего «Я», каким это «Я» предстает  в глазах других людей и так  далее.

В осуществлении различных  видов активности субъекта, его деятельности, общения, поведения, значительная роль принадлежит самосознанию. В процессе  практической деятельности человек  как субъект (человек на характерном  для него высшем уровне активности, целостности, автономности),  характеризуется  совокупностью деятельностей и  мерой их продуктивности, преобразует  социальный мир и самого себя. Изменяя  мир, человек глубже понимает и его, и самого себя как субъекта деятельности  (личность, имеющая  определённые права, обязанности и выполняющая определённые роли и функции).

Психологический словарь  определяет самосознание как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам  поведения, переживаниям и мыслям, выражающимся также в эмоционально – смысловой  оценке своих субъективных возможностей, выступающих в качестве основания  целесообразных действий и поступков.

В основе самосознания –  способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при  формировании первичных способов человеческой жизнедеятельности. Отношение к  своему бытию, опосредованное совместной деятельностью (в процессе общения), способствует формированию определённого  представления о себе самом как  о способном на общественно значимые поступки и действия. Представления  о себе складывается под влиянием оценочного отношения других людей  при соотнесении мотивов, целей  и результатов своих  поступков  и действий с канонами и социальными  нормами поведения, принятыми в  обществе. «Образ Я» -  непременное условие каждого акта  целеполагания. Представление о цели и путях её достижения это одновременно и представление о своих будущих действиях, о формирующихся в этих действиях способностях – о себе, уже добившемся своей цели, так или иначе изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои возможности. В первом случае он относит себя к тем, кто обладает нужными и престижными способностями, во втором  - к тем, у которых этих способностей нет.

С.Л.Рубинштейн  пишет, что  проблема психологического изучения личности завершается раскрытием её самосознания. Он считал, что развитие самосознания проходит ряд ступеней: от наивного неведения в отношении самого себя до всё более углублённого самопознания, соединяющегося затем со всё более  определённой и иногда резко колеблющейся самооценкой. С.Л. Рубинштейн высказал суждение о трёхкомпонентной структуре  самосознания: переживаемое отношение  к себе, отношение к другому  человеку  и воспринимаемое (или  ожидаемое) отношение другого.

Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему  для  организации  его собственной деятельности, его  взаимоотношений с окружающими  и его общения с ними.  
            Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного   познания      себя,  развернутый во времени, связанный   с движением   от   единичных, ситуативных образов через   интеграцию     подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного «Я».  
            Образование отношений формирующегося  человека к    самому  себе   является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности  и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации,  предмету  и   средствам деятельности,  к другим  людям.  Лишь   пройдя  через   многие  объекты   отношений, сознание     становится  само  объектом  самосознания.  Требуется накопление    опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе  превратились в свойство,  называемое  рефлексивностью, которое завершают   структуру   личности   и   обеспечивают   ее   целостность.  Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности,  ценностными  ориентациями, установками;   выполняя   функцию  самопознания,  самоконтроля,  саморегуляции   и самоорганизации личности .

Самопознание - сложный многоуровневый процесс, индивидуализировано развернутый  во времени. Условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию,  на 2-й стадии подключается самоанализ.

По своему объекту (тому, что осознаётся) самосознание понимается как процесс, направленный на осознание  себя как субъекта сознания, общения  и действия (А.Г. Спиркин), своих отношений  к внешнему миру, другим  людям, к  самому себе (П.Р. Чамата), своей личности как физического, духовного и  общественного существа (Н.Е. Анкудинова),  осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего  его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности –  практической и теоретической, субъекта деятельности осознания в том  числе  (С.Л. Рубинштейн).

И.И. Чеснокова рассматривает  самосознание как сложный   психологический  процесс, заключающийся в восприятии личностью многообразных «образов» самого себя  в различных ситуациях деятельности и в соединении этих образов в единое целостное образование – в представление, а затем в понятие о собственном «Я». Процесс самопознания тесно связан с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщённые результаты познания себя и эмоционально-ценностного отношения закрепляются в соответствующую самооценку, которая становится регулятором поведения личности. Таким образом, И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как единство трёх сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения. Самосознание является динамичным образованием психики, находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в постоянном функционировании.

Сторонами внутреннего  строения сознания и самосознания  являются знание и отношение.

Самосознание является рефлексивным отображением самого себя. Рефлексия  выступает в качестве психологического механизма самосознания. В.Н. Козиев  определяет рефлексию как способность  перейти в некоторую позицию  и рассматривать другого человека или  собственную  личность с точки  зрения этой позиции.

Л.Д. Олейник  выделяет следующие  стадии в развитии самосознания: закладывание основ самосознания  (от рождения до 2 – 3 лет); становление личности и  формирование субъекта сознания и самосознания на конкретном уровне  (от 3 до 10 – 12 лет); дальнейшего становления личности и формирования самосознания на абстрактно – логическом уровне  (от 12 до 18  - 20 лет); стадия зрелого самосознания (от 20 лет и далее).

Основанием для выделения  стадий у И.И. Чесноковой являются кризисы  в развитии личности. Она условно  выделяет следующие стадии: от 1 года до 3 лет; от 3 до 7 лет; от 7 до 12 лет; от 12 до 14 лет; от 14 до 18 лет. По её мнению последним  вышеуказанным возрастным периодом  процесс развития самосознания не завершается, а продолжает развиваться дальше, возможно всю жизнь. Онтогенез самосознания рассматривается у Чесноковой И.И. как  развёртывающийся  во времени  психический процесс, состоящий  из трёх всё более усложняющихся  форм: самопознания, эмоционально –  ценностного отношения и саморегуляции. Если на первых стадиях развития ребёнка  все эти три сферы самосознания как бы слиты, то со временем каждая из этих форм самосознания становится относительно самостоятельной.

Структура самосознания личности представляет собой взаимодополняющее  соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой.

Когнитивная подструктура включает осознание себя в системе деятельности, в системе детерминированных  этой деятельностью межличностных  отношений и в системе его  личностного развития. Постепенно на основе представления о себе в  отдельных ситуациях, на основе мнения коллег складывается устойчивая «Я –  концепция», придающая ему чувство  профессиональной уверенности или  неуверенности.

В аффективно-оценочном отношении  к себе различают оценку своих  сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних (ретроспективная  самооценка) и будущих достижений (потенциальная или идеальная  самооценка), а также оценку того, что думают о нем другие (рефлексивная самооценка). По мнению А.К. Марковой если актуальная оценка выше ретроспективной, а идеальная выше актуальной,  это говорит о росте профессионального  самосознания. 

Третий компонент профессионального  самосознания - поведенческий - означает способность действовать на основе знаний о себе и отношения к  себе.

А.Г. Спиркин, анализируя особенности  самосознания и самооценки, отождествляет  эти явления: «…сама сущность сознания выражается в оценке человеком своих  действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, в целостной оценке самого себя и  своего места в жизни» .

Основными функциями самосознания являются  развитие и совершенствование  своей личности в соответствии с  социально – нравственными требованиями общества и сознательное использование  психических закономерностей своей  личности для наиболее  успешного  преобразования природы и общества .

Информация о работе Самооценка и самосознание