Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:20, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть виды самооценки и формирование самосознания.
Исходя из названной цели, в контрольной работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть понятие самооценки, её сущности и уровень притязаний.
2. Рассмотреть основные положения «Я - концепции»
3. Рассмотреть самосознание личности
Введение …………………………………………………………………………. 3
Самооценка и ее сущность ………………………………………………………5
Основные положения «Я – концепции» ………………………….....................10
Самосознание личности …………………………………..…………………… 14
Заключение ……………………………………………………………………... 20
Литература …………………………………………………..…….…………… 21
И.С. Кон заключил, что эти аспекты проблемы «Я» - взаимосвязаны и предполагают друг друга: «Идентичность психики и поведения индивида не возможна без какого–то единого регулятивного начала, которое требует самосознание. «Эго» - как регулятивный механизм предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о себе. «Образ Я» как бы достраивает идентичность и субъективность личности и одновременно корректирует её поведение».
Общее в позициях Мейли
и Кона состоит в том, что они
выделяют «Я как субъекта», активного,
действующего, «Я – идентичность» (самость),
«Я – образ». «Наряду с «Я»
как субъектом активным, действующим
и субъективным, - подчёркивает И.С.
Кон, - необходимо выделять «Я» как
объект восприятия, мышления, то есть объектное,
рефлексивное, категориальное Я, или
образ Я, понятие Я, или Я –
концепцию». И.С. Кон понимает
«образ Я» как социальную установку
(установочную систему), позволяющую
представить его структуру не
как случайный набор
«Образ Я» рассматривается Чесноковой И.И., Н.И. Непомнящей - как сторона ценности, М.И.Лисиной - как становление образа Я, А.Н.Крыловым – как развитие личности посредствам общения.
Таким образом, можно заключить, что имеется разнообразие в понимании «Я – образа».
В зарубежных исследованиях
преимущественно
Бернс представил «Я – концепцию»
в виде иерархической структуры.
Её вершину составляет глобальная «Я
– концепция», включающая всевозможные
грани индивидуального
«Я – образ» или «Я – концепция» является важной характеристикой личности. Человек воспринимает различные характеристики своего «Я». Эти восприятия организуются в более или менее объективный, связанный, устойчивый целостный образ.
Смысл «образа Я» складывается
на основе соотнесения собственных
свойств личности с мотивом её
деятельности. Существование внутренних
преград, их противоборство в реальном
или воображаемом поступке становится
основой саморефлексии –
Итак, структура «Я – концепции» выглядит следующим образом:
Самосознание личности.
Вопрос самосознания человека чрезмерно сложен. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», которые существуют в разных ракурсах: как он воспринимает себя, как он представляет идеальное своего «Я», каким это «Я» предстает в глазах других людей и так далее.
В осуществлении различных
видов активности субъекта, его деятельности,
общения, поведения, значительная роль
принадлежит самосознанию. В процессе
практической деятельности человек
как субъект (человек на характерном
для него высшем уровне активности,
целостности, автономности), характеризуется
совокупностью деятельностей и
мерой их продуктивности, преобразует
социальный мир и самого себя. Изменяя
мир, человек глубже понимает и его,
и самого себя как субъекта деятельности
(личность, имеющая определённые права,
обязанности и выполняющая
Психологический словарь определяет самосознание как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям, выражающимся также в эмоционально – смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающих в качестве основания целесообразных действий и поступков.
В основе самосознания –
способность человека отличать себя
от своей собственной
С.Л.Рубинштейн пишет, что проблема психологического изучения личности завершается раскрытием её самосознания. Он считал, что развитие самосознания проходит ряд ступеней: от наивного неведения в отношении самого себя до всё более углублённого самопознания, соединяющегося затем со всё более определённой и иногда резко колеблющейся самооценкой. С.Л. Рубинштейн высказал суждение о трёхкомпонентной структуре самосознания: переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого.
Самосознание принадлежит
Самосознание
в психической деятельности человека
выступает как сложный процесс опосредованного
познания себя, развернутый
во времени, связанный с движением
от единичных, ситуативных образов
через интеграцию подобных
ситуативных образов в целостное образование
- понятие собственного «Я».
Образование
отношений формирующегося человека
к самому себе является
наиболее поздним по сравнению с другими
свойствами. Во всех видах деятельности
и поведения эти отношения следуют за
отношением к ситуации, предмету
и средствам деятельности, к другим
людям. Лишь пройдя через
многие объекты отношений, сознание
становится само объектом самосознания.
Требуется накопление опыта
множества подобных осознаний себя субъектом
поведения для того, чтобы отношения к
себе превратились в свойство,
называемое рефлексивностью, которое
завершают структуру личности
и обеспечивают ее целостность.
Они наиболее тесно связаны с целями жизни
и деятельности, ценностными ориентациями,
установками; выполняя функцию
самопознания, самоконтроля, саморегуляции
и самоорганизации личности .
Самопознание - сложный многоуровневый
процесс, индивидуализировано
По своему объекту (тому, что осознаётся) самосознание понимается как процесс, направленный на осознание себя как субъекта сознания, общения и действия (А.Г. Спиркин), своих отношений к внешнему миру, другим людям, к самому себе (П.Р. Чамата), своей личности как физического, духовного и общественного существа (Н.Е. Анкудинова), осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности – практической и теоретической, субъекта деятельности осознания в том числе (С.Л. Рубинштейн).
И.И. Чеснокова рассматривает
самосознание как сложный психологический
процесс, заключающийся в восприятии
личностью многообразных «
Сторонами внутреннего строения сознания и самосознания являются знание и отношение.
Самосознание является рефлексивным
отображением самого себя. Рефлексия
выступает в качестве психологического
механизма самосознания. В.Н. Козиев
определяет рефлексию как способность
перейти в некоторую позицию
и рассматривать другого
Л.Д. Олейник выделяет следующие
стадии в развитии самосознания: закладывание
основ самосознания (от рождения
до 2 – 3 лет); становление личности и
формирование субъекта сознания и самосознания
на конкретном уровне (от 3 до 10 – 12
лет); дальнейшего становления
Основанием для выделения
стадий у И.И. Чесноковой являются кризисы
в развитии личности. Она условно
выделяет следующие стадии: от 1 года
до 3 лет; от 3 до 7 лет; от 7 до 12 лет; от 12
до 14 лет; от 14 до 18 лет. По её мнению последним
вышеуказанным возрастным периодом
процесс развития самосознания не завершается,
а продолжает развиваться дальше,
возможно всю жизнь. Онтогенез самосознания
рассматривается у Чесноковой И.И.
как развёртывающийся во времени
психический процесс, состоящий
из трёх всё более усложняющихся
форм: самопознания, эмоционально –
ценностного отношения и
Структура самосознания личности представляет собой взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой.
Когнитивная подструктура включает осознание себя в системе деятельности, в системе детерминированных этой деятельностью межличностных отношений и в системе его личностного развития. Постепенно на основе представления о себе в отдельных ситуациях, на основе мнения коллег складывается устойчивая «Я – концепция», придающая ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности.
В аффективно-оценочном
Третий компонент
А.Г. Спиркин, анализируя особенности самосознания и самооценки, отождествляет эти явления: «…сама сущность сознания выражается в оценке человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, в целостной оценке самого себя и своего места в жизни» .
Основными функциями самосознания
являются развитие и совершенствование
своей личности в соответствии с
социально – нравственными