Роль воображения в учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить приёмы, методы, формы, способствующие развитию воображения в учебной деятельности младших школьников.

Задачи:

1.изучить психолого-педагогическую, методическую, методологическую литературу по данному вопросу.
2.рассмотреть общепсихологическое представление о воображении, выявить возрастные особенности воображения.
3.проанализировать возрастные особенности воображения младших школьников.
4.разработать методические рекомендации по развитию воображения у младших школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1 Роль воображения в учебной деятельности младших школьников……….6

1.1. Что такое воображение……………………………………………………………6

1.2. Виды воображения………………………………………………………………...8

1.3. Основные функции воображения……………………………………………….12

1.4. Творческое воображение – продукт детской игры …………………………….15

1.5. Развитие воображения……………………………………………………………19

1.6. Факторы, способствующие развитию воображения…………………………...24

Глава 2 Экспериментально-исследовательская работа по развитию воображения у

младших школьников………………………………………………………..32

Заключение…………………………………………………………………………….48

Список литературы……………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

ВООБРАЖЕНИЕ мое.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

     19

с развитием  воображения.  Уже в раннем возрасте у многих детей обнаруживается довольно богатая фантазия. Начало её открытого проявления в словах, действиях

и поступках  ребёнка относится к возрасту 2-3 года, до которого ребёнка никто  и ничему специально в плане развития его воображения не обучал. У других детей не только в этом возрасте, но и гораздо позднее не удается обнаружить сколько-нибудь богатого воображения, даже если ребёнка специально обучать.(никто до сих пор толком не знает, как можно развивать воображение ребёнка, хотя известно, каким образом можно развивать, например, внимание, память, мышление детей) [4, 85].

          Из этого следует по меньшей  мере два важных вывода:

  1. раннее проявление воображения у детей или его отсутствие, а также значительные индивидуальные различия в воображении, обнаруживаемые между детьми уже в раннем возрасте, определённо говорят о том, что воображение, по-видимому, является врождённой психологической функцией.
  2. воображение не является приобретаемой функцией, так как оно в его высокоразвитых и достаточно богатых формах не является в результате обучения и воспитания.

          К этим выводам можно добавить  и жизненные наблюдения, свидетельствующие  о том, что одарённость или  талант в тех видах деятельности, которые напрямую связаны с  воображением, почти никогда не  возникают вдруг, со зрелого возраста, и почти всегда в той или иной форме проявляются у людей

     20

уже в  раннем детстве. Вместе с тем, знакомство с продуктами творческой деятельности, которые появляются на ранних этапах развития соответствующей деятельности человека, и с более поздними, зрелыми продуктами их же, творческой деятельности показывает, что воображение, характерное для зрелого возраста (например, поэта, писателя, художника), намного богаче того воображения, которое проявляется в произведения раннего периода творчества данного человека. Отсюда следует, что за счёт каких-то факторов воображение всё же может развиваться и в самом процессе творческой деятельности.

     Что следует понимать под развитием  воображения.

        Под развитием воображения следует понимать его возможное улучшение и прогрессивное изменение по ряду существенных признаков. Эти признаки следующие:

  1. Разнообразие фантазии человека. Оно проявляется в том, что каждый раз по одному и тому же поводу человек придумывает нечто новое.
  2. Оригинальность фантазии человека. Этот признак выражается в том, насколько придуманное данным человеком отличается от того , что приходит в голову другим людям.
  3. Детализированность фантазии. Это – то, насколько проработаны, прописаны в деталях продукты фантазии конкретного человека.
  4. Интеллектуализированность фантазии. О неё можно судить по тем мыслям, которые у других людей вызывают продукты фантазии данного

    21

человека: чем больше разнообразных и глубоких мыслей возникает у людей, воспринимающих продукты творчества этого человека, тем выше одухотворённость, то есть интеллектуализированность , его фантазии.

  1. Эмоциональность фантазии. Чем больше разнообразных эмоций, переживаний и чувств вызывают продукты фантазии данного человека у других людей, тем выше её эмоциональный заряд, насыщенность чувствами или просто эмоциональность.

         Каковы  основные направления развития фантазии.

   Есть  несколько общих и частных  направлений развития фантазии человека. К общим направлениям её развития относятся появление у человека стремления вносить во всё, что он делает, элементы фантазии, творчества, а также стремления делать всё как можно оригинальнее и необычнее. Частные направления развития воображения задаются теми пятью признаками, которые определены выше. Воображение, соответственно, можно развивать по таким признакам (направлениям), как разнообразие, оригинальность, детализированность, интеллектуальность и эмоциональность.

              Что представляют собой средства  развития воображения. Если исходить  из установки, согласно которой  всегда нужно стремиться к тому, чтобы делать что-то необычное, не похожее на то, что делают другие люди, а также из установки никогда не повторять самого себя в продуктах собственной фантазии, и в таком духе воспитывать человека, то на этом пути можно

         22

    добиться  определённых успехов в развитии его воображения. В результате человек станет сознательно и постоянно стремиться быть оригинальным.

              Если человека регулярно знакомить  с оригинальными, необычными вещами, сделанными другими людьми, то  и у него самого может возникнуть не только желание делать то же самое, но и определённое представление о том, какими и насколько разнообразными могут и должны быть продукты фантазии. Поначалу, наверное, он будет подражать другим людям, но затем у

    него  может возникнуть и развиваться  собственный, индивидуальный стиль фантазирования.

              Есть такие виды деятельности, которые в большей степени,  чем другие виды деятельности, способствуют развитию воображения  человека. Это виды деятельности, которые по своей природе имеют  творческий характер и в которых необычность, оригинальность и другие признаки фантазии человека особенно высоко ценятся. Такими видами деятельности являются, например, творчество писателя, поэта, лепка, рисование, конструирование чего-либо, придумывание историй, рассказов, сказок и т.п. Включение ребёнка с раннего возраста в подобные виды деятельности даже в том случае, если у него к этим видам деятельности не обнаруживается очевидных задатков, будет способствовать развитию воображения. Не случайно, поэтому в семьях творческих людей часто обнаруживаются дети с богатой творческой фантазией. Таким образом, однозначно ответить на вопрос: можно развивать

         23

    воображение или нет -  нельзя. Психологи рассматривают  решение этого вопроса с разных сторон.  Многие придерживаются мнения, что воображение развивать можно и нужно, только для этого необходимо создавать определённые условия, учитывать факторы, способствующие его развитию.

         1.6. Факторы, способствующие  развитию воображения

     Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни а детская игра? Она просто теряет смысл для ребёнка, если у неё отсутствует яркий эмоциональный фон. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, - классическая форма воображения.

          Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребёнка нераздельны.  Влияние чувства на воображение  и обратно давно было замечено  учёными. Ещё в прошлом веке  французский психолог Т. Рибо  выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. [4, 106]  Л.С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «… всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы,

     24

соответствующие этому чувству»… Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Таким  образом, богатая эмоциональная  жизнь стимулирует развитие воображения. Второй закон, выведенный Л.С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на ниши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то всё же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством». [4,109]

          С проявлением обоих законов  связаны многие «странности»  в поведении детей. Известно, как  дети любят сочинять и рассказывать  различные «страшилки». Нередко  это кончается настоящим испугом  детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребёнка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленным конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, и рождённые образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребёнок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной  личностью своего приятеля.

          Итак, мы можем сделать следующий  вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребёнка, можно успешно развивать его воображение и,  

     25

наоборот, целенаправленно организуя его  фантазию, можно формировать у  ребёнка культуру чувств.

            Воображение тесно связано с  интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определённую деятельность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.

          Интересы имеют большое значение  в жизни человека. Поскольку интересы  проявляются в положительных  эмоциях человека, то они вызывают  чувство удовлетворённости от  работы. Они позволяют легко сосредоточивать  внимание на работе, увеличивают работоспособность. Общеизвестно, что любой учебный процесс идёт тем успешнее, чем больше интерес к учёбе у ученика.

          Для развития ребёнка очень  важно формирование многих интересов.  Следует отметить, что для школьника  вообще характерно познавательное отношение к миру.

          Ему «интересно всё». Такая любопытствующая  направленность имеет объективную  целенаправленность. Интерес ко  всему расширяет жизненный опыт  ребёнка, знакомит его с разными  деятельностями, активизирует его  различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать всё» не под силу ребёнку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребёнка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребёнок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это даёт ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся  интерес. Используя методические приёмы, построенные на воображении, можно значительно улучшить успехи ребёнка в интересующей его деятельности. 

          Воображение – это всегда создание  нового в результате переработки  прошлого опыта. Никакая творческая  деятельность невозможна без  фантазии. Творчество – сложный  психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.  Хотя это не исключает возможность создания детьми и  

     26

объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка.

          Творческая деятельность развивает  чувства детей. Осуществляя процесс  творчества, ребёнок испытывает  целую гамму положительных эмоций  как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учёбы ребёнка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребёнка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребёнка к миру, оценка прекрасного.

Информация о работе Роль воображения в учебной деятельности младших школьников