Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 09:11, курсовая работа
Цель исследования - определить приёмы, методы, формы, способствующие развитию воображения в учебной деятельности младших школьников.
Задачи:
1.изучить психолого-педагогическую, методическую, методологическую литературу по данному вопросу.
2.рассмотреть общепсихологическое представление о воображении, выявить возрастные особенности воображения.
3.проанализировать возрастные особенности воображения младших школьников.
4.разработать методические рекомендации по развитию воображения у младших школьников.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Роль воображения в учебной деятельности младших школьников……….6
1.1. Что такое воображение……………………………………………………………6
1.2. Виды воображения………………………………………………………………...8
1.3. Основные функции воображения……………………………………………….12
1.4. Творческое воображение – продукт детской игры …………………………….15
1.5. Развитие воображения……………………………………………………………19
1.6. Факторы, способствующие развитию воображения…………………………...24
Глава 2 Экспериментально-исследовательская работа по развитию воображения у
младших школьников………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………………………………50
19
с развитием воображения. Уже в раннем возрасте у многих детей обнаруживается довольно богатая фантазия. Начало её открытого проявления в словах, действиях
и поступках ребёнка относится к возрасту 2-3 года, до которого ребёнка никто и ничему специально в плане развития его воображения не обучал. У других детей не только в этом возрасте, но и гораздо позднее не удается обнаружить сколько-нибудь богатого воображения, даже если ребёнка специально обучать.(никто до сих пор толком не знает, как можно развивать воображение ребёнка, хотя известно, каким образом можно развивать, например, внимание, память, мышление детей) [4, 85].
Из этого следует по меньшей мере два важных вывода:
К этим выводам можно добавить
и жизненные наблюдения, свидетельствующие
о том, что одарённость или
талант в тех видах
20
уже в раннем детстве. Вместе с тем, знакомство с продуктами творческой деятельности, которые появляются на ранних этапах развития соответствующей деятельности человека, и с более поздними, зрелыми продуктами их же, творческой деятельности показывает, что воображение, характерное для зрелого возраста (например, поэта, писателя, художника), намного богаче того воображения, которое проявляется в произведения раннего периода творчества данного человека. Отсюда следует, что за счёт каких-то факторов воображение всё же может развиваться и в самом процессе творческой деятельности.
Что следует понимать под развитием воображения.
Под развитием воображения следует понимать его возможное улучшение и прогрессивное изменение по ряду существенных признаков. Эти признаки следующие:
21
человека: чем больше разнообразных и глубоких мыслей возникает у людей, воспринимающих продукты творчества этого человека, тем выше одухотворённость, то есть интеллектуализированность , его фантазии.
Каковы основные направления развития фантазии.
Есть несколько общих и частных направлений развития фантазии человека. К общим направлениям её развития относятся появление у человека стремления вносить во всё, что он делает, элементы фантазии, творчества, а также стремления делать всё как можно оригинальнее и необычнее. Частные направления развития воображения задаются теми пятью признаками, которые определены выше. Воображение, соответственно, можно развивать по таким признакам (направлениям), как разнообразие, оригинальность, детализированность, интеллектуальность и эмоциональность.
Что представляют собой
22
добиться определённых успехов в развитии его воображения. В результате человек станет сознательно и постоянно стремиться быть оригинальным.
Если человека регулярно
него может возникнуть и развиваться собственный, индивидуальный стиль фантазирования.
Есть такие виды деятельности,
которые в большей степени,
чем другие виды деятельности,
способствуют развитию
23
воображение или нет - нельзя. Психологи рассматривают решение этого вопроса с разных сторон. Многие придерживаются мнения, что воображение развивать можно и нужно, только для этого необходимо создавать определённые условия, учитывать факторы, способствующие его развитию.
1.6. Факторы, способствующие развитию воображения
Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни а детская игра? Она просто теряет смысл для ребёнка, если у неё отсутствует яркий эмоциональный фон. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, - классическая форма воображения.
Воображение и чувство (эмоции)
в жизни ребёнка нераздельны.
Влияние чувства на
24
соответствующие этому чувству»… Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения. Второй закон, выведенный Л.С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на ниши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то всё же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством». [4,109]
С проявлением обоих законов
связаны многие «странности»
в поведении детей. Известно, как
дети любят сочинять и
Итак, мы можем сделать следующий
вывод: используя богатство эмоциональных
состояний ребёнка, можно успешно развивать
его воображение и,
25
наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребёнка культуру чувств.
Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определённую деятельность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.
Интересы имеют большое
Для развития ребёнка очень
важно формирование многих
Ему «интересно всё». Такая любопытствующая
направленность имеет
Воображение – это всегда
26
объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка.
Творческая деятельность
Информация о работе Роль воображения в учебной деятельности младших школьников