Развитие сенсорных эталонов предметов окружающей действительности у детей 7-го года жизни, страдающих косоглазием и амблиопией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:14, аттестационная работа

Описание работы

Цели:
1) выявить эффективность игр, игровых заданий в формировании сенсорных эталонов;
2) разработать систему игр и упражнений для детей 7-го года жизни с нарушением зрения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения зрительному восприятию (компенсаторные функции)
§1. Анализ исследований по проблеме
§2.Развитие сенсорных эталонов у детей 7-го года жизни нормально видящих
§3.Особенности развития сенсорных эталонов у детей 7-го года жизни с нарушение зрения
Глава 2. Методические основы обучения
§1. Анализ программы по данному разделу
§2. Особенности коррекционной работы по развитию сенсорных эталонов у детей 7-го года жизни с нарушением зрения в дидактических играх и упражнениях
Глава 3. Практическая часть
§1. Констатирующий эксперимент
§2. Формирующий эксперимент
§3. Контрольный эксперимент. Выводы
Заключение

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Выпускная квалификационная работа

По дисциплине:

Специальная коррекционная  дошкольная педагогика

На тему:

Развитие сенсорных  эталонов предметов окружающей действительности у детей 7-го года жизни, страдающих косоглазием и амблиопией

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы обучения зрительному восприятию (компенсаторные функции)

§1. Анализ исследований по проблеме

§2.Развитие сенсорных  эталонов у детей 7-го года жизни  нормально видящих

§3.Особенности  развития сенсорных эталонов у детей 7-го года жизни с нарушение зрения

Глава 2. Методические основы обучения

§1. Анализ программы  по данному разделу

§2. Особенности  коррекционной работы по развитию сенсорных  эталонов у детей 7-го года жизни  с нарушением зрения в дидактических  играх и упражнениях

Глава 3. Практическая часть

§1. Констатирующий эксперимент

§2. Формирующий  эксперимент

§3. Контрольный  эксперимент. Выводы

Заключение

Приложение

Список литературы

 

Введение  

 

Объектом исследования является процесс познания и развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения седьмого года жизни.

Предметом исследования являются дидактические игры и задания, как эффективное средство в развитии сенсорных эталонов у дошкольников, имеющих нарушения зрения.

Гипотеза: игры и упражнения могут быть эффективными средствами познания сенсорных эталонов при соблюдении следующих педагогических условий: системности, создания интереса у слабовидящих, отбора и написания специальных игр и упражнений, специфического дидактического материала с учетом зрительных нарушений, методов и приемов, обеспечивающих стимуляцию детей к самостоятельной деятельности, учета психических, возрастных особенностей, индивидуального подхода, подбора адаптивных игр для детей с нарушением зрения.

Цели:

1) выявить эффективность  игр, игровых заданий в формировании сенсорных эталонов;

2) разработать систему  игр и упражнений для детей  7-го года жизни с нарушением  зрения.

Задачи:

1)  изучить и проанализировать психолого–педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, изучить проблему исследования;

2)  спланировать систему коррекционной работы с использованием дидактических игр и упражнений для детей с нарушением зрения 7-го года жизни, направленную на формирование сенсорных эталонов;

3)  отобрать эффективные методы и приемы руководства играми в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением зрения 7-го года жизни для познания и развития сенсорных эталонов;

4)  проанализировать эффективность результатов работы в ходе проведения дидактических игр и упражнений для развития сенсорных эталонов с детьми 7-го года жизни с нарушением зрения.

 

Глава 1. Теоретические основы обучения зрительному  восприятию (компенсаторные функции) 

 

§1. Анализ исследований по проблеме

Процессы компенсации  развиваются постепенно и имеют  определенные стадии, характеризующиеся особым составом и своеобразием системного строения, функций. Для начала раскроем особенности использования сохранных анализаторов детьми с нарушением зрения для выяснения их компенсаторного значения.

Слуховой анализатор

У человека слуховой анализатор является одной из главных сенсорных систем. Воспроизводя звук, человек ориентируется в окружающей среде, общается с другими людьми, обменивается опытом в учебной, игровой, трудовой деятельности. Слуховой анализатор состоит из наружного, внутреннего и среднего уха.

Слуховое представление  формируется так же, как и у  нормально видящих, воспроизведение  продуктивного воображения. Формирование имеет некоторое своеобразие, которое  обусловлено или частичным выключением  зрения, так во время освоения новых предметных действий и развития пространственно-двигательной ориентировки при опоре на слуховое восприятие, можно сформировать различные представления. Поскольку слепые дети лишены возможности усваивать навыки и действия путем подражания с использованием зрительного анализатора, то лишь слово и осязание могут способствовать формированию представлений. Важную роль в развитии слуховых представлений имеет процесс овладения предметной деятельности с опорой на речь, на принятый ребенком мотив.

Осязание

Раздражение тактильных рецепторов дает два основных вида ощущений – прикосновения и давления.

Ощущение прикосновения  или давления возникают в том  случае, если механический раздражитель вызывает деформацию. Кожные тактильные рецепторы представлены в коже в виде мозаически разбросанных чувствительных точек, плотность распределения которых в разных участках кожи различна. Наибольшей тактильной чувствительностью обладают поверхности кончика языка, ладоней, носа, шеи. В результате соприкосновения тактильных раздражителей с рецепторами в мозгу человека возникает ощущение прикосновения, отражающее многообразие свойств и признаков предметов: плотность, гладкость, шероховатость, упругость, форму и т. д. Развитие тактильной чувствительности может компенсировать дефекты зрения. Благодаря тактильной чувствительности слепые воспринимают форму, размеры, фактуру предметов. Используя точечный шрифт и рельефные изображения, можно добиться особого эффекта. Осязательные подражания взрослым при действии с предметами воссоздает образность предметного мира у слепых детей, обогащает их опыт для самостоятельного обучения предметным действиям и на его основе – использование прошлого опыта. При формировании представлений важно учитывать такие виды кожной чувствительности, как тактильную и температурную, болевую и вибрационную. Использование всех видов кожной чувствительности расширяет, обогащает объем представлений, их образность о предметах, явлениях, взаимосвязях. Знакомство детей с этими видами кожной чувствительности и формируемые на их основе представления имеет не только познавательной значение, но и важное значение для сохранения здоровья детей.

Вкусовые  представления

Специфические вкусовые представления формируются  с возрастом у незрячих и слабовидящих так же, как и у нормально видящих. Вкусовые представления возникают при воздействии пищи на разные чувствительные образования вкусового анализатора. Вкусовые представления формируются на основе вкусового восприятия, контраста и образца. Вкусовые представления повержены индивидуальным колебаниям. На вкусовые представления влияют: голод, гипоксия, освещение, температурные факторы, некоторые заболевания, токсические и лекарственные средства. При формировании вкусовых представлений дети должны знать о существовании четырех видов вкусовых веществ (горьких, кислых, сладких и соленых).

Обонятельные  представления

Обонятельные  представления у детей с нарушением зрения играют большую роль в их жизнедеятельности. Слепой, пользуясь  обонянием воспринимает самые разнообразные  запахи и комплексы запахов, как сигнал о событиях, происходящих вокруг него. В течении всей жизни слепой и слабовидящий учатся различению запахов, что формирует образы представлений, которые затем используются для разного рода умозаключений. Наблюдения за слепыми детьми и анализ самонаблюдений Скороходовой, показывают, что незрячие по запаху могут определить знакомого человека, находят необходимые предметы. У детей с глубокими нарушениями зрения с самого раннего возраста обоняние играет большую роль в познании внешнего мира, чем у зрячих. На формирование обонятельных представлений оказывают влияние разные факторы: освещение, возраст, лекарственные средства. Важно знать, что запахи влияют на работоспособность, облик веществ, сосудистую и нервную системы.

Как показали исследования М.И. Земцовой, Л.А. Новиковой, А.Г. Литвика и Л.И. Солнцевой, на разных стадиях онтогенеза имеются разные сензитивные периоды формирования процессов компенсации. Это имеет важное значение для организации обучения и воспитания на разных возрастных этапах.

Разносторонние  клинические и психологические  исследования дают основание считать, что применение в процессе обучения и воспитания детей компенсаторных функций сохранных анализаторов и дифференцированного подхода  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей позволяет компенсировать или коррекционировать обнаруженные недостатки развития.

§2. Развитие сенсорных эталонов у детей 7-го года жизни нормально видящих

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его  восприятия и формирование представлений  о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. А так же запахе, вкусе и т.д. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся педагоги и психологи в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и т.д.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент  общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.

С восприятия предметов  и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Овладение знаниями и умениями во всех видах деятельности в детском саду требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. В обучении рисованию ребенок должен достаточно уловить свойства предмета. В конструировании требуется исследование формы предмета, его строения. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разнообразием, сравнение предметов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной степени зависит от его сенсорного развития. Исследования отечественных педагогов показали, что значительная часть трудностей, возникающих в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культуры.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет  формирование у детей представлений  о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета  выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных  эталонов – длительный и сложный  процесс, не ограничивающийся дошкольным возрастом. Усвоить сенсорные эталоны  – это вовсе не значит научиться  правильно называть то или оное свойство. Необходимо иметь четкие представления а разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием  стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Начиная с трех лет, основное место в сенсорном  воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами  и способами их использования.

Сенсорными  эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета – белый, серый, черный.

Хроматические цвета расположены в спектре  в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины световой волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов – оттенок. Хроматические цвета делятся на две группы – теплых (от красного до желтого) и холодных оттенков (от зеленого до фиолетового). Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота – это степень его чистоты, то есть примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.

Вначале у детей формируются представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло - синий и голубой цвета, установив их различие. А усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет, как находящий между зеленым и синим.

Эталонами формы  служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной  культуры отличается от математических представлений. Усвоение эталонов предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена трапеция. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ. Важное значение имеет вопрос о целесообразности использовании при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета – его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов.

Информация о работе Развитие сенсорных эталонов предметов окружающей действительности у детей 7-го года жизни, страдающих косоглазием и амблиопией