Развитие речи в подвижных играх у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день исследователи в специальной педагогике такие как: Стребелева Е.А., Г.Е. Сухарева, В.С. Лубовский и другие говорят, что «Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость.

Файлы: 1 файл

проект.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)
justify">Цель: Развитие речи.

Задача: развитие координации движений .

 Правила: Тот, кого поймали, берется за руки, и ворота становятся из трех (а затем - из четырех, пяти и т. д.) человек. Когда останется один человек, он объявляется победителем.

Инструкция: "Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Погодите же, плутовки, вот расставим мышеловки - переловим вас тотчас!" или

Золотые ворота 
    Пропускают не всегда 
    Первый раз прощается 
    Второй раз запрещается 
    А на третий раз 
    Не пропустим вас

Ход игры: Два игрока делают "ворота" из рук, а остальные становятся "паровозиком" и пробегают в ворота. Когда закончится стишок, который читают все вместе - руки опускаются. 

«У  медведя во бору».

Цель: Развитие речи.

Задача: Закрепить знания о месте обитания медведя.

Правила: С помощью считалки дети выбирают «медведя». Место для «берлоги» очерчивают кругом. В 10–15 метрах от берлоги размечают второй круг – это «деревня». Игра начинается по команде воспитателя.

Инструкция: Медведь сидит в берлоге, дети выходят из деревни и произносят:

У медведя во бору 
Грибы, ягоды беру! 
Медведь сидит 
И на нас рычит!

Оборудование: мел, веревка (канат).

Ход игры: Декламируя стихи, дети расходятся в разные стороны. Как только стихи сказаны, медведь выбегает из берлоги и старается поймать кого-то из детей. Все должны быстро укрыться в деревне. Если медведь кого-то поймал, то пойманный становится медведем.  

3. Горелки

Цель: Развитие речи.

Задача: Развитие сплоченности.

Правила: После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперед (каждый со своей стороны) до условного места, а водящий старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встает рядом с водящим впереди первой пары, а второй становится водящим.

Инструкция:

Гори, гори ясно, 
Чтобы не погасло. 
Глянь на небо: 
Птички летят, 
Колокольчики звенят. 
Раз, два, три, Последняя пара, беги!

Ход игры: Участники игры становятся парами в затылок друг Другу. Впереди всех пар встает водящий, он громко говорит слова. Игра продолжается. 
 

Петушки

Цель: Развитие речи.

Задача: вытолкнуть противника из круга.

Правила: Играющие (по одному от каждой команды) входят в круг диаметром 3 метра и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной (правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу или наоборот).

Инструкция: Самый ловкий - это ты!

Оборудование: шайба, сабля, гимнастическая палка.

Ход игры: Начертите на земле два круга диаметром до метра. Круги расположены рядом. В центр круга положите шайбу, кубик, мячик, городок. Играть могут двое или две команды из трех-четырех человек. По сигналу ведущего дети должны игрушечной шпагой, саблей, гимнастической палкой этот предмет (предметы) выбить из круга «противника:», защитив свои. Ребята как бы сражаются на шпагах и саблях. Побеждает тот или те, кто, выбив предмет «противникам не допустил(и) его к своим. 

4. Жмурки.

Цель: Развитие речи.

Задача: Развивать уверенность.

Правила: Выбирается водящий, которому платком завязывают глаза, и ставится на середину школьного коридора.

Инструкция

Дети: на чём стоишь?

Водящий: на мосту.

Дети: что  ешь?

Водящий: колбасу.

Дети: что  пьёшь?

Водящий: квас.

Дети: ищи  мышей, а не нас.

Оборудование: платок.

Ход игры: После произнесённого диалога дети разбегаются в разные стороны. А водящий пытается поймать кого-нибудь из игроков. Но этого мало, он должен отгадать имя того, кого поймал.  

Водяной.

Цель: Развитие речи.

Задача: Развитие равновесия.

Правила: Выбирается «водяной», он приседает на корточки и закрывает руками глаза или завязывают платком. Дети образуют круг, так чтобы «водяной» был в центре, и идут по часовой стрелке.

Инструкция:

Водяной, водяной!

Что сидишь ты под водой?

Выйди, выйди хоть на час,

И узнай  кого из нас!

Оборудование: платок, мел.

Ход игры: Затем круг останавливается, а «водяной», не открывая глаз, ощупывает того игрока из круга, который в этот момент останавливается перед ним. Он должен отгадать, кто это, а затем ребёнок, которого узнали, становится «водяным». 

При проведении подвижных игр будут организовываться дети с умственной отсталостью младшего школьного возраста в подгруппы, и будут присутствовать способы взаимодействий между: «учитель - ребенок», «ребенок-ребенок».  
 
 

Методика  определения активного  словарного запаса. 

 Цель: Определение уровня активного словарного запаса у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

 Стимульный материал: рисунки,  на которых изображены люди и различные предметы.

Инструкция  проведения: испытуемым предлагались рисунки,  на которых изображены люди и различные предметы. В течении некоторого  времени, примерно        3 – 4 минут, дети  как  можно  подробнее  рассказывали,  что изображено и что происходит на данной ему картинке.

    Речь ребенка фиксировалась   в  специальном  протоколе,  и затем анализировалась.

Методика  определение понятий.

 Цель: выявить уровень понимания понятий у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

Стимульный  материал: рисунки, с предметами предлагаемые в методике.

Инструкция  проведения: ребенку предлагались следующие наборы слов:

          1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться,              соединять, кусать, острый.

          2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья,  друг, двигаться,              объединяться, бить, тупой.

          3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать,              связывать, щипать, колючий.

          4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа,  пух, ябеда, вертеться,              складывать, толкать, режущий.

          5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться,             собирать, ударять, шершавый.

    Перед началом диагностики ребенку  предлагалась следующая инструкция:

    «Перед тобой несколько разных  наборов  слов.  Представь   себе,  что  ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного  из  этих  слов.

Ты должен постараться объяснить этому  человеку, что означает  каждое  слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

    Далее ребенку предлагается дать  определения  последовательности  слов,

выбранной наугад из пяти предложенных наборов.

Интерпретация: за  каждое  правильно  данное определение слова ребенок получает по 1 баллу.  Если  предложенное  ребенком определение слова оказалось не  вполне  точным,  то  за  данное  определение ребенок получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При  совершенно  неточном определении – 0  баллов.  На  то,  чтобы  дать  определение  каждого  слова, отводится 1,5 мин.  Если  в течении этого времени ребенок не  смог  дать определение предложенного слова, то мы оставляли его и зачитывали  следующее по порядку слово. 
 

  Методика выяснение пассивного словарного запаса.

    Цель: определение уровня пассивного словарного запаса у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

Стимульный  материал: ребенку предлагались те же самые пять наборов слов по десять слов в каждом,  которые были использованы в только  что  описанной  методике. 

Инструкция  проведения: ребенку зачитывалось первое  слово  из первого ряда – «велосипед» и предлагалось из следующих рядов  выбрать  слова подходящие к нему по смыслу, составляющие с  данным  словом  единую  группу, определяемую  единым  понятием.  Каждый  последующий  набор  слов   медленно зачитывался ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в  10  сек.

Во время прослушивания ряда ребенок должен был указать  то  слово  из  ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному.

    Например: Если он ранее услышал  слово «велосипед», то из  второго   ряда

должен  был выбрать слово «самолет»,  составляющее  с  первым  понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из  следующих наборов он должен был выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл».

    Если с первого раза,  т.е.  после  первого  прочтения   очередного  ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово,  то  этот  ряд  прочитывался  второй раз, но в более быстром темпе.

    Если же после первого прослушивания  ребенок сделал свой выбор,  но  этот выбор оказался неправильным, то мы фиксировали  ошибку  и  читали  следующий ряд.

    Как только для поиска нужных слов ребенку были  прочитаны все четыре

ряда, переходили ко второму слову первого ряда и повторяли эту процедуру  до тех пор, пока ребенок не примет попыток отыскать все  слова  из  последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.

Интерпретация: как и в методике по определению понятий.

Для проведения диагностики, необходимы критерии, по которым будут оцениваться результаты:

  1. ребенок активен, выполняет все правила игры, проговаривает четко текст игры.
  2. ребенок активен, нарушает правила, проговаривает текст игры, но не четко.
  3. ребенок участвует в игре, не соблюдая правила, молчит.

                                                                 

Успешность  реализации будет в том случае, если повысится уровень развития речи у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста. 
 
 
 

Резюме

Если  проанализировать весь проект, то можно  предположить, что в результате могут возникнуть положительные и отрицательные последствия:

  1. при проведении серий подвижных игр будет быстрее развиваться речь у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста;
  2. данное исследование будет способствовать не только развитию речи, но также и физических, волевых качеств личности ребенка;
  3. дети будут учиться взаимодействовать с коллективом сверстников, педагогов;
  4. будут увеличиваться как пассивный, так и активный словарь детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста;
  5. для эффективности данного проекта необходимо больше времени для проведения серий подвижных игр.

Были  трудности:

Информация о работе Развитие речи в подвижных играх у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста