Развитие речи в подвижных играх у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день исследователи в специальной педагогике такие как: Стребелева Е.А., Г.Е. Сухарева, В.С. Лубовский и другие говорят, что «Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость.

Файлы: 1 файл

проект.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенство по образованию

Омский  государственный педагогический университет 

Факультет специальной педагогики и психологии

Кафедра специальная психология 
 
 

Проект по учебной дисциплине

психолого-педагогический практикум на тему:

«Развитие речи в подвижных играх у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста» 
 
 
 

Выполнила студентка 631 группы

Стругова  Наталья Юрьевна

_________________

(подпись)

проверил

Шерешик Н.Н. КПСН, доцент

“________” 2010г 

Оценка _______ 

_______________

(подпись) 

Омск,2010

Введение

      На сегодняшний день исследователи в специальной педагогике такие как: Стребелева Е.А., Г.Е. Сухарева, В.С. Лубовский и другие говорят, что «Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1. Умеренные и тяжелые степени олигофрении равномерно представлены в различных слоях общества, легкие формы достоверно чаще наблюдаются в малообеспеченных семьях».

      Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что "Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости... Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма".

      Н.Л. Коломинский отмечает, что "Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости" [18, 9].

      Это объясняется тем, что у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, так как у ребенка плохо развита речь Его деятельность и поведение однообразно, ему сложно выразить свои желания в речи. Симптомами нарушения речи являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, отсутствие мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка-олигофрена не происходит формирование речи.

      Из выше сказанного мы выдвинули противоречие, которое заключается в необходимости использования подвижных игр в целях развития речи у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста, однако в педагогическом процессе они используются недостаточно.

      Проблема нашего исследования: возможно ли использовать подвижные игры для развития речи у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.  

Цель проекта:

    Подобрать, организовать и провести серии подвижных  игр с детьми с умственной отсталостью  младшего школьного возраста, направленные на развитие речи. 

Задачи  исследования: 

  1. Выявить уровень  развития речи у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.
  2. Подобрать серии подвижных игр для развития речи у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.
  3. Провести серии подвижных игр для развития речи у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.
  4. Определить эффективность проделанной работы по развитию речи у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.
 
 
 
 
 

Проблема  рассматривается в рамках теорий: 

  1.  Деятельностный  подход  А. Н. Леонтьева.

    Понятие деятельности, по А. Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба  они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. При этом то содержание, которое прежде занимало место сознаваемых целей этих частных действий, занимает в строении сложного действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. В этом, и только в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом. Осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта - акта отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой. Важнейшая особенность концепции Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. Но генетически сознание и не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны - деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама им управляет.  
     

  1. Д. Б. Эльконина – игровой подход.

    Историческое  возникновение той формы игры, которая является типичной для детей, игра является социальной по своему происхождению и именно поэтому по своему содержанию. Игра в детстве особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игры является человек – его деятельность и отношения взрослых друг другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности.

    Выявление в игре реальных отношений детей  друг с другом, являющихся практикой  их коллективных действий.

  1. Теория игры К. Грооса довольно хорошо известна и была  широко распространена в первой четверти XX в. Давая ей самую общую характеристику, Гроос называет ее теорией упражнения или самовоспитания. Основные идеи «теории упражнения» К. Гроос определяет в следующих положениях:

    1) каждое  живое существо обладает унаследованными  предрасположениями, которые придают целесообразность его  поведению; у самых высших животных к прирожденным особенностям их органической натуры следует отнести и импульсивное стремление к деятельности, проявляющееся с особенной силой в период роста... 

    2) у  высших живых существ, особенно у человека, прирожденные реакции, как бы необходимы они ни были, являются  недостаточными для выполнения сложных жизненных задач;

    3) в  жизни каждого высшего существа  есть детство, т. е. период  развития и роста, когда оно  не может самостоятельно поддерживать свою жизнь; эта возможность дается ему при помощи родительского ухода, который, в свою очередь, опирается на прирожденные предрасположения;

    4) это  время детства имеет целью  сделать возможным приобретение  приспособлений, необходимых для  жизни, но не развивающихся непосредственно из прирожденных реакций; поэтому человеку дано особенно длинное детство - ведь чем , совершеннее работа, тем дольше подготовка к ней;

    5) возможная  благодаря детству выработка  приспособлений может быть различного  рода. Особенно важный и вместе с тем самый естественный путь выработки их состоит в том, что  унаследованные реакции в связи с упомянутой импульсивной потребностью в деятельности сами стремятся к проявлению и таким образом сами дают повод к новоприобретениям, так что над прирожденной основой образуются приобретенные навыки - и прежде всего новые привычные реакции;

    6) этот  род выработки приспособлений  приводится при помощи тоже  прирожденного человеку стремления  к подражанию в теснейшую связь  с привычками и способностями старшего поколения;

    7) там,  где развивающийся индивидуум  в указанной форме из собственного  внутреннего побуждения и без  всякой внешней цели проявляет,  укрепляет и развивает свои  наклонности, там мы имеем дело  с самыми изначальными явлениями  игры. 

  1. К. Бюлер  считает, что функциональное удовольствие могло появиться впервые на ступенях возникновения навыков и как  биологический механизм игры стало  жизненным фактором первого разряда. Исходя из этого К. Бюлер дает свое определение игры: «Деятельность, которая снабжена функциональным удовольствием и непосредственно им или ради него поддерживается, мы назовем игрой, независимо от того, что она кроме того делает и в какой целесообразной связи стоит».

И другие теории разрабатывались психологами  и педагогами. Я согласна с теорией К. Грооса, так как он говорит, что детство – это период роста и развития.

Для решения  проблемы проекты необходимо создать  условия реализации:

– время  проведения:

  Лучше  в первую половину дня, так  как для детей подвижные игры  будут отдыхом и сменой вида деятельности (между уроками, перед обедом, как физкультурная минутка, на прогулке). Также можно проводить и во вторую, но менее подвижные игры (на прогулке, после сна).

– оборудование:

 Спортивный  инвентарь (мячи, мел, веревка и другой)

– место:

Улица, группа, спортивный зал

– обстановка спокойная, не отвлекающая ребенка.

Описание  деятельности исследователя в проекте:

Подобрать серии подвижных игр, учитывая возрастные, индивидуальные особенности детей, степень нарушения умственной деятельности, вторичные нарушения.

Провести, соблюдая условия реализации проекта.

Серии подвижных игр:

          1. Рыбачок и рыбки

Цель: Развитие сплоченности, координации движений, речи.

Задача: Развивать в речи звук «р».

Правила: На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих - рыбачок - находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие - рыбки,

Инструкция: хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок».

Оборудование: мел или веревка.

Ход игры: Дети делают круг, стоят держась за руки. На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает, из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга. 
 

Совушка

Цель: Развитие речи.

Задача: Закрепить названия птиц, жуков, бабочек в активном словаре.

Правила: Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные - Жучков, бабочек, птичек.

Инструкция: «День наступает - все оживает!», «Ночь наступает - всё замирает!»

Оборудование: мел.

Ход игры: По команде ведущего малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует, играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту. 

Охотники

Цель: Развитие речи.

Задача: Развитие глазомера.

Правила: По сигналу руководителя все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника.

Инструкция: «Стой!»

Оборудование: мячи.

Ход игры: Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу.

2. "Золотые ворота" 

Информация о работе Развитие речи в подвижных играх у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста