Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа
На сегодняшний день исследователи в специальной педагогике такие как: Стребелева Е.А., Г.Е. Сухарева, В.С. Лубовский и другие говорят, что «Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость.
Федеральное агенство по образованию
Омский
государственный педагогический университет
Факультет специальной педагогики и психологии
Кафедра
специальная психология
Проект по учебной дисциплине
психолого-педагогический практикум на тему:
«Развитие
речи в подвижных играх
у детей с умственной
отсталостью младшего
школьного возраста»
Выполнила студентка 631 группы
Стругова Наталья Юрьевна
_________________
(подпись)
проверил
Шерешик Н.Н. КПСН, доцент
“________”
2010г
Оценка
_______
_______________
(подпись)
Омск,2010
Введение
На сегодняшний день исследователи в специальной педагогике такие как: Стребелева Е.А., Г.Е. Сухарева, В.С. Лубовский и другие говорят, что «Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1. Умеренные и тяжелые степени олигофрении равномерно представлены в различных слоях общества, легкие формы достоверно чаще наблюдаются в малообеспеченных семьях».
Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что "Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости... Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма".
Н.Л. Коломинский отмечает, что "Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости" [18, 9].
Это объясняется тем, что у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, так как у ребенка плохо развита речь Его деятельность и поведение однообразно, ему сложно выразить свои желания в речи. Симптомами нарушения речи являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, отсутствие мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка-олигофрена не происходит формирование речи.
Из выше сказанного мы выдвинули противоречие, которое заключается в необходимости использования подвижных игр в целях развития речи у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста, однако в педагогическом процессе они используются недостаточно.
Проблема нашего исследования: возможно
ли использовать подвижные игры для развития
речи у детей с умственной отсталостью
младшего школьного возраста.
Цель проекта:
Подобрать,
организовать и провести серии подвижных
игр с детьми с умственной отсталостью
младшего школьного возраста, направленные
на развитие речи.
Задачи
исследования:
Проблема
рассматривается в рамках теорий:
Понятие
деятельности, по А. Н. Леонтьеву, трактуется
следующим образом. В его основе
лежит понятие действия, то есть
процесса, предмет и мотив которого
не совпадают между собой. Оба
они - мотив и предмет - должны быть
отображены в психике субъекта: иначе
действие лишается для него своего смысла.
Далее вводится понятие операции. Психологическое
слияние в единое действие отдельных частных
действий представляет собой превращение
последних в операции. При этом то содержание,
которое прежде занимало место сознаваемых
целей этих частных действий, занимает
в строении сложного действия структурное
место условий его выполнения. Другой
вид операций рождается из простого приспособления
действия к условиям его выполнения. Наконец,
вводится понятие деятельности как действия,
получившего самостоятельный мотив. В
этом, и только в этом случае мы имеем дело
с сознаваемым мотивом. Осознание мотива
не изначально, а требует некоторого специального
акта - акта отражения отношения мотива
данной конкретной деятельности к мотиву
деятельности более широкой. Важнейшая
особенность концепции Леонтьева состоит
в том, что в ней структура деятельности
и структура сознания суть понятия взаимопереходящие,
они связаны друг с другом в рамках одной
целостной системы. То, что обычно анализ
структуры деятельности предшествует
анализу структуры сознания, связано с
генетическим подходом. Но генетически
сознание и не может пониматься иначе,
чем как продукт деятельности. Функционально
же их связи взаимны - деятельность и «управляема
сознанием», и в то же время в известном
смысле сама им управляет.
Историческое возникновение той формы игры, которая является типичной для детей, игра является социальной по своему происхождению и именно поэтому по своему содержанию. Игра в детстве особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игры является человек – его деятельность и отношения взрослых друг другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности.
Выявление в игре реальных отношений детей друг с другом, являющихся практикой их коллективных действий.
1) каждое
живое существо обладает
2) у высших живых существ, особенно у человека, прирожденные реакции, как бы необходимы они ни были, являются недостаточными для выполнения сложных жизненных задач;
3) в
жизни каждого высшего
4) это
время детства имеет целью
сделать возможным
5) возможная
благодаря детству выработка
приспособлений может быть
6) этот
род выработки приспособлений
приводится при помощи тоже
прирожденного человеку
7) там,
где развивающийся индивидуум
в указанной форме из
И другие теории разрабатывались психологами и педагогами. Я согласна с теорией К. Грооса, так как он говорит, что детство – это период роста и развития.
Для решения проблемы проекты необходимо создать условия реализации:
– время проведения:
Лучше в первую половину дня, так как для детей подвижные игры будут отдыхом и сменой вида деятельности (между уроками, перед обедом, как физкультурная минутка, на прогулке). Также можно проводить и во вторую, но менее подвижные игры (на прогулке, после сна).
– оборудование:
Спортивный инвентарь (мячи, мел, веревка и другой)
– место:
Улица, группа, спортивный зал
– обстановка спокойная, не отвлекающая ребенка.
Описание деятельности исследователя в проекте:
Подобрать серии подвижных игр, учитывая возрастные, индивидуальные особенности детей, степень нарушения умственной деятельности, вторичные нарушения.
Провести, соблюдая условия реализации проекта.
Серии подвижных игр:
Цель: Развитие сплоченности, координации движений, речи.
Задача: Развивать в речи звук «р».
Правила: На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих - рыбачок - находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие - рыбки,
Инструкция: хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок».
Оборудование: мел или веревка.
Ход
игры: Дети делают круг, стоят держась
за руки. На последнем слове рыбачок вскакивает,
выбегает, из круга и начинает гоняться
за рыбками, которые разбегаются по всей
площадке. Пойманный становится рыбачком
и идет в центр круга.
Совушка
Цель: Развитие речи.
Задача: Закрепить названия птиц, жуков, бабочек в активном словаре.
Правила: Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные - Жучков, бабочек, птичек.
Инструкция: «День наступает - все оживает!», «Ночь наступает - всё замирает!»
Оборудование: мел.
Ход
игры: По команде ведущего малыши бегают
по кругу. Совушка в это время «спит», т.
е. стоит в середине круга, закрыв глаза,
подогнув под себя одну ногу. Когда же
ведущий скомандует, играющие останавливаются
и стоят неподвижно, притаившись, а совушка
в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает
тех, кто шевелится или смеется, и уводит
провинившихся к себе в круг. Они становятся
совушками, и при повторении игры все вместе
«вылетают» на охоту.
Охотники
Цель: Развитие речи.
Задача: Развитие глазомера.
Правила: По сигналу руководителя все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника.
Инструкция: «Стой!»
Оборудование: мячи.
Ход игры: Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу.
2. "Золотые ворота"