Развитие личности в условиях материнской депривации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 04:46, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития личности волновала умы человечества испокон веков. Многие ученые исследовали этот вопрос с различных сторон. Проблема влияния материнской депривации на формирование внутреннего мира человека, на мой взгляд, в наши дни приобретает особую актуальность. Это связано с наличием большого числа детей-сирот, общим усилением феминистического настроя, когда женщина начинает проводить все больше времени на работе, и все меньше – с ребенком и растущим уровнем женского алкоголизма и наркомании

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. 3

Анализ основных понятий и теорий, связанных с развитием личности и материнской депривацией

Глава 1. Личность, её развитие, и теория К. Хорни…………………….. 4
1.1. Понятие личности …………………………...…………………….. 4
1.2. Развитие личности …………………………………………………. 6
1.3. Базальная тревога К. Хорни ………………………………………. 8
Глава 2. Материнская депривация и тревожность …….……………… 10
2.1. Понятие «тревожность». Виды тревожности ………………….. 10
2.2. Материнская депривация ……………………………………….. 12

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности с наличием материнской депривации

Глава 3. Методика «Исследование тревожности» ……………………. 13
3.1. Описание методики ……………………………………………… 13
3.2. Экспериментальна выборка и процедура проведения ………… 15
Глава 4. Обработка и интерпретация данных ………………………… 17
4.1. Методы обработки и интерпретации данных ………………...... 17
4.2. Полученные результаты …………………………………………. 18
4.3. Интерпретация данных, выводы ………………………………… 21
Заключение ……………………………………………………………… 22
Список использованной литературы ………………………………….. 23
Приложения

Файлы: 1 файл

Развитие личности в условиях материнской депривации.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

 

Далее подсчитываем, какой  процент в группах занимают люди с определенным уровнем СТ и ЛТ. Результаты представляем в виде таблицы:

 

 

Табл. 3

Группа 1

СТ

ЛТ

Высокий

20%  (2 чел)

60%  (6 чел)

Умеренный

60%  (6 чел)

30%  (3 чел)

Низкий

20%  (2 чел)

10% (1 чел)

Группа 2

   

Высокий

25%  (5 чел)

20%  (4 чел)

Умеренный

55%  (11 чел)

65%  (13 чел)

Нижний

20%  (4 чел)

15%  (3 чел)


 

Гистограммы процентного распределения результатов по уровням тревожности в разных группах можно найти в приложении 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3. Интерпретация  данных, выводы

 

Из предыдущего параграфа  видно, что средний балл личностной тревожности у первой группы испытуемых (47,8) соответствующий высокому уровню тревожности, ощутимо выше, нежели средний балл тревожности у второй группы (40), который соответствует умеренному уровню. Однако средние баллы ситуативной тревожности у первой (40) и у второй (39,75) групп различаются незначительно, и в обоих случаях соответствуют умеренному уровню тревожности.

  То же самое  следует, соответственно, из анализа процентного распределения результатов по уровням тревожности в обеих группах. На гистограммах видно, что при исследовании ситуативной тревожности в обоих случаях умеренному уровню тревожности соответствуют результаты примерно 60% испытуемых и примерно по 20% - низкому и высокому уровням. Но при исследовании личностной тревожности картина меняется – в первой группе высокому уровню тревожности соответствуют результаты 60% испытуемых, а во второй – только 20%. Умеренный уровень тревожности в первой группе имеют лишь 30% испытуемых, в то время как во второй – 65%.

Из всего вышеописанного явно следует, что уровень личностной тревожности у людей, выросших в  условиях материнской депривации выше, чем у людей необделенных материнской  заботой, в то время как ситуативная тревожность находится практически на одном и том же уровне.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности  требуют особого внимания. Высокая  тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги  у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перевести акцент на осмысление деятельности и формирования чувства уверенности в успехе.

Заключение

 

Ознакомившись с имеющимися материалами по данной проблематике, мы смогли эмпирически проверить выдвинутую в начале работы гипотезу, использовав для этого существующие техники и методики исследования тревожности, обработки полученных данных и их интерпретации.

В ходе исследования было доказано, что уровень личностной тревожности связан с наличием или отсутствием матери в детстве, что, при этом, никак не отражается на уровне ситуативной тревожности.

В этой работе я рассмотрела  только случай, когда мать полностью  отсутствует с момента рождения ребенка. Однако, проблема материнской депривации куда более широка, и необходимы дальнейшие исследования, в которых стоит рассмотреть случаи формального присутствия матери, эмоциональной холодности к ребенку, жестокого обращения, потери матери в определенном возрасте и многие другие аспекты заявленной проблемы, а так же корреляционные исследования доказанной в работе взаимосвязи.

Заложенное в детстве  в ситуации материнской депривации чувство базальной тревоги, в последствии вызывает повышенную личностную тревожность, что может мешать полноценному развитию личности,  будет нарушать процессы социальной адаптации. Именно поэтому роль любящей матери в жизни человека неоценима.

Очень важно, что бы ребенок, по каким-либо причинам лишившийся матери, всё же смог удовлетворить свою потребность в безопасности, чему никак не способствуют современные российские детские дома. А часто ребенок вообще оказывается депривирован даже тогда, когда биологическая мать где-то рядом, потому что повышение уровня женских наркомании и алкоголизма не способствуют удовлетворению потребностей ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Асмолов А.Г. Психология личности М:  МГУ, 1990.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М: Черо, 1998.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А Психология личности. – М.: МГУ, 2002.
  4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб: Питер, 2000.
  5. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1986.
  6. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
  7. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  8. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. “Психологическая наука и образование”, 1998 г., № 2.
  9. Маркс К. Капитал. .,   М.: Политиздат, 1975г.
  10. Мещеряков Б., Зинченко В. (сост. и общ. ред.) Большой психологический словарь – СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.
  11. Немов Р. С. Психология: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998.
  12. Петровский А.В. Быть личностью, М.: Педагогика, 1990.
  13. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. “Психологическая наука и образование”, 1998, №2.
  14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты. – Самара: Бахрат-М, 2006.
  15. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998.
  16. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. “Дошкольное воспитание”,                                1996 г., №4.
  17. Столяров Л.Д.  Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности  – СПб.: Питер , 2006.
  19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Ком, 1998.
  20. Материалы сайта http://www.psihologu.ru/
  21. Материалы сайта http://www.psylist.net

 

 

CТ:                                                                                                                                                                Приложение 1

№ 
п/п

Суждение

Нет,это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно 
верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я растроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные  неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство  внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден  и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4


№ п/п

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое  настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко растраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким  же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил  и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные  трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю  из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверености в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических  ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах  и заботах

1

2

3

4




ЛТ:

 

Приложение 2

Ключ для обработки  методики «Исследование тревожности»

Номера 
суждения

Ответы

1

2

3

4

СТ

1

4

3

2

1

2

4

3

2

1

3

1

2

3

4

4

1

2

3

4

5

4

3

2

1

6

1

2

3

4

7

1

2

3

4

8

4

3

2

1

9

1

2

3

4

10

4

3

2

1

11

4

3

2

1

12

1

2

3

4

13

1

2

3

4

14

1

2

3

4

15

4

3

2

1

16

4

3

2

1

17

1

2

3

4

18

1

2

3

4

19

4

3

2

1

20

4

3

2

1

ЛТ

21

4

3

2

1

22

1

2

3

4

23

1

2

3

4

24

1

2

3

4

25

1

2

3

4

26

4

3

2

1

27

4

3

2

1

28

1

2

3

4

29

1

2

3

4

30

4

3

2

1

31

1

2

3

4

32

1

2

3

4

33

1

2

3

4

34

1

2

3

4

35

1

2

3

4

36

4

3

2

1

37

1

2

3

4

38

1

2

3

4

39

4

3

2

1

40

1

2

3

4




 

 

 

Приложение 3.

 

 

Гистограммы распределения  результатов по уровням тревожности  в разных группах


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

1 К.Маркс “Капитал” т.3, стр.3 М.: Политиздат, 1975г.

2 Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.




Информация о работе Развитие личности в условиях материнской депривации