Развитие личности в условиях материнской депривации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 04:46, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития личности волновала умы человечества испокон веков. Многие ученые исследовали этот вопрос с различных сторон. Проблема влияния материнской депривации на формирование внутреннего мира человека, на мой взгляд, в наши дни приобретает особую актуальность. Это связано с наличием большого числа детей-сирот, общим усилением феминистического настроя, когда женщина начинает проводить все больше времени на работе, и все меньше – с ребенком и растущим уровнем женского алкоголизма и наркомании

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. 3

Анализ основных понятий и теорий, связанных с развитием личности и материнской депривацией

Глава 1. Личность, её развитие, и теория К. Хорни…………………….. 4
1.1. Понятие личности …………………………...…………………….. 4
1.2. Развитие личности …………………………………………………. 6
1.3. Базальная тревога К. Хорни ………………………………………. 8
Глава 2. Материнская депривация и тревожность …….……………… 10
2.1. Понятие «тревожность». Виды тревожности ………………….. 10
2.2. Материнская депривация ……………………………………….. 12

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности с наличием материнской депривации

Глава 3. Методика «Исследование тревожности» ……………………. 13
3.1. Описание методики ……………………………………………… 13
3.2. Экспериментальна выборка и процедура проведения ………… 15
Глава 4. Обработка и интерпретация данных ………………………… 17
4.1. Методы обработки и интерпретации данных ………………...... 17
4.2. Полученные результаты …………………………………………. 18
4.3. Интерпретация данных, выводы ………………………………… 21
Заключение ……………………………………………………………… 22
Список использованной литературы ………………………………….. 23
Приложения

Файлы: 1 файл

Развитие личности в условиях материнской депривации.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

У детей дошкольного  возраста доминирует ситуативная тревожность.

Исходя из вышесказанного, мы заострим внимание именно на личностной тревожности.

 

 

2.1. Материнская депривация

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной, – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения  ребенка с родителями, особенно с  матерью. Так отвержение, неприятие  матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами.

Депривация [от лат. deprivatio — потеря, лишение] — психическое  состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения  или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.2

Материнскую депривацию испытывает ребенок, которому недостает матери, например, воспитывающийся в неполной семье (без матери), приюте или госпитализированный ребенок, ребенок, чья мать работает, или ребенок, мать которого не обладает необходимыми родительскими навыками и пренебрегает или, возможно даже, жестоко обращается с ним. Материнская депривация может так же быть следствием обедненной среды, неуравновешенной матери, недостаточного питания или недостаточного чувства безопасности.

Исходя из всего вышеизложенного, я предполагаю, что уровень личностной тревожности  людей, выросших в условиях материнской  депривации будет выше, нежели у  людей, необделенных материнской заботой, в то время уровень ситуативной тревожности у этих групп людей не будет сильно различаться.

Глава 3. Методика «Исследование тревожности»

 

В этой части своей работы я хотела бы подвергнуть экспериментальной  проверке сделанные выводы, для чего выбрала методику «Исследование тревожности» опросник Спилбергера, так как она надежна, валидна по отношению к измеряемому параметру, легка в проведении и обработке.

 

3.1. Описание  методики

 

Измерение тревожности  как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью (ЛТ) понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Ситуативная или реактивная тревожность (СТ) как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к  категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных  методов измерения тревожности  позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Одной из методик, позволяющих дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Цель методики – оценка тревожности.

Задачи методики –  определение уровня ситуативной  и личностной тревожности.

Методический материал – бланк опросника (см. приложение 1), ключ обработки результатов (см. приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Экспериментальная  выборка и процедура проведения

 

 В начале этого параграфа хотелось бы поэтапно обозначить структуру экспериментального исследования:

1. Подготовка материалов.

2. Подбор испытуемых.

3. Проведение диагностической  методики.

4. Обработка полученных данных.

5. Выводы и интерпретация результатов.

 

В экспериментальную  выборку вошли 2 группы испытуемых.

В первую группу вошли люди, оказавшиеся в условиях полного отсутствия матери с рождения (10 человек). Во вторую группу вошли люди, воспитание которых проходило родными матерями (20 человек).

Выборку составили 15 девушек  и 15 юношей (соотношение в каждой группе – 1:1) с различным уровнем  тревожности.

Все испытуемые являются студентами московских ВУЗов в возрасте от 18 до 20 лет. Никто из них никогда не состоял на учете у психиатра и не участвовал ранее в психологических экспериментах.

Проведение диагностической методики проходило в 3 этапа, в каждом из которых участвовало по 10 человек. Этапы проводились в разные дни, но в одно и то же время суток и в одном помещении.

После разъяснения целей эксперимента и общих правил поведения при его проведении, испытуемым раздавался бланк методики (см. приложение 2). Каждому бланку был присвоен уникальный номер, соотносившийся с определенным испытуемым (после предварительного получения сознательного согласия на использование результатов тестирования и имен испытуемых как в научных, так и в публикационных целях).

 Сначала измерялась  шкала ситуативной тревожности,  для чего я просила обратить  внимание на верхнюю часть бланка, обозначенную буквами «СТ» и зачитывала стандартную инструкцию: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

После того как все  справлялись с этим заданием, измерялась шкала личностной тревожности, для  чего внимание заострялось на нижней части бланка, обозначенной буквами  «ЛТ». Зачитывалась стандартная инструкция к этому заданию: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

По окончании выполнения этого задания бланки методики собирались и испытуемым назывались сроки и  способы получения, при желании, ими их результатов у меня.

Никаких видимых различий в поведении испытуемых первой и второй группы в ходе эксперимента замечено не было. Требования к проведению методики были соблюдены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Обработка  и интерпретация данных

 

4.1. Методы обработки  и интерпретации данных

 

После сбора бланки методик  обрабатываются при помощи специального ключа  (см. приложение 2), позволяющего определить показатели ситуативной и личностной тревожности для каждого испытуемого.  На основе оценки уровня тревожности можно, так же, составить рекомендации для коррекции поведения испытуемого.

При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более  — высокая.

После проведения первичного подсчета вычисляется среднегрупповой  балл личностной и ситуативной тревожности для каждой из групп путем вычисления среднего арифметического из баллов, набранных членами группы.

Уже на основе этого можно  провести сравнительный анализ между  группами испытуемых, однако нелишним будет вычисление процентного соотношения  людей с низким, умеренным и средним уровнями как личностной, так и ситуативной тревожности внутри каждой из групп, что обеспечит дополнительную наглядность полученных выводов.

Таким образом, сравнив  среднегрупповые показатели и процентное соотношение, можно будет сделать выводы о правильности или ошибочности изначально заявленной гипотезы на основе эмпирических данных.

4.2. Полученные  результаты

 

После обработки методик при помощи ключа, баллы и уровни по каждой группе и обоим видам тревожности заносятся в таблицу. Так же туда вносится среднегрупповой балл СТ` и ЛТ`.

 

Табл. 1

№ Испытуемого

Баллы СТ1

Уровень СТ

Баллы ЛТ1

Уровень ЛТ

1

31

Умеренный

42

Умеренный

2

29

Низкий

45

Высокий

3

56

Высокий

50

Высокий

4

42

Умеренный

42

Умеренный

5

43

Умеренный

49

Умеренный

6

20

Низкий

67

Высокий

7

40

Умеренный

50

Высокий

8

38

Умеренный

25

Низкий

9

58

Высокий

50

Высокий

10

43

Умеренный

58

Высокий

Ср. показатель

СТ1`=40

 

ЛТ1`=47,8

 

 

Таблица 1 – 1-я группа (выборка испытуемых, выросших в  условиях материнской депривации).

Таблица 2 – 2-я группа, выборка людей, воспитывавшихся в благоприятных условиях.

Итог, мы имеем:

СТ1`=40; ЛТ1`=47,8;

СТ2`=39,75; ЛТ2`=40.

 

 

Табл. 2

№ Испытуемого

Баллы СТ2

Уровень СТ

Баллы ЛТ2

Уровень ЛТ

11

26

Низкий

28

Низкий

12

40

Умеренный

43

Умеренный

13

49

Высокий

52

Высокий

14

32

Умеренный

43

Умеренный

15

37

Умеренный

40

Умеренный

16

62

Высокий

55

Высокий

17

35

Умеренный

26

Низкий

18

23

Низкий

37

Умеренный

19

67

Высокий

37

Умеренный

20

43

Умеренный

45

Умеренный

21

29

Низкий

41

Умеренный

22

43

Умеренный

40

Умеренный

23

51

Высокий

54

Высокий

24

31

Умеренный

28

Низкий

25

55

Высокий

42

Умеренный

26

41

Умеренный

38

Умеренный

27

22

Низкий

26

Низкий

28

36

Умеренный

44

Умеренный

29

39

Умеренный

39

Умеренный

30

34

Умеренный

42

Умеренный

Ср. показатель

СТ2`=39,75

 

ЛТ2`=40

 

Информация о работе Развитие личности в условиях материнской депривации