Развитие личности в условиях материнской депривации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 04:46, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития личности волновала умы человечества испокон веков. Многие ученые исследовали этот вопрос с различных сторон. Проблема влияния материнской депривации на формирование внутреннего мира человека, на мой взгляд, в наши дни приобретает особую актуальность. Это связано с наличием большого числа детей-сирот, общим усилением феминистического настроя, когда женщина начинает проводить все больше времени на работе, и все меньше – с ребенком и растущим уровнем женского алкоголизма и наркомании

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. 3

Анализ основных понятий и теорий, связанных с развитием личности и материнской депривацией

Глава 1. Личность, её развитие, и теория К. Хорни…………………….. 4
1.1. Понятие личности …………………………...…………………….. 4
1.2. Развитие личности …………………………………………………. 6
1.3. Базальная тревога К. Хорни ………………………………………. 8
Глава 2. Материнская депривация и тревожность …….……………… 10
2.1. Понятие «тревожность». Виды тревожности ………………….. 10
2.2. Материнская депривация ……………………………………….. 12

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности с наличием материнской депривации

Глава 3. Методика «Исследование тревожности» ……………………. 13
3.1. Описание методики ……………………………………………… 13
3.2. Экспериментальна выборка и процедура проведения ………… 15
Глава 4. Обработка и интерпретация данных ………………………… 17
4.1. Методы обработки и интерпретации данных ………………...... 17
4.2. Полученные результаты …………………………………………. 18
4.3. Интерпретация данных, выводы ………………………………… 21
Заключение ……………………………………………………………… 22
Список использованной литературы ………………………………….. 23
Приложения

Файлы: 1 файл

Развитие личности в условиях материнской депривации.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования г. Москвы 
«Московский городской педагогический университет»

 

 

 

 

Социально-правовой факультет

Специальность "Психология"

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

 

«Развитие личности в условиях материнской депривации»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студент III курса, 2 гр. 

 

Вышеславцева М.А. 

 

Научный руководитель: Эйдельман  Г. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2008 г.

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………..  3

 

Анализ основных понятий и теорий, связанных с развитием личности и материнской депривацией

 

Глава 1. Личность, её развитие, и теория К. Хорни…………………….. 4

   1.1. Понятие личности …………………………...…………………….. 4

   1.2. Развитие личности …………………………………………………. 6

   1.3. Базальная тревога К. Хорни ………………………………………. 8

Глава 2. Материнская депривация и  тревожность …….……………… 10

   2.1.  Понятие «тревожность». Виды тревожности ………………….. 10

   2.2.  Материнская депривация ……………………………………….. 12

 

Эмпирическое  исследование взаимосвязи уровня тревожности  с наличием материнской депривации

 

Глава 3. Методика «Исследование тревожности» ……………………. 13

  3.1. Описание методики ……………………………………………… 13

  3.2. Экспериментальна выборка и процедура проведения ………… 15

Глава 4. Обработка и интерпретация  данных ………………………… 17

  4.1. Методы обработки и интерпретации данных ………………...... 17

  4.2. Полученные результаты …………………………………………. 18

  4.3. Интерпретация данных, выводы ………………………………… 21

Заключение ……………………………………………………………… 22

Список использованной литературы ………………………………….. 23

         Приложения

Введение

 

 

Проблема развития личности волновала умы человечества испокон веков. Многие ученые исследовали этот вопрос с различных сторон. Проблема влияния материнской депривации на формирование внутреннего мира человека, на мой взгляд, в наши дни приобретает особую актуальность. Это связано с наличием большого числа детей-сирот, общим усилением феминистического настроя, когда женщина начинает проводить все больше времени на работе, и все меньше – с ребенком и растущим уровнем женского алкоголизма и наркомании.

Живя в современном  обществе, декларирующем гуманность и направленность на развитие внутренних потенциалов личности, я хотела бы поставить целью этой работы вскрытие некоторых механизмов её формирования.  Предметом исследования здесь будет выступать взаимосвязь материнской депривации и такой составляющей личности, как тревожность, а объектом – люди, лишенные в детстве материнской любви и заботы. 

Гипотезой данной работы будет служить то, что уровень личностной тревожности вышеупомянутых людей будет выше, чем у людей, получивших должное внимание со стороны родной матери. Задачами исследования будет выступать рассмотрение накопленного теоретического  материала по данной проблематике,  экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы методикой «Исследование тревожности» Спилбергера-Ханина и построение соответствующих выводов.

 

 

 

 

 

Глава 1. Личность, её развитие и теория К. Хорни

 

1.1. Понятие личности

 

Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено  в системе общественных отношений. Она - продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.

Понятие личности начало складываться в древности. Вначале  термин "личность" означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин "личность" стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при  этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Определений понятия  «личность» в литературе встречается  великое множество. Например, часто цитируются слова К. Маркса: “…человек есть совокупность всех общественных отношений”1. Некоторые авторы видят в этих словах прямое определение личности. Другие не соглашаются с ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом), так как ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений.

Подобные споры рождают  во мне желание четко определить, что будет пониматься под личностью в данной работе — это сам индивид, как активный субъект социальных отношений и целенаправленной деятельностной активности, а также совокупность всех качеств индивида, обусловленная его осознанной активностью в системе социальных связей и складывающееся в условиях взаимодействия и общения.

Личность есть совокупность качеств. С этой точки зрения исследование личности – это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей – это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы о том, что и как влияет на результат.

Наиболее распространенной является предложенная К. Платоновым концепция  динамической функциональной структуры  личности. Она выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Развитие личности

 

Вопрос формирования и развития личности велик и неоднозначен и рассматривается приверженцами  разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация разрабатывает  представления о развитии «социального индивида» или личности в понимании Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений её индивидуальности. Но развести эти модели по разным «носителям» (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.

Становление личности есть процесс социализации человека, который  состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Личностное  развитие  происходит на протяжении всей жизни. Соответственно некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития, является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности.

Личностный  рост обусловлен множеством внешних  и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие – физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д., - показывает, какой сложной является проблема развития человека.

 

 

 

 

Как мы уже  заметили, развитие личности – сложнейший процесс, в результате которого индивид  приобретает неповторимые свойства. В работах многих авторов выделяется тревожность, как компонент структуры  личности. Именно на нем я и хотела бы, в последствии, остановится подробнее.

 

 

 

 

 

 

1.3. Базальная тревога К. Хорни

 

С точки зрения Хорни, решающим фактором развития личности являются социальные отношения между  ребенком и родителями, прежде всего  касающиеся двух важнейших тенденций  детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, это ведет к развитию у ребенка базальной тревоги.

Базальная тревога  описывается Хорни как чувство "собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире". Все эти чувства появляются в детстве, когда родители обделяют ребенка теплом и вниманием. Безусловная любовь чрезвычайно существенна для нормального развития ребенка, и если ее нет, внешняя среда становится для него враждебной. "Ребенок страшится не просто наказания за какое-то свое запретное желание, окружение представляет собой угрозу его вполне законным стремлениям и правам... Это не фантазия подобно страху кастрации, это страх, имеющий под собой вполне реальную основу" (Horney, 1939).

Ребенок растет, чувствуя, что мир вокруг него опасен и враждебен, что он не в состоянии  отстоять свои права, что он "плохой" и что одиночество здесь в порядке вещей. Он слаб и хочет, чтобы его защищали, заботились о нем, чтобы другие приняли на себя всю ответственность за него. С другой стороны, его естественная подозрительность к окружающим делает доверие к ним практически невозможным. Пытаясь избавиться от тревожности, ребенок развивает в себе невротические защиты от нее: привязанность, власть, уход и подчинение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Материнская  депривация и тревожность

 

2.1 Понятие «тревожность». Виды тревожности.

 

В психологической  литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать  его дифференцированно – как  ситуативное явление и как  личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.  

Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание  эмоционального дискомфорта, связанное  с ожиданием неблагополучия, с  предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное  состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра.

По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно  или  ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние  повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических  социальных ситуациях»

Е. Савина, доцент кафедры  психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что  тревожность определяется как  устойчивое отрицательное  переживание  беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.

По  определению С. С. Степанова «тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».

 Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью  к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Выделяют два основных вида тревожности.

Первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние  не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Другой вид – так  называемая личностная тревожность. Она  может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

Информация о работе Развитие личности в условиях материнской депривации