Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 19:19, контрольная работа
Общие методические рекомендации
по выполнению контрольной работы
Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь / Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Вариант 5.
1. Охарактеризуйте сущность
2. Назовите основные положения когнитивной психологии.
3. Укажите какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальт- психологии:
а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;
б) « если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание»;
в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».
Методические рекомендации
В первом вопросе следует отметить, что бихевиоризм предполагал изучать не сознание, недоступное научному наблюдению, а поведение человека. Укажите, результатом чего с позиций бихевиоризма является поведение. Назовите, какие психические процессы игнорируются представителями бихевиоризма и в чем заключается несогласие представителей бихевиоризма с позициями когнитивной психологии.
Во втором вопросе важно указать на основной постулат представителей этого направления, утверждающий, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Укажите, в чем заключается заслуга этого направления.
В третьем вопросе необходимо не только указать на тезис характерный для гештальтпсихологии, но и соотнести приведенные тезисы, указать на их противоречие. Ответьте, какому психологическому направлению противопоставила свои положения гештальтпсихология.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение - Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.
Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Вариант 6.
1. Проанализируйте сущность
2. Назовите основные идеи теории самоактуализации А. Маслоу.
3. Укажите, к каким современным направлениям западной психологии следует отнести приведенные высказывания:
а) «… люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов»;
б) «индивидуум, представляется нам, как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности»;
в) «личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт»;
1) когнитивная психология;
2) гуманистическая психология;
3) психоаналитическая психология.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно указать, чему уделяется главное внимание в изучении личности представителями гуманистической психологии. Проанализируйте различие в понимании сущности человека, его отношения к миру, к ответственности за свою деятельность представителями этих направлений.
Во втором вопросе проанализируйте, в чем заключается сущность человека, является ли он самостоятельным и независимым в процессе своего развития и проявления своих способностей. Укажите, насколько актуальна эта теория сегодня, возможна ли самоактуализация личности в современных условиях.
В третьем вопросе следует не просто назвать необходимые направления западной психологии, но и охарактеризовать их. Сопоставьте центральные идеи когнитивной, гуманистической и психоаналитической психологии, укажите, в чем заключается их принципиальное отличие.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Вариант 7.
1. Охарактеризуйте сущность
2. Назовите представителей
3. Соотнесите основные положения
психоаналитических концепций
а) бессознательное стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;
б) концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;
в) концепция «рыночного социального характера», определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.
1) А. Адлер;
2) К.Г.Юнг;
3) Э.Фромм.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно отметить, какие проявления психики оказывают ведущее влияние на поведение человека с позиций фрейдизма. Укажите, какова роль инстинктов, проявляющихся как бессознательные психические импульсы. Охарактеризуйте основные элементы психики человека согласно психоаналитической концепции. Укажите, каково значение механизмов психологической защиты, как определяющих понимание мотивов поведения человека.
Во втором вопросе следует рассмотреть основные положения таких психологов как А.Адлер (обоснование бессознательного стремления к власти, как основного побуждения людей); К.Юнг (концепция о коллективном бессознательном, воздействующем на отношения социальных групп); К. Хорни (концепция невротического характера); Э. Фромм (концепция социального рыночного характера).
При ответе на третий вопрос недостаточно указать верный вариант, необходимо обосновать свой выбор и дать характеристику названного психоаналитического направления.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Вариант 8.
1. Проанализируйте особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты.
2. Охарактеризуйте роль «
3. Назовите рассматриваемый в
определении механизм
Методические рекомендации
В первом вопросе следует рассмотреть модель психической структуры личности. Укажите, воздействие каких философских теорий повлияло на формирование этой концепции. Охарактеризуйте области человеческой психики. Назовите функции, выполняющие такие механизмы психологической защиты как: сублимация, проекция, рационализация, вытеснение, подавление. Каково их проявление в деятельности людей?
Во втором вопросе важно указать, в чем отличие научной позиции К. Юнга от ортодоксального фрейдизма. Дайте определение содержанию и психологическому значению понятия «коллективное бессознательное». В чем сущность понятия «архетип», как регулятора психической жизни. Охарактеризуйте типологию личности К. Юнга, включающую интровертивную и экстравертивную установки психики личности.
В третьем вопросе следует прокомментировать названный вид психологической защиты и соотнести его с другими механизмами. Укажите, какие функции им выполняются.
Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.: Политиздат, 1974.
История психологии. ХХ век. – М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Тема 2. Психика и организм
Вариант 9.
1. Охарактеризуйте психику
2. Раскройте содержание понятий
«сознание» и «
3. Соотнесите психологические понятия и их определения:
а) сознание;
б) самосознание;
в) бессознательное;
1) высший уровень психической
активности человека как
2) совокупность психических
3) высокоорганизованный
психический процесс,
Методические рекомендации
При ответе на первый вопрос следует указать, что психика – это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией. Укажите, каковы существующие в настоящее время подходы к пониманию психики. Назовите основное свойство психики. Приведите определения понятий: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности и охарактеризуйте их.