Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 19:19, контрольная работа
Общие методические рекомендации
по выполнению контрольной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Психология и педагогика
по выполнению контрольной работы
для самостоятельной работы студентов I курса,
обучающихся по направлениям:
521600 «Экономика» и
521500 «Менеджмент» (бакалавры)
(первое высшее образование)
Методические указания разработала
доктор социологических наук, профессор И.А.Уледова (Москва)
Преподаватель в Краснодаре:
Ожигова Л.Н.,
доктор психол.наук, профессор
Общие методические рекомендации
по выполнению контрольной работы
Подготовка контрольной работы является важным видом самостоятельного изучения студентами курса «Психология и педагогика» и является одной из форм текущего контроля знаний. Для ее успешного выполнения необходимо систематически работать с учебной, справочной и научной литературой.
Назначение контрольной работы – углубить знания студентов по основным проблемам психологии и педагогики, выявить умение анализировать психологические процессы и явления, способность понимания современных проблем педагогической теории и практики. При написании работы студент должен использовать современную учебную и научную литературу для анализа психологических и педагогических проблем в профессиональной деятельности специалиста.
Приступая к выполнению контрольной работы, следует внимательно прочитать формулировку задания, так, ответ на 3 вопрос каждого варианта должен носить не описательный характер, а представлять собой анализ указанного психологического явления с приведением конкретных примеров.
Выбор варианта контрольной работы производится студентами следующим образом: студенты выбирают любой вариант контрольной. Желательно, чтобы количество совпадающих по группе одинаковых контрольных не превышало 2-3. Староста группы подает преподавателю общий список группы с указанием фамилий и вариантов контрольных работ.
Порядок выполнения контрольной работы. Определив номер варианта и темы и отыскав ее в тематике контрольных работ, следует внимательно ознакомиться с планом работы. К каждому варианту контрольных работ рекомендована специальная литература, позволяющая максимально подробно проанализировать предложенную вам проблему.
Тема должна раскрываться в соответствии с планом, который выносится на первую страницу работы. План состоит из трех вопросов, два из которых носят теоретический характер, а третий представляет собой практическое задание, подразумевающее самостоятельный анализ студентом предложенной социально-психологической проблемы.
Следует особое внимание обратить на правильное оформление работы. Необходимо выделить в тексте рассматриваемые вопросы, объем ответов на вопросы должен быть соразмерен, так, недопустимо рассматривать первый вопрос на двух страницах, а второй на десяти. Приводимые в тексте цитаты должны быть снабжены ссылками на источники. В конце текста приводится список использованной литературы. Оставляйте поля для замечаний и вопросов рецензента.
Объем работы должен составлять 10 -12 страниц текста (формат А4, размер шрифта 14, интервал полуторный). Желательно, чтобы текст должен быть набран на компьютере.
Работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее написания. На титульном листе работы должна быть указана фамилия рецензента (преподавателя, читающего лекции на этом потоке).
Тема 1. Психология как наука.
Вариант 1. Психология как наука. Исторические этапы развития психологии.
1. Дайте определение и
2. Охарактеризуйте
3. Какое из перечисленных
а) наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм;
б) наука о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы;
в) наука о закономерностях
Методические рекомендации
В первом вопросе важно не просто перечислить основные проблемы, рассматриваемые в курсе дисциплины «Психология и педагогика», но и проанализировать специфичность определения предмета дисциплины. Важно указать, что различные психологические направления выделяют свой предмет исследования. Укажите и обоснуйте предмет психологии.
Во втором вопросе следует указать, что античная философия восприняла от мифологии понятие души, с помощью которого, древние философы пытались выразить главное сущностное начало живой природы, рассматривая душу как причину жизни. Проанализируйте понятие души в трактовке Сократа. Назовите три начала человеческой души в истолковании Платона. В чем состоит особенность понимания души Аристотеля (в сравнении с платоновским)? Рассмотрите три вида души: растительную, животную и разумную.
В третьем вопросе важно сопоставить предлагаемые определения и выделить ключевые понятия, определяющие специфику предмета психологии.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь / Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1998.
Вариант 2.
1. Охарактеризуйте
2. Проанализируйте структуру
3. Сопоставьте предмет
Методические рекомендации
В первом вопросе важно отметить, что благодаря открытиям этого исторического периода складывались психологические концепции последующих десятилетий. Укажите, какие психологические понятия были введены в научный оборот Р.Декартом. Назовите, в чем состоит дуализм учения Р.Декарта о душе и теле. Охарактеризуйте идеи Лейбница о бессознательной психике, малой перцепции и апперцепции. Рассмотрите идеи Т.Гоббса относительно роли и значения ассоциаций в процессе познания. Проанализируйте взгляды Дж.Локка и его роль в становлении эмпирической психологии.
Во втором вопросе следует подробно рассмотреть психологию как науку, представляющую собой разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные. Охарактеризуйте задачи общей психологии, психологии познавательных процессов, психологии личности, а так же специальных психологических дисциплин.
В третьем вопросе рекомендуется рассмотреть предмет психологии как изучение преимущественно ориентировочной функции душевных (психических) явлений, т.е. участие их в анализе проблемной (новой для субъекта) ситуации, построении внутреннего (мысленного) плана последующего действия. Сопоставьте предложенное вами определение предмета психологии и понятие души. Сформулируйте свою позицию относительно положение о том, что хотя понятие души не рассматривается в рамках психологических исследований, невозможно не постулировать сам факт и цели ее существования.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь / Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1998.
Вариант 3.
1. Охарактеризуйте основные
2. Проанализируйте вклад
3. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики:
а) психология;
б) общая психология;
в) духовно ориентированная
1) направление, опирающееся на
традиционные духовные ценности
и признающее реальность
2) наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм;
3) фундаментальная дисциплина, изучающая
общие закономерности
Методические рекомендации
В первом вопросе важно отметить, что пионером психологии как науки является И.М.Сеченов, который первым пришел к выводу о том, что саморегуляция поведения организма посредством сигналов является предметом психологического исследования. Важно отметить, что именно трудами И.П.Павлова, В.М.Бехтерева был утвержден приоритет рефлексологического похода. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева.
Во втором вопросе следует охарактеризовать культурно-историческую концепцию психического развития человека Л.С.Выгодского. Рассмотрите основные положения концепции А.Н.Леонтьева, раскрывающей механизм формирования высших психических функций, как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. Назовите основные положения деятельностного подхода в психологии С.Л.Рубинштейна.
В третьем вопросе важно сопоставить и охарактеризовать специфические особенности каждого из названных направлений отечественной психологии.
Литература
Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь / Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1998.
Вариант 4.
1. Назовите основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейших представителей.
2. Проанализируйте ведущие
3. Укажите, в чем состоит
а) интроспекция, т.е. целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;
б) создание математических моделей психических процессов;
в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.
Методические рекомендации
В первом вопросе следует отметить, что в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории и психологическая практика, опирающаяся на психологические теории и вырабатывающая психотехники воздействия на сознание человека. Перечислите и охарактеризуйте наиболее известные психологические направления, их основные положения и представителей этих психологических концепций.
Во втором вопросе укажите предмет исследования гуманистической психологии и представителей этого направления. Проанализируйте, в чем выражалась гуманистическая ориентация А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла. Сопоставьте основные теоретические позиции гуманистической психологии и бихевиоризма. Укажите, почему гуманистический подход отводит главную роль личному опыту человека.
В третьем вопросе важно охарактеризовать предмет бихевиоризма, отметить недостатки и достоинства этого направления. Укажите, какое влияние оказал бихевиоризм на дальнейшее развитие существующих научных направлений.