Психологические особенности личностной готовности детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Проблема готовности к школьному обучению в отечественной психологии и педагогике изучалась в различных аспектах. При этом в литературе выделяют самые разные виды готовности (личностная, интеллектуальная, волевая, эмоциональная, физическая, готовность в социальном плане и др.).
На протяжении нескольких лет актуальным остается вопрос: "С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в первый класс?" Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать несколько факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению.

Содержание работы

Введение 3-5
Глава 1.Проблема личностной готовности к обучению в школе с точки зрения отечественных и зарубежных ученых 6-22
1.1. Изучение проблемы личностной готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии 6-9
1.2 Личностная готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению 10-17
1.3 Методы диагностирования личностной готовности к школьному обучению………………………………………………………………………18-22
Глава 2.Экспериментальное изучение личностной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста 23-
2.1. Цель, задачи, организация экспериментального исследования 3
2.2. Результаты экспериментального изучения личностной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста 3
Заключение 3
Список литературы 3

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_E_A_Belyavina.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

«Графический диктант» (Д.Б. Эльконин).

Испытуемый рисует узор по диктовку экспериментатора, не отрывая карандаш от бумаги. Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

«Образец и правило» («Рисование по точкам») (А.Л. Венгер).

Исследование уровня ориентировки на заданную систему требований. Тест включает методическое руководство и стимульный материал, оформленный в виде специальной книжечке с шестью задачами. На каждом левом листе разворота изображен образец (геометрическая фигура с углами без округлостей). На правой стороне разворота размещено задание в виде «точек»: маленьких крестиков, кружочков, треугольников, - которые надо соединить линиями от угла к углу. Если ребенок действует по инструкции, не соединяя одинаковых точек, то он воспроизводит фигуру-образец. Среди точек задания просматриваются простые геометрические фигуры, в т. ч. похожие на образец, не имеющие отношения к заданию, так как их нельзя точно воспроизвести, не нарушив правила. Правильное решение только одно. Задания отличаются одно от другого формой образца и расположением «точек». Три выше описанные методики очень популярны среди психологов, но они оценивают лишь один аспект, поэтому вся информация полученная с помощью этих методик дополняются сведениями, полученными другими методиками.

В третьей группе относится методика определения готовности к школьному обучению Н.М. Костиковой. Она считает, что при затруднениях ребенку следует оказать индивидуальную помощь и выделяет пять видов помощи: стимулирующую, эмоционально-регулирующую, направляющую, организовывающую и обучающую. Недостаток методики состоит в ее трудоемкости, громоздкости, недостаточной стандартизации, что усложняет процедуру.

Методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной «Диагностическая программа» состоит из 7 методик, 6 из которых являются оригинальными авторскими разработками, и позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению. Диагностическая программа включает следующие методики:

- ориентационный тест школьной  зрелости;

- методика по определению доминирования  познавательного или игрового  мотивов в аффективно-потребностной сфере ребёнка;

- экспериментальная беседа по  выявлению «внутренней позиции  школьника»;

- методика «Домик» (умение ориентироваться  на образец, произвольность внимания, сенсомоторная координация, тонкая  моторика руки);

- методика «Да и нет» (умение действовать по правилу);

- методика «Сапожки» (изучение  обучаемости);

-методика «Последовательность  событий» (развитие логического  мышления, речи и способности  к обобщению);

- методика «Звуковые прятки» (фонематический  слух).

Её достоинство в том, что при всей своей компактности она позволяет оценивать самые важные компоненты психологической готовности; отбор заданий теоретически обоснован; характеристика психологической готовности отличается разумной необходимостью и достаточностью. Методика  
Н.И. Гуткной проверена на валидность и имеет хорошие прогностические показатели. Гуткина разработала систему коррекционно-развивающих игр, позволяющую сформировать психологическую готовность детей к школе.

Для диагностирования личностной готовности ребенка к школьному обучению особенно могу выделить такие основные методы, как беседа  
(А.Т. Нежновой, («Беседа о школе»), который позволяет исследовать внутреннюю позицию школьника и выявляет характер ориентации на школьно-учебную деятельность, Н.И. Гуткиной – на выявление внутренней позиции школьника), ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека, который включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания — срисовывания письменных букв и срисовывания группы точек, т. е. работу по образцу. Аналогична этим заданиям методика Н.И. Гуткиной «Домик»: дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв. Также существуют более простые методические приемы. Задания А.Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков». И мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв.

Нельзя не упомянуть еще две методики Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера: «Графический диктант» и «Образец и правило». Методика «Графический диктант» направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Более сложная методика «Образец и правило»: направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований. Так же часто используется методика «Незавершенная сказка» (Н.И. Гуткиной), направленная на определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка.

 

Глава 2. Экспериментальное изучение личностной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста

2.1. Цель, задачи, организация экспериментального исследования

 

Цель исследования - изучить особенности личностной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:

1) отобрать психодиагностический  инструментарий для изучения  особенностей личностной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста и определить критерии оценки;

2) провести экспериментальное  исследование по изучению особенностей личностной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста;

3) провести интерпретацию результатов экспериментального исследования.

Исследование проводилось на базе МКДОУ ОВ детский сад «Теремок»  
г. Орлова Кировской области в Орловском районе. В исследовании приняло участие 3 детей старшего дошкольного возраста.

 

Нами были использованы следующие методики:

1. Методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной «Диагностическая программа»: - методика «Домик» (умение ориентироваться на образец, произвольность внимания, сенсомоторная координация, тонкая моторика руки);

  

2.2. Результаты экспериментального изучения личностной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста

 

1. Испытуемый Ученик (1).

Методика "Домик" выполнена без ошибок. Можно охарактеризовать как хорошее выполнение задания – 0 балов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.

Ориентировочный тест школьной зрелости испытуемого выполнен несколько хуже, чем предыдущий.

Первое задание выполнено очень примитивно и заслуживает оценки в 5 баллов.

За второе задание можно поставить 2 балла т.к. образец скопирован разборчиво но с небольшими погрешностями.

И третье задание почти совершенное подражание образцу. Единственной погрешностью это не которое уменьшение пространства между точками, но это допустимо. Итого испытуемым набрано 8 баллов, что соответствует среднему результату.

Вывод: ребенок хорошо ориентируется на образцы, у него сформулировано умение копировать его. Можно говорить о развитии произвольного внимания, сенсомоторной координации.

Результатом проведенных методик можно сделать вывод, что ребенок готов к школьному обучению.

 

2. Испытуемый Ученик (2).

На рисунке все детали присутствуют. Размер рисунка сохранен. Правильное изображение в пространстве. Нет отклонений прямых линий более чем 30 градусов, от заданного на правления. Нет разрывов между линиями. Отсутствует залезание линий одна на другую. Единственным минусом является не правильно изображенный элемент рисунка. Поэтому рисунок можно оценить в 1 балл.

За выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить 6 баллов. Результат выше среднего.

Первое задание. Рисунок мужской фигуры можно оценить 3 балами. На рисунке изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют ступни ног и на руках по 3 пальца.

Второе задание. Подражание письменными буквами – 2 бала т.к. буквы достигают двойной величины.

Третье задание. Срисовывание группы точек – 1 балл т.к. почти совершенное подражание образцу.

Вывод: по результатам проведенных методик можно говорить о психологической готовности ребенка к школьному обучению. Испытуемая хорошо может воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и координация зрения. Все это характеризует произвольность психологической деятельности.

 

3. Испытуемый Ученик (3).

Методику "Домик" можно оценить, как хорошо выполнение рисунка 0 баллов. Все детали рисунка присутствуют, все элементы рисунка изображены правильно, нет разрывов между линиями и залезание линий одна за другую. Отсутствует увеличение деталей рисунка более чем 2 раза при относительном сохранение размера всего рисунка. Нет отклонений линий более чем на 30 градусов.

По результатам проведения "Ориентационного теста школьной зрелости"

испытуемая набрала – 5 балов.

Задание 1 – 1 балл т.к. нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединены посредством линии. Но голове имеется волосы, имеются уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Использована мужская одежда.

Задание 2. – 2 балла. Буквы скопированы разборчиво, но их размер не соблюден.

Задание 3. – 2 балла. Наблюдается небольшое отклонение точек.

Вывод: У ребенка хорошо развита интеллектуальная сфера, тонкая моторика руки и координация зрения т.е. умения необходимые в школе. Девочка хорошо воспроизводит образец. Ребенок работает сосредоточено, не отвлекаясь. Все это позволяет говорить о готовности к школе.

 

Заключение

 

Таким образом, понятие готовность к школе – сложное явление, которое включает в себя: личностную, интеллектуальную и социально-психологическую готовность. И лишь при наличии всех этих трех компонентов готовности можно говорить о том, что ребенок готов к школьному обучению.

В ходе исследования выяснилось, что в настоящее время очень много диагностических методик, изучающих готовность ребенка к школе. Но все они в большей степени диагностируют интеллектуальную готовность. Методами диагностирования личностной готовности будет беседа и психодиагностические тесты разных типов.

Итак, чтобы исследовать личностную готовность ребенка к школе нужно провести:

- беседу для выявления внутренней  позиции школьника и характер  ориентации на школьно-учебную  деятельность. В качестве методик  могут быть использованы «Беседа  о школе» Нежновой А.Т., Н. И. Гуткиной .

- диагностическое тестирование, чтобы  выявить специфику развития сферы  производительности. В качестве  методик предлагаются: ориентационный  тест школьной зрелости Керна-Йерасека  включает, методика Н. И. Гуткиной  «Домик», методические приемы «Дорисуй  мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» А.Л. Венгера, «Образец и правило», «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика «Незавершенная сказка» Гуткиной Н.И.

В целом такая комплексная диагностика поможет вывить готов ли ребенок к школьному обучению, отставание или развитие какого-нибудь одного компонента и т.д.

 

Список литературы

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1981

2. Божович Л.И. Личность и ее  формирование в детском возрасте. – М., 2008.

3. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. 2008. №10. С. 19–25

4. Борозинец Н.М. К вопросу психологической  готовности к школе детей с  трудностями в обучении // Вопросы психологии. 2006, №2. С. 56–61.

5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. – М., 2009.

6. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев  А.И. Младший школьник: Помоги ему  учиться. – С-Пб., 2000.

7. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, 2005. №8. С. 66–74.

8. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2010. №12. С. 17–20.

9. Гамезо М.В. и др. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция  развития. – М., 1998.

Информация о работе Психологические особенности личностной готовности детей к обучению в школе