Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 01:37, курсовая работа
Проблема готовности к школьному обучению в отечественной психологии и педагогике изучалась в различных аспектах. При этом в литературе выделяют самые разные виды готовности (личностная, интеллектуальная, волевая, эмоциональная, физическая, готовность в социальном плане и др.).
На протяжении нескольких лет актуальным остается вопрос: "С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в первый класс?" Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать несколько факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению.
Введение 3-5
Глава 1.Проблема личностной готовности к обучению в школе с точки зрения отечественных и зарубежных ученых 6-22
1.1. Изучение проблемы личностной готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии 6-9
1.2 Личностная готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению 10-17
1.3 Методы диагностирования личностной готовности к школьному обучению………………………………………………………………………18-22
Глава 2.Экспериментальное изучение личностной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста 23-
2.1. Цель, задачи, организация экспериментального исследования 3
2.2. Результаты экспериментального изучения личностной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста 3
Заключение 3
Список литературы 3
Минобрнауки России
ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет психологии
Кафедра общей и специальной психологии
Курсовая работа по психологии
Психологические особенности личностной готовности детей к обучению в школе
Выполнила:
студентка 1 курса педагогического факультета
группы ПДДО–11 очной формы обучения
Белявина Екатерина Андреевна
_____________________/подпись/
Научный руководитель:
канд. психол. наук, доцент
кафедры общей и специальной психологии
Лаптева Надежда Витальевна
_____________________/подпись/
Киров
2014
Содержание
Введение
Проблема готовности к школьному обучению в отечественной психологии и педагогике изучалась в различных аспектах. При этом в литературе выделяют самые разные виды готовности (личностная, интеллектуальная, волевая, эмоциональная, физическая, готовность в социальном плане и др.).
На протяжении нескольких лет актуальным остается вопрос: "С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в первый класс?" Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать несколько факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению.
Появление нарушений в психо-социальной сфере ребенка в большинстве случаев обусловлено состоянием его здоровья, соблюдением режима дня и активного отдыха. Именно от того насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть с какого возраста необходимо начинать обучение в школе.
Готовности к школьному обучению способствует ряд факторов: индивидуально-физиологические особенности ребенка, положительное отношение к учению, адекватная самооценка, правильно организованный учебно-воспитательный процесс, наличие психопрофилактических мероприятий в школе и т.д. недостаточная разработанность проблемы готовности к школе в теоретическом и практическом плане определяет актуальность моего исследования.
Подготовка к школе является важной задачей на протяжении уже нескольких столетий. Впервые она была поставлена Я.А. Коменским в ХVII веке в связи с его идеей всеобщего обучения детей в "Материнской школе" и "Школе родного языка".
В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы психологические компоненты готовности к школе.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
И.Ю. Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Мотивационная неготовность (опять же при наличии интеллектуальной) может весьма долго, в течение всего года, не сказывается на успешности обучения, а во втором или третьем классе привести к снижению успеваемости.
Многие психологи и педагоги в своих исследованиях предупреждали о том, что время зачисления в школу не должно определяться паспортным возрастом ребенка, а должно зависеть от уровня готовности к ней (прежде всего развития внимания ребенка, его памяти, желания учиться и. т.д.
В последнее время проблема определения готовности детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений прикладной психологии. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
В этой курсовой работе мы рассмотрим личностную подготовленность к школе и важные критерии к ее совершенствованию, как нравственную и волевую подготовленность. Это важная часть к успешной психологической готовности ребенка к школе.
Объектом исследования является психологическая готовность детей к обучению в школе.
Предмет исследования – личностная готовность детей к обучению в школе.
Цель данной работы – изучение психологической основы личностной готовности детей к обучению в школе.
Задачи работы:
Гипотеза: Своевременная диагностика позволяет выявить условия по коррекции, благодаря которым успешно развиваются те показатели личностной готовности детей к школе, которые оказались недостаточно развитыми.
Методы исследования: Наблюдение, эксперимент.
Глава 1.Проблема личностной готовности к обучению в школе с точки зрения отечественных и зарубежных ученых
1.1. Изучение проблемы личностной готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии
В последнее время задача подготовки
детей к школьному обучению занимает одно
из важных мест в развитии представлений
психолого-педагогической науки. В современной
литературе пока не существует единого
и четкого определения понятий "готовности"
и "школьной зрелости". Так,
А. Анастази [1] трактует понятие школьной
зрелости как овладение умениями, знаниями,
способностями, мотивацией и другими необходимыми
для оптимального усвоения школьной программы
поведенческими характеристиками. С ней
солидаризуются многие авторы [8;12;14;19].
Й. Шванцара более ёмко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок "становится способным принимать участие в школьном обучении". Он выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты готовности к школе [13].
Л.И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [2].
Аналогичные взгляды развивал А.И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению детей в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности её мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д. Н.Г. Салмина отмечает, что готовность к школе – это сложное образование, включающее, помимо психологической готовности морфофункциональную зрелость (показатели которой разрабатывают гигиенисты и физиологи) и определенный уровень владения предметно-специфическими знаниями. Ею делается вывод о том, что готовность же в целом обеспечивает школьную адаптацию, успешность обучения [17].
По мнению Н.Г. Салминой , эти составляющие готовности не должны рассматриваться изолированно и тем более противопоставляться. Это оправдано и по нашему мнению, поскольку в литературе есть тенденция к "растаскиванию" готовности на отдельные ее подвиды (волевую, эмоциональную и интеллектуальную). Это не означает недооценки какой-то из составляющих готовность. Особенно это опасно в случае рассмотрения несформированности готовности. Так, например, трудности в обучении могут быть связаны с морфофункциональной незрелостью. Речевые дефекты могут, например, создавать непреодолимые при обычном обучении затруднения не только для овладения письмом, орфографией, но и в более широкие – в организации деятельности. В ряде случае это приводит к выбыванию детей с сохранным интеллектом в специальные школы.
Проблема предметно-специфической готовности разрабатывалась
наиболее интенсивно в двух направлениях:
диагностика (формирование) конституирующих,
исходных знаний (типа задач Пиаже на сохранение
для определения математической готовности)
и диагностика конкретных навыков (счета,
чтения и др.). Л.А. Венгер [7] , В.С. Мухина
и Н.Г. Салмина особую роль при этом отводят
пространственно-графической готовности
и ее диагностике. Это связывается с той
особой ролью, которую играет графическая
деятельность в начале обучения, а также
вытекает из анализа тех трудностей, которые
возникают при ее осуществлении. Синоним
такого вида готовности у
Д.Б. Эльконина – владение средствами[19].
По мнению зарубежных авторов, около 80% трудностей в начальной школе связаны с письмом, что не удивительно. Графические умения, как отмечает Н.Н. Нечаев, Н.Г. Салмина, Л.Ф. Обухова, А.С. Турчин и др., представляют собой сложный комплекс, включающий формирование зрительно-моторной координации, восприятие фигуро-фоновых отношений, положения в пространстве, ориентировку в системе координат и др. Несформированность отдельных составляющих этого пространственно-графического комплекса создает трудности не только в начальной школе, но и на более поздних этапах обучения.
Исходной, и по сути, дискуссионной, для анализа проблемы психологической готовности детей к школе выступает периодизация развития, определяющая показатели, по которым осуществляется диагностика. Так, если принимается периодизация интеллектуального развития Ж.Ж. Пиаже [14] с выделением сенсомоторного, дооператорного и др. этапов, то используются соответствующие параметры, по которым осуществляется диагностика для выявления уровня интеллектуального развития ребенка (задачи на сохранение и др.).
В советской психологии понятие готовности специалистами в области возрастной и педагогической психологии рассматривалось с учетом специфики возраста [8; 11; 18]. Возраст 6 – 7 лет квалифицируется как переходный, критический период детства ("кризис 7 лет").
Л.С. Выготский [14] характеризует возраст
как целостное, динамическое образование,
структуру, которая не складывается из
отдельных частей, а предполагает наличие
центрального новообразования, порождающего
его основные свойства и проявления. В
соответствии с этим, принципиально важно,
чтобы диагностические методики включали
не набор заданий для выявления различных
процессов (памяти, мышления, внимания
и др.), а выявляли центральное новообразование,
которое обусловливает все другие свойства.
В качестве центрального психологического
новообразования детей 7 лет он называл
"обобщение переживания", или "интеллектуализацию
аффекта", Ребенок, прошедший данный
критический возрастной период, способен,
по мнению Л.С. Выготского, перейти от поведения,
обусловленного непосредственно воспринимаемой
ситуацией, к поведению и деятельности,
подчиненной определенным правилам, сознательно
принятым нормам. Далее, процессы, являющиеся
центральными в один из периодов, по мнению
Л.С. Выготского, становятся побочными,
т.е. соотношение центральных и побочных
линий развития все время меняется. Последнее
соответствует также и идее П.П. Блонского
о системном и смысловом строении сознания,
согласно которой в центре сознания на
каждом возрастном этапе находится лишь
одна какая-то психическая функция, обеспечивающая
психическое развитие.
Так, речь, выступая центральным новообразованием младенческого возраста, в школьном возрасте развивается, но уже не выступает центральным новообразованием. Эти два положения являются исходными в разработке критериев психического развития, в данном случае "готовности к школе". В контексте исследования буду опираться на периодизацию возрастного развития психики, данную Д.Б. Элькониным. В этом случае содержание понятия "психологическая готовность к школе" - это новообразования, возникающие в игре, как ведущей деятельности, в дошкольном возрасте и составляющие основу критического периода при переходе к школьному обучению [19].
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Мы тоже будем придерживаться этого утверждения. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: личностная, интеллектуальная и социально-психологическая готовность.
1.2 Личностная готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Личностная готовность детей к школе
(М.И. Лисина, Л.И. Божович,
Р.С. Буре, Р.Б. Стеркина и др.) охватывает
три основные сферы жизненных отношений
ребенка:
В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы или так называемая "внутренняя позиция школьника"[2]. Это означает, что ребенок в своем социальном развитии перешел в новый возрастной период – младший школьный возраст. Она включает два типа мотивов учения: социальный, связанный с потребностью ребенка в общении с другими людьми, приобретении нового социального статуса, и познавательный, призывающий дошкольника к интеллектуальной активности и познанию нового непосредственно в учебной деятельности. Это новое (школьное) в содержании занятий, новый (школьный) тип взаимоотношений с взрослыми как учителем и сверстниками как одноклассниками. Такая положительная направленность ребенка в школу как особое учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения в школьно-учебную действительность, принятия школьных требований, полноценного включения в учебный процесс. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не своей внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знание, что предполагает развитие познавательных интересов. Многие дети объясняют свое желание пойти в школу тем, что в школе они будут заниматься новой важной в социальном плане учебной деятельностью: "хочу учиться, чтобы быть как папа", "в школе задачи решают интересные". Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированности иерархической системы мотивов.
Информация о работе Психологические особенности личностной готовности детей к обучению в школе