Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:41, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение различий в развитии личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Расмотреть основные характеристики дошкольного возраста.
2. Расскрыть понятие агрессии и её развитие в детском возрасте.
3. Расскрыть проблему тревожности в детском возрасте.
4. Рассмотреть особенности развитие личности детей в полных и неполных семьях.
5. Провести эксперментальное исследование, направленное на определение различий в психологических характристиках личности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.
6. Сделать соответствующие выводы.
Введение 2
Глава 1. Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полных и неполных семей 5
1.1. Особенности восприятия детей из полных и неполных семей 5
1.2. Развитие личности детей в полных и неполных семьях 9
Глава 2. Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей 20
2.1. Организация исследования 20
2.2 Результаты четырех этапов исследования 31
2.3 Анализ полученных данных 35
2.4 Выводы исследования 37
Глава 3. Практические рекомендации 39
Заключение 41
Список литературы 44
Приложения
Средний балл равен – 7,7.
Одной из задач нашего исследования являлось выявление различий на уровне исследуемого признака. У нас имелось 2 выборки, в одной 12 человек, в другой 11 человек.
Для математического анализа нами был выбран Q – критерий Розенбаума для первой и второй методики. Критерий используется для оценки различий между двумя выбоками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В каждой из выборок должно быть не менее 11 испытуемых.
С помощью Q –критерия Розенбаума мы исследовали различия уровней агрессивности в двух наших группах. Различия в баллах по этой шкале у двух групп соответствовало 5,7. В результате математической обработки различия по данной шкале попали в область значимости, где Q= 11 (чем выше значение Q, тем достоверность различий выше), при p >0,01. Таким образом, таким образом, наш выбор разделения испытуемых на группу детей из неполных и полных семей становится математически обоснованным.
Анализ
результатов исследования тревожности
с помощью методики «Тест тревожности»
Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена показал,
что уровень тревожности у
детей дошкольного возраста из неполных
семей равен 54%, а у детей дошкольного
возраста из полных семей равен 27%. С
помощью математического
Для третьей и четвертой методики нами был выбран U – критерий Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Позволяет выявлять различия между малыми выборками.
С помощью U- критерия Манна-Уитни мы исследовали один из симпотомокомплексов – тревожность у детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях. Различие в баллах по этой шкале у двух групп соответствовало 10. В результате математической обработки различия по данной шкале попали в область значимости, где U= 1,5 (чем меньше значение U, тем достоверность различий выше), при p< 0.01. Таким образом, наш выбор разделения испытуемых на группу детей из неполных семей и из полных семей с помощью проективного теста «Дом. Дерево. Человек» становится обоснованным.
Далее мы исследовали различия уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста из неполных и полных семей. Математический анализ с помощью U – критерия Манна-Уитни показал, что различия между нашими группами по данному критерию попадают в область не значимости, где U= 39 при p>0,05. Это позволяет сделать вывод, что тенденция взаимообусловленности уровня развития восприятия не прослеживается. В целом по двум группам, уровень развития восприятия у детей дошкольного возраста в неполных и полных семьях ненамного отличается.
Проанализировав результаты нашего исследования, мы делаем следующие выводы:
Дети
дошкольного возраста из неполных семей
более агрессивны, чем дети из полных
семей. Они имеют следующие личностные
особенности: нападают на остальных
детей, обзывает их и бьет, намеренно
употребляет грубые выражения, одним
словом, становится «грозой» всего
детского коллектива, источником огорчений
воспитателей и родителей. Агрессивный
ребенок часто ощущает себя отверженным,
никому ненужным. Жестокость и безучастность
родителей приводят к нарушению
детско-родительских, отношений и
вселяет в душу ребенка уверенность,
что его не любят. «Как стать любимым
и нужным» - неразрешимая проблема,
стоящая перед маленьким
Дети дошкольного возраста из неполных семей более тревожны, чем дети из полных семей. Портрет тревожного ребенка: он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Таким образом, в результате нашего исследования и анализа полученных результатов мы подтверждаем нашу гипотезу:
Дети дошкольного возраста из неполных детей более агрессивны, тревожны, чем дети из полных семей.
Нами не подтвердилась гипотеза об уровне развития восприятия у детей дошкольного возраста, уровень развития восприятия у детей приблизительно одинаков, разница несущественная.
1. Ребенку
следует объяснить, что
2. Постараться не менять место жительства, потому что ребенок теперь сильнее, чем когда-либо, нуждается в сохранении старых дружеских связей.
3. При
вынужденной перемене места
4. Помогать
ребенку взрослеть и
5. Постараться
как можно проще разрешать
возможные разногласия с
6. Если
ребенок не маленький, нужно
создать ему возможность
7. По
возможности следует
8. И все
же самое главное, что может
сделать одинокий родитель, - это
по возможности обрести
Родителям неполной семьи предстоит придерживаться следующих рекомендаций по воспитанию:
На протяжении
всего детства семья для
Кроме того, следует помнить, что эмоции, стресс, испытанные в детстве, оказывают большое влияние на всю жизнь. Если можно ребенку передать знания, развить речь, сформировать ряд навыков и т. д., то нельзя упрочить все это без эмоционального подкрепления.
Без прочных чувств, без правильно воспитанных эмоций все приобретенное остается лишь балластом, «мертвым капиталом».
Существенным фактором, дисциплинирующим и активизирующим работу нервной системы ребенка, является его собственная активность, его деятельность. Деятельность, как известно, является потребностью всякого растущего детского организма и необходимым условием его физического и психического развития.
Нередко, взрослые удивляются тому, как мог ребенок бурно, буквально трагически, отреагировать на потерю своей игрушки и остаться равнодушным к действительно горестным событиям, таким, как тяжелая болезнь родного человека. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребенка очень мал, многого он еще не понимает, а значимость явлений для него определяется нередко простой яркостью и связью их с самым для него эмоциональным занятием — игрой.
Для младшего
дошкольника все еще
Эмоции старших дошкольников в сравнении с младшими отличаются большей устойчивостью. Изменить их эмоциональные состояния не так легко. Раз возникшее чувство удерживается продолжительное время.
Чтобы вызвать
положительные эмоции у младших
дошкольников, как правило, достаточно
создать ту или иную красочную, внешне
яркую обстановку. Опираясь на вызванные
таким образом чувства, можно
успешно действовать на ребенка.
Для того чтобы вызвать положительные
эмоции у старших дошкольников, бывает
недостаточно яркости обстановки; в
этом случае важно содержание, значимость
воздействующих раздражителей. Это
существенное усложнение личностного
состояния ребенка, которое необходимо
учитывать родителям при
Однако само понятие «красивое» у детей часто отличается своеобразием. Им часто нравится яркое сочетание красок, нередко изображающее предмет в нереалистическом виде.
Итак, своеобразен эмоциональный мир у нашего дошкольника. Он, конечно, более упрощен, чем наш, но зато он ярче, контрастнее, более «ненасытный», все впитывающий в себя детский мир.
В результате проведенного исследования эмоционально сферы ребенка нами были сделаны следующие выводы:
В данной работе была рассмотрена специфика эмоций и чувств у детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях.
В результате
экспериментального исследования эмоций
и чувств по нескольким методикам, были
показаны особенности влияния
Особенностью личностной сферы дошкольника, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Свои переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды, ребенок выражает в творчестве. Поэтому очень важно, зная особенности его личностной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития личности.
Сравнительное
исследование личностной сферы детей
дошкольников из неполных семей, доказало
гипотезу о том, что отрицательные
эмоции как одна из распространенных
форм отклоняющегося поведения детей
формируется в результате действия
социальных психологических факторов,
которые приводят к росту агрессивности,
тревожности и других отрицательных
эмоций. Отрицательные эмоции оказывают
влияние на все стороны жизни
ребенка, в том числе и на общение
ребенка со сверстниками и взрослыми.
При всем этом, личность ребенка
развивается. Своеобразно развивается
и его эмоциональная сфера. Поэтому
очень важно, опираясь на имеющиеся
сохранные функции и
Информация о работе Психологические особенности личности детей из полных и неполных семей