Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 09:16, реферат
В мире неискоренима проблема с лицами асоциального поведения. Россия не исключение. С реформированием государства наступили и обнажились такие социально-экономические проблемы и явления (поражающие по статистике) как нищета, бедность, малообеспеченность, преступность, маргинальность, бездомность, одиночество, сиротство, безпризорность и безнадзорность. Все это проекция и социально- психологическое состояние нашего общества, граждан попавших по субъективным или объективным причинам в трудную жизненную ситуацию и которые не могут или уже не хотят выйти из создавшегося положения – уход от реальности, неправильные потребности, своеобразная защита.
ВОЗ предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная – направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов – широко проводится среди подростков. Задача вторичной – ранее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такого в настоящее время. Третичная – решает такие специфические задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным поведением [1; 160].
Существуют различные формы психопрофилактики:
1 форма – организация социальной среды. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через сознание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность [1; 161].
2 форма – информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы ил видео- и телефильмов.Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений [1; 162].
3 форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов, распространены следующие формы:
1) Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию.
2) Тренинги е?ссертивности или аффективно-ценностного обучения.
3) Тренинг формирование
4 форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с преставлениями о заместительном аффекте девиантного поведения. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная) [1; 163-164].
5 форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из преставлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом [1; 164].
6 форма – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию [1; 164].
7 форма – минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случае уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению [1; 164].
В различных видах
В зависимости от используемых методов психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств [1; 165].
В соответствии со спецификой девиантного
поведения можно выделить следующие
принципы психопрофилактической направле
- комплексность(организация
- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
- массовость (приоритет групповых форм работы);
- позитивность информации;
- минимизация негативных
- личная заинтересованность и ответственность участников;
- максимальная активность
- устремленность в будущее (
Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности
Интервенция отклоняющегося поведения личности является еще одним направлением социально-психологического воздействия. Психологическая интервенция – это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Цель интервенции девиантного поведения личности состоит с ослаблении или устранении тех форм ее поведения, которые препятствуют социальной адаптации [165].
Отличительной особенностью психологической интервенции в целом является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом. В случае отклоняющегося поведения несовершеннолетних инициатива и согласие должны исходить от законных представителей интересов ребенка [1; 165].
Основная трудность работы с отклоняющимся поведением личности состоит в том, что, как правило, на первых этапах социально-психологической помощи человек сопротивляется изменениям несмотря на выраженные негативные последствия своего поведения. В таких случаях основанием для вмешательства может быть степень вреда, причиняемого девиацией, или уровень социальной дезадаптации личности. Например, причиной обращения за помощью наркозависимого человека часто являются либо серьезные проблемы со здоровьем, либо достижения им ситуации «социального дна». Заболевания, сопровождающие употребление наркотиков, хорошо известны – гепатит, ВИЧ-инфекция, психические расстройства. Социальная деградация, в свою очередь, выражается в криминализации, утрате трудоспособности, изоляции, потере жилья и семьи [1; 165-166].
Таким образом, ведущими задачами психологического вмешательства при девиантном поведении можно сформировать следующим образом:
- формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровление;
- стимулирование личностных изменений;
- коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения;
- создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровление [166].
Эффективность работы оценивается как по объективным признакам уменьшения нежелательного поведения (например, случаев употребления наркотиков), так и по субъективным изменениям (например, усилению желания вести трезвый образ жизни). Одним из наиболее важных критериев социальной адаптации личности [166].
В случае психологической интервенции
отклоняющегося поведения используют
все известные методы психологического
воздействия, часто те же, что и
в психопрофилактической
Наиболее популярной формой психологической работы с личностью является консультирование в сочетании с психотерапией. Границы между двумя выделенными формами помощи в случае девиантного поведения практически трудно различимы. Термин «консультирование» более приемлем для работы со здоровыми людьми. Учитывая сложный характер поведенческих девиаций, их склонность переходить в болезненные расстройства, далее, говоря о психотерапии или консультировании, мы будем иметь в виду именно их гармоничное сочетание [1; 166].
При отсутствии единой теории личности существуют различные концепции и формы консультирования (психотерапии). Наиболее большее развитие и признание получили три ведущих направления: психологическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое. Эти исторические модели дали жизнь сотням модификаций, в связи с чем появились и различные классификации [1; 166].
В зависимости от цели интервенции выделяют три вида психотерапии:
- поддерживающая психотерапия – обеспечивает поддержку имеющихся защитных сил и выработку новых более эффективных способов поведения;
- переучивающая психотерапия – стремится к изменению поведения;
- личностно-реконтруктивная – нацелена на внутриличностные изменения через осознание интрапсихических конфликтов [1; 167].
В клинической практике принято деление методов психотерапии на симптомо-центрированные и социоцентрированные. Психотерапия может быть реализована в различных формах, например, групповая, семейная или индивидуальная, ориентированная на решение проблемы или личностные изменения. На практике чаще используются комбинированные методы [1; 167].
Заключение
Социальные отклонения понимается под девиантным поведением индивидов и социальных групп, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам и ожиданиям.
К типологии социальных отклонений условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический [29].
Психологическая характеристика личности преступника отражается регресс и деградацию человека.?
Необходима концепция, основана на комплексном подходе к проблеме, подразумевающем согласованные действия различных служб: социальной, психологической, медицинской [154].
Целенаправленные стратегии в социальной работе психологической превенции (предупреждение, психопрофилактика) и психологической интервенции (преодоление, коррекция, реабилитация) в масштабе государства, массовом сознании, уменьшило бы медико-социальную проблему «оздоровления нации».
Литература