Психологические особенности лиц с социальным отклонениями: преступность, наркомания, алкоголизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 09:16, реферат

Описание работы

В мире неискоренима проблема с лицами асоциального поведения. Россия не исключение. С реформированием государства наступили и обнажились такие социально-экономические проблемы и явления (поражающие по статистике) как нищета, бедность, малообеспеченность, преступность, маргинальность, бездомность, одиночество, сиротство, безпризорность и безнадзорность. Все это проекция и социально- психологическое состояние нашего общества, граждан попавших по субъективным или объективным причинам в трудную жизненную ситуацию и которые не могут или уже не хотят выйти из создавшегося положения – уход от реальности, неправильные потребности, своеобразная защита.

Файлы: 1 файл

Соц отклон контрольная р по психологии.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

В научной литературе по вопросам девиантного поведения также  господствует клинический подход как наиболее разработанный и более привычный. В то же время известно, что воздействовать на поведение личности целесообразно психологически – воздействуя на саму личность. Очевидно, что специалист должен четко дифференцировать два ведущих подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений – психологический и клинический [1; 31]. 

 

Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

 - вид внешних нарушений;

- психологические  цели поведения и его мотивация;

- результаты данного  поведения и ущерб им причиняемый;

- индивидуально-стилевые  характеристики поведения [1; 31].

В рамках психологического подхода  используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяют три группы поведенчеких девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничесвто) [1; 31 - 32].

Одна из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов  отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц. П. Короленко и Т. А. Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняющимся поведением в строгом смысле [1; 32].

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В основном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае – внутридеструктивные цели, направленные на дезадаптацию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение [1; 32].

 Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей  в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения [1; 32].

В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидальное, конформистское, нарциссическое , фанатическое и аутическое поведение. Суицидальное характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское – поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое – управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое – выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое – проявялется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий [1; 32].

Все перечисленные формы деструктивноего поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции [1; 32 - 33].

Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством [1; 33].

Асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждевенчество [1; 33].

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку  оно более других поведенческих  девиаций находится под влиянием культуры и времени [1; 33].

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.) [34].

Спецификой аутодеструктивного поведения (анлогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповым ценностями. Группа, в которую включен подросток. Может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже – суицидальное поведение [1; 34].

В детском возрасте имеют место  курение и токсикомания, но в целомдля данного возрастного периода  аутодеструкция малохарактерна.

Мы видим, что различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси «деструктивное поведение», с двумя противоположными направлениями – на себя или на других [1; 34].

По направленности и степени  выраженности деструктивности можно  представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) – просоциальное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) – асоциальное (пассивно-деструктивное) – саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) самоубивающее (активно-аутодеструктивное) [1; 34].

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторим [1; 34].

 

3. Психологическая характеристика личности преступника

Превентивная психология

Предмет превентивной психологии – природа отклоняющегося поведения, те неблагоприятные факторы, которые обусловливают различные  формы психической и социальной дезадаптации детей и подростков. Объектом исследования – семьи и дети группы социального риска [2; 22].

Криминальная  психология

Предметом изучения криминальной психологии является личность преступника, мотивация преступной деятельности, механизмы ее реализации, пути и  средства формирования криминальной личности, психологические особенности и структуры организованной преступности [2; 25].

Характеристики преступников можно изучать в зависимости от типа преступлений. Агрессивность, отчужденность, импульсивность, асоциальность, высокая чувствительность чаще обнаруживаются у лиц, совершивших грабежи, разбойные нападения, изнасилования, чем у совершивших кражи. Их агрессивные действия можно расценивать как защиту с помощью нападения [2; 26].

Корыстные преступники имеют такие? психические свойства: отсутствие сдержанности и агрессивность, склонность к межличностным конфликтам, упрямство, не умение подчиняться, трудности социальной адаптации, мощные механизмы психической защиты – проекция собственных проблем, чувств и переживаний на окружающих, пренебрежение к людям и неуважение к ним, эгоистичность потребностей, большая зависимость от них, неумение решать жизненные проблемы [2; 28].

Д.И. Фельдштейн дает следующую  классификацию лиц с отклоняющимся  поведением [2; 30].

Первая группа характеризуется наличием устойчивого комплекса аморальных, примитивных потребностей, деформацией ценностей и отношений. Для них характерны такие черты, как эгоистичность, циничность, озлобленность, грубость, вспыльчивость.

Вторую группу составляют лица с деформированными потребностями: им доставляет удовольствие чужая боль; стремятся занять привилегированное положение за счет унижения, оскорбления слабых; имеют ложное представление о мужестве и товариществе. Они импульсивны, раздражительны, лживы.

Третью группу составляют лица с конфликтом между позитивными и деформированными потребностями, ценностями. Эти люди апатичны, безразличны к успеху, лживы.

В четвертую группу входят личности с отсутствием интересов и слабо деформированными потребностями. Они трусливы, мстительны, безвольны, заискивают перед более сильными [2; 30].

 

4. Профилактика и реабилитация  наркоманов и алкоголиков как  медико-социальная и социально-психологическая  проблема.

 

Социально психологическое  воздействие на отклоняющееся поведение

 

Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организовать системы социального воздействия [1; 160].

Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы  играет в ней роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности [1; 160].

Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

 

Психодиагностика, как правило, не является самостоятельным направлением работы и не должна быть целью психологической помощи. Это вспомогательный вид деятельности, важный, но не обязательный, как правило, решающий промежуточные практические задачи [1; 160].

 

Медико-социальные проблемы граждан с девиантным поведением

Группа дезадаптированных  граждан с девиантным поведением включает в себя категории, находящиеся в конфликтных отношениях с государственными и с большей частью общества: профессиональные преступники, бродяги и нищие, проститутки, лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью и пр. [4; 152].

Труднопредсказумый, непрогнозируемый и неконтролируемый контакт с  людьми из других слоев общества приводит к выбросу инфекционного начала в эти слои [4; 152].

Существование особых видов субкультуры или общественно нормируемых и прочих отношений, на которые не распространяется организация лечебно профилактической помощи, является дополнительной нагрузкой для общества [4; 153].

Повышенная восприимчивость  к психическим заболеваниям (с одной стороны, эти заболевания могут быть причинами маргинальности, с другой стрессы, вызванные маргинальностью, приводят к психическим заболеваниям) – отличительная черта граждан с девиантным поведением [4; 153].

Поддержание здоровья этих граждан является личной заботой каждого, при этом ни государство, ни другие организации не несут никакой ответственности [4; 153].

На сегодняшний день общепризнанной ведущей стратегией противодействия маргинальности является профилактика, как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-социальных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья. Не менее важны и программы реабилитации лиц с девиантным поведением, которые отличаются чрезвычайным разнообразием. Важнейшими компонентами, присущеми большинству реабилитационных программ являются: реабилитационная среда, терапия занятостью, психотерапия, работа с семьей, работа с социальным окружением, образовательные программы [4; 153].

Основными правилами  медико-социальной работы с этой группой  населения является: признание, неосуждение, индивидуализация, самоопределение, рефлексия, партнерство и доверие [4; 153].

Необходима концепция, основана на комплексном подходе к проблеме, подразумевающем согласованные действия различных служб: социальной, психологической, медицинской [4; 154].

 

Рассмотрим подробнее  два основных вида психологической помощи.

 

Профилактика отклоняющегося поведения

 

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему  общих и специфических мероприятий  на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками. Поэтому далее психологическая превенция отклоняющегося поведения будет рассматриваться чаще на примерах именно подросткового возраста [1; 161].

Информация о работе Психологические особенности лиц с социальным отклонениями: преступность, наркомания, алкоголизм