Психологические особенности лиц с социальным отклонениями: преступность, наркомания, алкоголизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 09:16, реферат

Описание работы

В мире неискоренима проблема с лицами асоциального поведения. Россия не исключение. С реформированием государства наступили и обнажились такие социально-экономические проблемы и явления (поражающие по статистике) как нищета, бедность, малообеспеченность, преступность, маргинальность, бездомность, одиночество, сиротство, безпризорность и безнадзорность. Все это проекция и социально- психологическое состояние нашего общества, граждан попавших по субъективным или объективным причинам в трудную жизненную ситуацию и которые не могут или уже не хотят выйти из создавшегося положения – уход от реальности, неправильные потребности, своеобразная защита.

Файлы: 1 файл

Соц отклон контрольная р по психологии.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Тема: «Психологические особенности  лиц с социальным отклонениями: преступность, наркомания, алкоголизм и т.д.»

 

Введение

В мире неискоренима проблема с лицами асоциального поведения. Россия не исключение. С реформированием государства  наступили и обнажились такие социально-экономические проблемы и явления (поражающие по статистике) как нищета, бедность, малообеспеченность, преступность, маргинальность, бездомность, одиночество, сиротство, безпризорность и безнадзорность. Все это проекция и социально- психологическое состояние нашего общества, граждан попавших по субъективным или объективным причинам в трудную жизненную ситуацию и которые не могут или уже не хотят выйти из создавшегося положения – уход от реальности, неправильные потребности, своеобразная защита.

Для граждан государство создает социальные программы, которые осуществляют учреждения, направленные на предупреждение, восстановление утраченного благосостояния и коррекции социализации. Проблема самих же учреждений состоит в том, что есть особые трудности работы с лицами отклоняющегося поведения, у которых психика и поведение не адекватно реагируют на общественные нормы.

 Задачи данной работы изучить теоретические основы психологии лиц с отклоняющимся поведением:

1. Социальные отклонения;

2. Типологию социальных отклонений;

3. Психологическую характеристику личности преступника;

4. Проблему медико-социальной и социально-психологической профилактики и реабилитации наркоманов и алкоголиков.

 

1. Социальные отклонения

 

Термин «девиантное поведение» используется не только для значения действий конкретного человека, но и для описания определенных явлений. Если в первом случае речь идет об «отклоняющего поведении личности», то во втором – о «социальном отклонении». Данные термины нередко отождествляются, что вызывает необходимость их разграничения [1; 25].

Социальное отклонение – это нарушение социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью. Имеются такие массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др [1; 25].

Следует заметить, что между двумя  полюсами – «социально-одобряемые явления» и «социальные отклонения» - лежит широкий круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и явления  с возможными негативными последствиями (например, массовое курение). В то же время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм [1; 25 - 26].

 Вопрос о последствиях социальных отклонений неоднозначен. Объективный вред явления и его субъективная оценка в ряде случаев не совпадать. Например, высказывается мнение, что преступления без жертвы вообще следует декриминализировать, то есть исключить из уголовного права. Особенно трудно оценить степень ущерба от «пограничных» форм асоциального поведения и легких форм зависимого поведения, например проституция, сексуальных аддикций, употребления легких наркотиков. В каждом обществе есть сторонники как легализации данных явлений, так и их запрета [1; 26].

Социальные отклонения имеют следующие  признаки: историческая детерминированность; негативные последствия для общества; относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальное отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организационные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции [1; 26].

В ряде случаев социальные отклонения носят преходящий характер. Примеры  преходящих социальных отклонений: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство [1; 26].

 Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении социальных отклонений. Так, по законам дореволюционной России предусматривались и религиозно-нравственные, и правовые санкции против пьянства, наркомании, самоубийств. В случае самоубийства запрещался традиционный церковный обряд погребения, усопшего не хоронили на общем кладбище, его волеизъявление (завещание) признавалось юридически недействительным, в случае же неудачной попытки самоубийства суициденту грозило тюремное заключение [1; 26].

В настоящее же время отношение  общества к поведению его членов становится все более и более  либеральным. Одним из подтверждений  радикальных перемен является отмена смертной казни в некоторых государствах [1; 26].

Социальные отклонения количественно  и качественно характеризуются  уровнем, структурой и динамикой [1; 26].

Уровень (коэффициент) отклонения определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населения (чаще на 100 тыс. человек). Он существенно различается в разных странах и в разные годы, поскольку зависит от совокупности факторов: социально-экономического, политического, нравственного и т.п. Например, в 1998 г. коэффициент преступности в России (без учета латентной преступности, Которая по подсчетам специалистов в 4 раза превышает уровень официально зарегистрированной) составил 1756 преступлений. Для сравнения во всем бывшем Советском Союзе: в 1978 г. – 503; в 1985 г. – 700; в 1990 г.-  968 – с последующим постоянным ростом [1; 26 - 27].

Структурные отклонения отражает соотношение отдельных подвидов внутри явления. Так, в 1998 г. в структуре преступности в Российской Федерации корыстные преступления составили 65 % от общего числа зарегистрированных случаев, насильственные – 23 %, прочие, - 12 %. Уровень латентной преступности по отдельным видам выглядит следующим образом: по убийствам – 2 : 1 (то есть на каждые 2 преступления только одно регистрируется официально), по износилованиям – 6 : 1, по кражам – 73 : 1, по вымогательствам (рэкету) – более 17 000 : 1. Иными словами, преступления зачастую остаются полностью безнаказанными [1; 27].

Динамика  отклонения – это показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время. По мнению специалистов, в России в настоящее время наблюдается следующие тенденции. Увеличилась доля тяжких и особо тяжких преступлений. Резко усилилась корыстная мотивация противоправного поведения. Растет подростковая  преступность. Продолжается сращивание организационной преступности с легальным предпринимательством и государственным аппаратом [1; 27].

Наряду с уровнем и динамики социальных отклонений широко обсуждается  вопрос об их функциях. Например, организационная преступность может обеспечивать незаконным путем объективные потребности, не удовлетворенные в должной мере официальными социальными институтами. В целом функциями социальных отклонений могут быть : интеграция группы; формирование морального кодекса общества; выражение социального протеста и выхода агрессивных тенденций; бегство; сигнал о неизбежных социальных изменениях; способ самоидентификации и самореализации и др. [1; 27].

Не смотря на определенное сходство, социальные отклонения отличаются от отклоняющегося поведения личности. В первом случае имеет место социальный феномен, а во втором – психологический. Отметим, что некоторые социальные отклонения одновременно являются и отклоняющимися поведением личности: алкоголизм, самоубийство, преступное деяние и т. п. Другие социальные отклонения выступают в качестве только социального феномена – геноцид, коррупция, бюрократизм [1; 27].

Таким образом, девиантное поведение  выступает и как индивидуальный акт, и как элемент социального бытия [1; 27].

 

2. Типология социальных  отклонений [3; Стр. 245 - 256] типы 247-259

Проблема классификации поведенческих отклонений

Одной из форм анализа  психологической реальности является классификация ее проявления. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами [1; 29].

  Основная причина заключается в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций. Поскольку термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных науках в различных значениях, поскольку? существуют и многообразные классификации поведенческих отклонений [1; 29].

Среди других причин, объясняющих  существование проблемы, можно назвать  чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма». Все это существенно затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения [1; 29].

В то же время систематизации существуют и широко используются в рамках отдельных дисциплин. Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический [1; 29].

В рамках социально-правового подхода в свою очередь выделяются социологическое и правовое направление [1; 29].

Социология рассматривает  поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям:

а) В зависимости  от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;

б) по значению последствий  – негативные (вызывающие вредные  последствия и создающие потенциальную  опасность) и позитивные;

в) по субъекту – отклонения конкретных лиц, неформальных групп (например, деятельность бандитских группировок), официальных структур, условных социальных групп (например, женский алкоголизм);

г) по объекту – экономические, бытовые, имущественные нарушения  и другие;

д) по длительности –  единовременные и длительные;

е) по типу нарушаемой нормы – преступность, пьянство, (алкоголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, бюрократизм, расизм, геноцид, деструктивные культы [1; 30].

В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности. По характеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки [1; 30].

Преступления, в свою очередь, в  зависимости от степени общественной опасности подразделяются  на следующие  категории: небольшой тяжести – с наказанием до двух лет; средней тяжести – с наказанием до пяти лет, тяжкие преступления – до десяти лет лишения свободы; особо тяжкие – свыше десяти лет лишения свободы ил с более строгим наказанием [1; 30].

По характеру действий преступления также делятся на: преступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти, преступления против военной службы, преступления против мира и безопасности человечества. Таким образом, Уголовный и Гражданский кодексы являются классификациями различных форм отклоняющегося поведения с правой точки зрения [1; 30].

Время рождает новые  формы правовых отклонений, например рэкет, организованная преступность, финансовые пирамиды, хакерство. Это, в свою очередь, вызывает необходимость внесения постоянных изменений в законодательство [1; 30].

Рассмотренные классификации можно  дополнить педагогическим подходом к поведенческим девиациям. На наш взгляд, педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин. Понятие «отклоняющегося поведение» зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация». В свете основных педагогических задач воспитания и обучения Учащихся отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации [1; 30].

В структуре школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения [1; 30].

Опыт сотрудничества с педагогами позволяет говорить о следующих  наиболее распространенных поведенческих отклонениях, сочетающихся со школьной дезадаптацией. Это дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное поведение, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь [1; 31].

Признаками более масштабной –  социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. В последнее время наблюдается появление относительно новых форм отклоняющегося поведения школьников, связанных с зависимостью от латиноамериканских сериалов, компьютерных игр и религиозных сект [1; 31].

Еще более запутан вопрос в видах  отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Можно ли вообще говорить о девиантном поведении на этом «несамостоятельном» этапе развития личности? Тем не менее педагоги и родители довольно часто сталкиваются с такими негативными поведенческими проявлениями у маленьких детей, как вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей), отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение, мастурбация, гиперактивное поведение [1; 31].

К сожалению, обществе преобладает  отношение к отклоняющемуся поведению  как нездоровому. Сталкиваясь с  его выраженными формами, люди стараются прежде всего? медикаментозную помощь [1; 31].

Информация о работе Психологические особенности лиц с социальным отклонениями: преступность, наркомания, алкоголизм