Психологическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования особенностей адаптации при переходе из начальной в среднюю школу обусловлена сложностью социальной ситуации взросления современного школьника. Радикальные социально-экономические изменения, смена приоритетов прошлого, настоящего и будущего в значительной мере обострили противоречия формирования личности. Современные условия жизни требуют не столько «приноравливания», «приспособления», сколько развития личности, обогащения ее индивидуальности. В связи с этим положительный опыт адаптации, приобретаемый школьником на разных возрастных этапах развития, делает его более подготовленным к решению личностных проблем в изменяющемся социуме.

Содержание работы

Введение……………………………..………………….…………...…...с. 3
Содержательная характеристика понятия «готовность к обучению в средней школе»…………………………………………...…………...…с. 4
Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю…………………………………………………........………….с. 9
Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю………...………………………………………………………с. 16
Пути коррекционной психолого-педагогической работы по устранению причин дезадаптивного поведения учащихся…………………..……с. 26
Заключение……………………………………………………….……..с. 29
Список литературы………………………………………………….….с. 30

Файлы: 1 файл

Психологическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе..docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Возрастная психология»

Тема: «Психологическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Введение……………………………..………………….…………...…...с. 3
  2. Содержательная характеристика понятия «готовность к обучению в средней школе»…………………………………………...…………...…с. 4
  3. Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю…………………………………………………........………….с. 9
  4. Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю………...………………………………………………………с. 16
  5. Пути коррекционной психолого-педагогической работы по устранению причин дезадаптивного поведения учащихся…………………..……с. 26
  6. Заключение……………………………………………………….……..с. 29
  7. Список литературы………………………………………………….….с. 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Актуальность исследования особенностей адаптации при переходе из начальной в среднюю школу обусловлена сложностью социальной ситуации взросления современного школьника. Радикальные социально-экономические изменения, смена приоритетов прошлого, настоящего и будущего в значительной мере обострили противоречия формирования личности. Современные условия жизни требуют не столько «приноравливания», «приспособления», сколько развития личности, обогащения ее индивидуальности. В связи с этим положительный опыт адаптации, приобретаемый школьником на разных возрастных этапах развития, делает его более подготовленным к решению личностных проблем в изменяющемся социуме.

С позиции онтогенетического подхода к исследованию процесса адаптации особое значение приобретает период перехода от одного возрастного этапа к другому, позволяющие изучать кризисные переломные моменты формирования личности, когда происходит резкое изменение социальной ситуации развития. Адаптация является динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем, обеспечивает возрастное развитие. В связи с этим заслуживает внимания исследование процесса адаптации в переходный период жизнедеятельности из начальной школы в основную. В это время школьники испытывают трудности адаптации к внешним усложняющим условиям учебной деятельности, к более широкому свободному кругу общения со сверстниками, причем одновременно растут противоречия и трудности становления самооценки, самосознания и формирования образа «Я». Создание благоприятных педагогических условий для преодоления школьниками затруднений адаптации в обозначенный переходный период обеспечивает единство, непрерывность учебно-воспитательного процесса и преемственность развития личности на возрастном рубеже к подростковому возрасту. Переход из начальной школы в среднюю, может не только обострить все прежние проблемы детей, как явные, так и скрытые от внимания педагогов и родителей, но и спровоцировать появление новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе. От того, насколько своевременно будут решены возникающие проблемы, во многом зависит дальнейшее развитие личности школьника.

 

  1. Содержательная характеристика понятия «готовность к обучению в средней школе».

 

Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:

• Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

• Новообразования младшего школьного возраста - произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах).

• Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Готовность (или неготовность) учащихся к следующему возрастному этапу проявляется не только в степени успешности их учения, но и в тех переживаниях, которые отражают то, как именно эта успешность оценивается самими школьниками. Не всякий неуспех может вызвать отрицательные переживания, а с другой стороны, в некоторых случаях вполне приличные, с точки зрения педагогов, достижения расцениваются учениками как неудовлетворительные. Поэтому школьному психологу необходимо учитывать и содержание этих переживаний, и их адекватность.

Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе детей из начальной школы в среднюю является сложность адаптации пятиклассников к новым учителям, сопровождающаяся часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом. Иногда появляются специфические трудности у классного руководителя в его контактах не только с детьми, но и с родителями. В отличие от начальной школы родители получают теперь информацию о своих детях от разных учителей, поэтому имеют возможность сопоставить успехи ребенка в учебе, его поведение на разных уроках, в разных ситуациях школьной жизни. Они сравнивают эти удачи и неудачи своих детей в настоящем с теми, которые были ранее, и изменения в худшую сторону, возникающие иногда в 5 классе, часто объясняют недостаточной квалификацией, неправильным отношением преподавателей, особенно классного руководителя. Это, естественно, может стать причиной появления конфликтов между родителями и учителями, что, в свою очередь, отражается на характере отношения детей к школе, учебе, учителям и усугубляет трудности переходного периода.

Исследования оценочных отношений в системе «учитель - ученик» показывают, что они зависят от того, каким считается класс (ученик) с точки зрения педагогического коллектива - «трудным» или «легким». Так, например, «трудных» учащихся из «трудных» классов учителя оценивают гораздо ниже, чем таких же по успеваемости и поведению школьников из «легких», благополучных, по оценкам взрослых, классов. В работе с «трудным» классом преобладают оценочные суждения общего негативного характера, многочисленные дисциплинарные замечания, часто в ущерб полезной учебной информации. С другой стороны, и у школьников таких «трудных» классов наблюдается большая чувствительность к проявлению педагогам доброты, понимания, справедливости .

Поэтому школьному психологу необходимо работать не только со школьниками, но и с учителями как начальной, так и средней школы, особенно с будущими классными руководителями, чтобы помочь детям менее болезненно принимать новый тип отношений.

К началу обучения в средней школе ученики приходят часто с нерешенными, не устраненными во время проблемами в учебе, отношениях с другими людьми. Но если в младших классах многие из таких дефектов могли не приводить к серьезным нарушениям, то теперь они могут выступать в качестве существенного препятствия полноценного обучения и воспитания подростков. Переходный период, как правило, обостряет все проблемы детей, как явные, так и скрытые пока от внимания педагогов.

Каждый «проблемный» ребенок индивидуален и по собственным особенностям, и по характеру трудностей, испытываемых им, и по социальной ситуации развития. Поэтому диагностическая программа должна быть направлена на выяснение различных сторон психического развития ребенка и обстоятельств его жизни, часто на первый взгляд может и не имеющих непосредственного отношения к содержанию изучаемой трудности. В определенных случаях можно использовать схему, которая используется на практике для выяснения причин дезадаптации младших подростков. Основные положения этой диагностической программы обследования следующие:

• Границы нарушения учебной деятельности, её сохранные стороны;

• Влияние нарушений учебной деятельности на отношения с одноклассниками, учителями, родителями;

• Особенности общения со значимыми другими (есть ли трансляция нарушения паттернов общения из одной сферы в другие);

• Есть ли компенсаторные формы и каков их генезис:

являются ли они результатом собственной активности ребёнка или появились за счёт воспитательного воздействия других людей, продуктивность этих форм. В работе Е.Дубова и С.Капас рассматриваются особенности адаптации в школе детей с различным социальным статусом, который определялся на основе соотношения оценок учителей, сверстников, самооценок учащихся. Было выделено пять групп детей:

• Популярные;

• Отвергаемые;

• Игнорируемые;

• Противоречивые;

• Средние.

Серьёзные трудности в общении со сверстниками и взрослыми возникают у школьников с неадекватно завышенной самооценкой и уровнем притязаний. Такие школьники, как правило, некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые замечания. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Последствиями такого конфликта могут стать не только снижение успеваемости, но ухудшение состояния здоровья на фоне явных признаков общей социально-психологической дезадаптации. Не менее серьёзные проблемы возникают и у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях.

Приблизительно с третьего класса неформальные, дружеские контакты друг с другом начинают доминировать во взаимоотношениях школьников, складываясь на основе индивидуальных эмоциональных и ценностных предпочтений уже независимо от мнения учителя о том или ином ученике. Поэтому, дети, обладающие отрицательными чертами характера, попадают в группу «отвергаемых», даже если они считаются примерными учениками. Неумение наладить положительные взаимосвязи с другими детьми становится основным психотравмирующим фактором и вызывает у ребёнка негативное отношение к школе, приводит к снижению его успеваемости, провоцирует формирование у него различных патологических состояний.

В ряде исследований отмечается, что организация полноценного общения с окружающими имеет большое значение для коррегирования отклоняющегося поведения школьников. Так в исследовании В.В.Клименко выявлено 4 варианта невключённости подростка в коллектив сверстников: «невидимка», «колеблющийся», «дезорганизатор», «собственно невключённый».

Для преодоления невключённости подростка необходима организация его взаимодействия с классом через активизацию наиболее значимых для организованности коллектива социально-структурных факторов. В.В.Клименко отметил, что по признакам нарушения межличностных отношений подобного рода можно рано распознать явления педагогической запущенности и своевременно предпринять педагогически целесообразные меры по её преодолению.

Учитывая обширные данные психолого-педагогических исследований о роли общения в развитии личности младшего подростка, мы в качестве второго критерия преодоления школьниками затруднённой адаптации при переходе из начальной в основную школу определили коммуникативный критерий, включающий в себя два показателя:

• социальный статус школьника в коллективе школьников;

• степень удовлетворённости им взаимоотношениями в классе.

В качестве третьего критерия преодоления затруднённой адаптации в обозначенный переходный период автор рассматривает аффективно-поведенческий критерий, объединяющий два показателя:

• положительный Образ -Я

• оптимальный уровень школьной тревожности. Эмоциональные нарушения выступают первым существенным показателем возникновения асоциальных изменений в «зоне ближайшего развития» личности, выявляют «зону риска» в её формировании. Именно в эмоциональной сфере выявляется полноценность или неполноценность социальной ситуации развития ребёнка.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы: понятие «готовность к обучению в средней школе» понятие обширное и включает в себя три компонента – личностный, коммуникативный и аффективно-поведенческий. Все они взаимосвязаны между собой. Несформированность хотя бы одного из них может привести к затрудненной адаптации или так называемой дезадаптации.

 

  1. Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю.

 

Педагоги и родители все чаще наблюдают нежелание детей учиться, что у одной категории детей проявляется уже в начальной школе, а у других детей оно формируется лишь к средней или к старшей школе. В любом случае к концу школьного обучения мотивация обучения сильно снижается или совсем пропадает практически у всех детей, и они часто продолжают учиться лишь под давлением родителей и педагогов или с целью поступления в вуз. Проблема формирования школьной мотивации особенно сложна для детей с различного рода задержками или особенностями развития. При этом, если в начальной школе еще возможно справиться с сопротивлением таких детей и дисциплинарными мерами заставить их учиться, то к средней школе они все активнее проявляют свой протест, который может принимать формы асоциального поведения: дети бросают школу, уходят из дома, совершают кражи и другие асоциальные поступки.

Важнейшими предпосылками такого положения часто являются определенные психологические недоразвития детей, возникшие в силу биологических вредностей, а также недостаточной стимуляции их развития на предшествующих возрастных этапах. Другой важнейшей предпосылкой дезадаптации часто является несформированность учебной мотивации, что может быть обусловлено отсутствием соответствующих ожиданий и социальной востребованности успехов детей, а также недостатком своевременной и адекватной помощи взрослых. Результатом этого является формирование неэффективных защитных реакций у детей и их учебная и социальная дезадаптация.

В зависимости от социальных условий жизни ребенка и его индивидуальных особенностей различают разные уровни дезадаптации:

1. В наиболее неблагоприятных  условиях при отсутствии заинтересованности  в ребенке значимых взрослых  — родителей и учителей, которые  не могут или не хотят оказать  ему помощь при наличии у  него серьезных недоразвитии, у  ребенка формируется низкая самооценка, закрепляется опыт неудач и  происходит потеря смысла, обучения  и развития. В этом случае наблюдается  явная дезадаптация, что проявляется  в плохой успеваемости, трудностях  общения и часто сопровождается  отказом ребенка от обучения  — отказ от подготовки уроков, посещения школы. Иначе говоря, такие  дети так или иначе выпадают  из процесса обучения.

Информация о работе Психологическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе