Психологическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования особенностей адаптации при переходе из начальной в среднюю школу обусловлена сложностью социальной ситуации взросления современного школьника. Радикальные социально-экономические изменения, смена приоритетов прошлого, настоящего и будущего в значительной мере обострили противоречия формирования личности. Современные условия жизни требуют не столько «приноравливания», «приспособления», сколько развития личности, обогащения ее индивидуальности. В связи с этим положительный опыт адаптации, приобретаемый школьником на разных возрастных этапах развития, делает его более подготовленным к решению личностных проблем в изменяющемся социуме.

Содержание работы

Введение……………………………..………………….…………...…...с. 3
Содержательная характеристика понятия «готовность к обучению в средней школе»…………………………………………...…………...…с. 4
Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю…………………………………………………........………….с. 9
Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю………...………………………………………………………с. 16
Пути коррекционной психолого-педагогической работы по устранению причин дезадаптивного поведения учащихся…………………..……с. 26
Заключение……………………………………………………….……..с. 29
Список литературы………………………………………………….….с. 30

Файлы: 1 файл

Психологическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе..docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Как мы видим из таблицы 1, на каждую форму дезадаптивного поведения существуют коррекционные мероприятия, направленные на решение проблем учащихся.

К условиям, способствующим ломке отрицательных стереотипов поведения трудных в обучении и воспитании учащихся, нами отнесены следующие:

— создание благоприятной обстановки, щадящего режима;

— обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы; использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности;

— дифференциация требований и индивидуализация обучения, модификация учебной программы — сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся;

— организация системы внеклассной, факультативной, кружковой работы, повышающей уровень развития учащихся, пробуждающей их интерес к знаниям;

— учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей.

Недостаточность внимания, плохая организация своей деятельности, медленная «врабатываемость», широко распространенные у таких детей, имеют разные причины (о чем свидетельствуют результаты психодиагностических и клинико-логопедических обследований) и требуют, соответственно, разных приемов коррекции (см. табл. 1).

Итак, психолог, работающий в общеобразовательном учреждении, должен внимательно разобраться в причинах дезадаптивного поведения и составить план коррекционных мероприятий, по которому он в дальнейшем будет работать.

 

  1. Заключение.

Результирующей составляющей общения младшего школьника с социальным миром являются его адаптация, индивидуализация и интеграция во все новые и новые общности (А.В. Петровский). Социальная адаптация не является только приспособлением человека к социальной среде. Такое понимание адаптации педагогами и родителями часто приводит к нарушению личностной идентичности и ее кризису. Скорее речь идет об активном взаимодействии с окружающими и проявлении субъектных свойств личности, творческом освоении социокультурных норм и образцов.

Адаптация — это состояние, противоположное дезадаптации. На основе рассмотрения потребностей человека как источника активности исследователи обосновывают проявления дезадаптации и дезадаптированности личности при условии, если устойчиво и постоянно не выполняется комплекс потребностей человека от физиологических потребностей в безопасности, принадлежности к желаемой группе, в компетентности в деятельности и в отношениях с другими людьми до потребности в самоактуализации (А. Маслоу).

Дезадаптация личности рассматривается как система, охватывающая ее биологическую, психологическую и социальную стороны. На уровне субъекта проявляется психологическая дезадаптация, предопределяемая деформациями в психическом развитии человека. На уровне личности социальная дезадаптация выражается в несоответствии поведения личности требованиям норм, правилам поведения в обществе при взаимодействии с другими людьми в процессах деятельности, общения и познания.

С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация - это способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как говорил А.Адлер, «центрация на полезной стороне жизни», что ведет к формированию чувства собственной ценности.

В связи с этим необходима специальная работа по переориентации отношения человека к своей судьбе. Это становится реальным, если у него формируются определенные социальные установки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окружающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль может сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания становится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспитателями или, наоборот, они будут блокироваться.

 

  1. Список литературы.

1. Александровская Е.М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно-психических расстройствах: Диссертация кандидата психологических наук. - М., 1985. – 121 с.

2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации детей к школе //Школа и психическое здоровье детей.- М.: Медицина,1988.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.

4. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избранные труды. - М.: Наука, 1978.

5. Бельский П.Г. Исследование эмоциональной сферы несовершеннолетних, отклоняющихся от нормы в своём поведении. - М., 1984.

6. Бельский П.Г., Мясищев В.Н. К вопросу о типе трудных детей в массовой школе // Трудные дети в массовой школе. - Л.: Наука, 1983.

7. Березовин Н.А., Коломенский Я.Л. Учитель и детский коллектив. – М.: Педагогика, 1988. – 120 с.

8. Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998. – 352 с.

9. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 1989. – 324 с.

10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности // Вопросы психологии, 1989. - № 4.

12. Брудный В.И. Адаптация студентов младших курсов вуза: из опыта работы технических вузов Украины. - М., 1975.

13. Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям //Вопросы психологии, 1995. - № 1.

14. Войнов В.Б. Проблемы школьной адаптации //Мир психологии, 2002. - № 1. – С. 134-142.

15. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

16. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. – М.: Мир, 1996. – 496 с.

17. Громбах С.М. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков //Проблемы охраны здоровья детей и подростков. – М., 1981.

18. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Наука, 1993. – 140 с.

19. Драгунова Т.В. Подросток. - Ярославль, 1996.

20. Дубровина В.И. и др. Психология. - М.: Академия, 2001. – 464 с.

21. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

22. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни //Социс, 2001. - № 9. – С. 77-87.

23. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения, 1979.

24. Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации /Под общ. ред. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 72 с.

25. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.

26. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - М., 1983.

27. Лозовцева В.Н. и др. Развитие ребёнка при переходе от младшего школьного возраста к подростковому / Психология современного подростка. - М., 1997.

28. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте - М., 1983.

29. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. – М.: Пед. общество России, 2002. – 160 с.

30. Новикова В.И. Психологическая коррекция школьной дезадаптации - Л; М., 1985. - Вып. 3.

31. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков// Общение и формирование личности школьника. - М., 1987.

32. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1998. – 240 с.

33. Прихожан А.М. Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: НИИ общей педагогики, 1978.

34. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Педагогика - Пресс, 1998. – 440 с.

35. Психология: Учебник для экономических вузов /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 672 с.

36. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.

37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

38. Цукерман Г.А. Адаптация к школьному обучению //Вопросы психологии, 1998. - № 3. – С. 19-34.

39. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема //Вопросы психологии, 2001. - № 5. – С. 19-34.

40. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении. – М., 1995.

41. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

42. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.

Ямбург Е.А. Школа для всех. - М.: Новая школа, 196

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Выполните практические задания (общие для всех студентов)

 

Инструкция к заданиям 1-5. Укажите правильный ответ

 

I. Ведущей деятельностью младшею школьника является:

а) общение;

б) учение;

в) игра;

г) труд.

 

2. Обязательно ли оценивать  результаты учения отметкой:

а) да.

б) нет.

 

3. В структуру учебной  деятельности входят:

а) учебная задача;

б) конкретно-практическая задача;

в) учебные действия;

г)  проблемная ситуация,

д) отметка;

е) оценка;

ж) самоконтроль;

з) кооперация со сверстниками;

и) самооценка.

 

4.  Мотивами учения младшего  школьника являются:

а) самоутверждение;

б)  получить похвалу;

в) желание быть кем-то;

г)  познавательный мотив;

д)  интерес к знаниям вообще;

е) самообразование;

ж) самосовершенствование.

 

5.  Индивидуальный подход  — это:

а) приспособление к возможностям школьников:

б) ожидание изменений;

в) активное воздействие с учетом возможностей.

 

Инструкция к заданиям 6-10. Добавьте недостающее слово.

 

6.  Спад интереса к  учению происходит из-за пресыщенности  ролью ученика и несформированности __познавательных___       мотивов.

7.  Основные виды трудности  адаптации первоклассника связаны  с усвоением правил поведения, с особенностями взаимоотношений  со _сверстниками_  , с_учителем__ , с родителями, с отношением  к___учебному процессу (школе).

8.  В обучении первоклассника  более существенно использовать  психологические возможности __ребенка____, нежели ___оценки его учебной деятельности__.

9.  Познавательные психические  процессы в младшем школьном  возрасте по сравнению с дошкольным  становятся более ______произвольными______.

10.  Главной причиной  отрицательных эмоциональных состояний  является противоречие между __потребностями___и __реальной_ возможностью их удовлетворения.

 

 


Информация о работе Психологическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе