Подходы к исследованию акцентуации характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. На современном этапе развития общества человек адаптируется к постоянно меняющимся социально–экономическим, политическим, сезонно–климатическим, геохимическим, экологическим условиям, которые в силу индивидуальной специфики восприятия могут оказать влияние на функциональный, биохимический, психологический статус.
В связи с этим адаптационные возможности личности непосредственно зависят от конституционально-биологических и индивидуально-типологических особенностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Исследование характера
1.2. Определение «акцентуации характера»
1.3 Акцентуации как этиопатогенический фактор
1.4. Степени акцентуаций
1.5. Типы акцентуаций
Глава 2. Основные подходы к исследованию акцентуаций характера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.docx

— 45.89 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«»

Институт психологии и педагогики

Кафедра возрастной и педагогической психологии

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Подходы к исследованию  акцентуации характера

 

 

 

 

выполнила:

заочного отделения

научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.  Исследование характера

1.2.  Определение  «акцентуации характера»

1.3 Акцентуации как этиопатогенический фактор

1.4. Степени акцентуаций

1.5. Типы акцентуаций

Глава 2. Основные подходы к исследованию акцентуаций характера

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОД

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. На современном этапе развития общества человек адаптируется к постоянно меняющимся социально–экономическим, политическим, сезонно–климатическим, геохимическим, экологическим условиям, которые в силу индивидуальной специфики восприятия могут оказать влияние на функциональный, биохимический, психологический статус.

В связи с этим адаптационные возможности личности непосредственно зависят от конституционально-биологических и индивидуально-типологических особенностей.

В то же время ускорение темпа жизни и увеличение информационных перегрузок часто приводят к обострению нервно-психических расстройств и граничащих с ними состояний, к которым относят, в частности акцентуации характера. Они рассматриваются как крайние варианты нормы, обусловливающие чрезмерное усиление отдельных черт, в силу чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или повышенной устойчивости к другим. Акцентуации ярко проявляются в подростковом возрасте на фоне становления личности и исчезают или сглаживаются со взрослением (Личко А.Е., 1985).

Акцентуации характера как индивидуально-типологическая особенность личности освещалась в работах К.Леонгарда (1981), А.Е.Личко (1985.

К.Леонгард выделяет следующие типы акцентуированной личности: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, эмотивный, тревожный, экстравертированный, интровертированный. А.Е.Личко выделяет следующие типы акцентуаций характера: истероидный, психастенический, эпилептоидный, гипертимный, циклоидный, лабильный, сенситивный, конформный, шизоидный, неустойчивый, астеноневротический (Личко А.Е., 1977).

Предмет исследования: особенности акцентуации характера,  подход к исследованию акцентуации характера.

 Цель работы - изучение особенности акцентуаций характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.   ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

 

Попытки исследовать характер предпринимались ещё в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере – характерология. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявления типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчётливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретённых особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определённом отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.) 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают своё действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера:

самоуверенность – неуверенность;

согласие, дружелюбие – враждебность;

сознательность – импульсивность;

эмоциональная стабильность – тревожность;

интеллектуальная гибкость – ригидность.

Типология характеров, как правило, строится на существовании определённых типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

 

1.2. Определение «акцентуации характера»

Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. Действительно, характер не является врождённым, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определённой группы, определённого общества. Поэтому характер человека – это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Практически акцентуация – это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определённого рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Это слабое звено в характере человека проявляется только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена. Во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведёт себя без срывов, не доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе.

 

1.3 Акцентуации как этиопатогенический фактор

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуаций зависит как избирательная чувствительность к определённого рода психогенных факторов, так и особенностям клинической картины.

 

1.4. Степени акцентуаций

В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытные (латентные) акцентуации характера.

Явные, или выраженные акцентуации относят к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определённого типа характера. Она отличается наличием довольно постоянных черт определённого типа характера. Однако выраженность черт определённого типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при содействии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Такие акцентуации могут появляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, предъявляющих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как психогенные факторы иного рода, даже тяжёлые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Оба типа акцентуаций могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и т.д.

 

1.5.Типы акцентуаций

Известный немецкий психиатр К.Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определённым нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуации характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника. Большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту и нередко наиболее ярко проявляется именно в нём (50 – 80%).

 Определить тип акцентуации  или её отсутствие можно с  помощью специальных психологических  тестов, например тест Шмишека.

Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе ещё не проявляются патологическими, однако могут при определённых условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.

Выделяют десять основных типов акцентуации:

1.Гипертимный – личности  со склонностью к повышенному  настроению.

2.Застревающие – со  склонностью к «застреванию аффекта»  и бредовым реакциям.

3.Эмотивные, аффективно лабильные

4.Педантичные, с преобладанием  черт ригидности, педантизма.

5.Тревожные.

6.Циклотимные, со склонностью  к депрессивному реагированию.

7.Демонстративные, с истерическими  чертами характера.

8.Возбудимые, со склонностью  к повышенной, импульсивной реактивности  в сфере влечений.

9.Дистимичные, с наклонностью  к расстройствами настроения.

10.Экзальтированные, склонные  к аффективной экзальтации. Все  эти группы «акцентуированных  личностей» объединяются по принципу  акцентуации свойств характера  или темперамента. К акцентуации  свойств характера относятся:

- демонстративность;

- педантичность;

- возбудимость;

- застревание.

Остальные виды акцентуаций относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций.

1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, к лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения – «патологический счастливчик». В патологии – невроз навязчивых состояний.

2. Застревание – склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремлённые, «упёртые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии – паранояльный психопат.

3. Эмотивность. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит всё: и работоспособность и самочувствие. Тонко организованна эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям к окружающим. В любви ранимы как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы всё было на своих местах, чтобы люди чётко оформляли свои мысли – крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, всё их раздражает. В патологии – эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.

5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверенны в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

Информация о работе Подходы к исследованию акцентуации характера