Акцентуация характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 03:14, лабораторная работа

Описание работы

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20—50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии.

Файлы: 1 файл

акцетуации характера.docx

— 16.60 Кб (Скачать файл)

7.1. Акцентуации характера

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20—50% людей некоторые  черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при  определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным  срывам. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми; психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации  характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых  предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам  при повышенной чувствительности к  другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В  благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может  стать и незаурядным; например, акцентуация  характера по так называемому  экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются  у подростков и юношей (50—80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных  психологических тестов, например, теста Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными  личностями, и важно знать и  предвидеть специфические особенности  поведения таких людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости  от типов акцентуации: 1) гипертимичес-кий (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность; 2) дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной; 3) циклоидный — общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности); 4) эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение; 5) демонстративный — выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь). Легко забывает о своих неблаговидных поступках; 6) возбудимый — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует; 7) застревающий — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной; 8) педантичный — выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью; 9) тревожный (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях; 10) экзальтированный (лабильный) — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость; 11) интровертированный (шизоидный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно, холодно относится к другим людям, даже к близким; 12) экстравертированный (конформный) — высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

9.1. Классификация А. Ф. Лазурского

Лазурский подчеркивал, что наиболее «чистые» типы характеров получаются в том случае, когда интересы и  профессиональная деятельность человека, развитие его знаний, навыков, миросозерцания (назовем это экзопсихика) происходят именно в том направлении, какое  диктуется прирожденными особенностями  его нервно-психической организации (назовем — «эндопсихика»), т. е. экзо- и эндопсихика взаимно обусловливают  друг друга.

Лазурский выделял три психологических  уровня в зависимости от степени  приспособления человека к среде, в  зависимости от того, насколько среда  «давит» на человека. Низший уровень  — это недостаточно приспособленные  люди, среда накладывает на них  сверхсильный отпечаток, насильственно  приспосабливая их к своим запросам и почти не считаясь с врожденными  особенностями каждого отдельного человека. Средний уровень — люди смогли найти свое место в окружающей среде и использовать ее в своих  целях. Высший уровень — это уровень  творчества, когда человек стремится  среду переделать.

На основе учета этих трех уровней  приспособления и преобладания мыслительных, либо эмоциональных, либо волевых функций  Лазурский предлагает следующую  классификацию характеров:

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:

1.  Рассудочный тип — слабая одаренность, но развита рассудочность, склонность анализировать мотивы и последствия действий, склонен копировать чужие действия («всё как у людей»), направлен на удовлетворение непосредственных материальных запросов, консервативен, самоуверен, самодоволен.

2.  Аффективные:

• подвижные — живые (близки к  сангвинистическому темпераменту;

•  чувственные, с преобладанием  органических чувственных влечений;

•  мечтатели, интересы которых  сосредоточены на внутреннем мире; 3. Активные:

•    импульсивно знергичные с беспорядочностью в своих действиях, без обдумывания последствий, склонны  к риску, азартным играм («море по колено»), самоуверенны, склонны к  дракам, к любовным приключениям, не способны к серьезному систематическому труду;

•  покорно-деятельные — выполняют  внушения и директивы, получаемые извне;

•  упрямые, добивающиеся исполнения своих решений;

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

1.   Непрактичные теоретики-идеалисты:

• ученые — последовательное мышление, научные интересы;

•  художники — развитое воображение, занятие каким-либо искусством;

•  религиозные созерцатели  — развитое воображение;

2.   Практики -реалисты:

•  альтруисты (человеколюбцы) —  развита способность сочувствия, симпатии);

•  общественники — общительны и предприимчивы в общественных делах;

•   властные — имеют твердую  волю, способны влиять на окружающих;

•   хозяйственные — расчетливы,  направленны на практические цели, на осуществление дел материального  характера.

ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ

Этим людям присущи сознательность, координирован-ность душевных переживаний, высшие человеческие идеалы. Типы-идеалы по своему содержанию делятся:

1)  альтруизм;

2)  знание: индуктивное, дедуктивное;

3)  красота;

4)  религия;

5)  общество, государство;

6)  внешняя деятельность, инициатива;

7)  система, организация;

8)  власть, борьба.


Информация о работе Акцентуация характера