Особенности развития мышления детей 5-6 летнего возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы выбранной темы дипломной работы заключается в изучении и экспериментальном исследовании особенностей мышления у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии и детей с задержкой психического развития.
Цель исследования – Сравнение особенностей мышления у детей 5-6 летнего возраста с нормальным развитием и с ЗПР.
Задачи:
1.Изучить особенности мышления у детей 5-6 летнего возраста с нормальным развитием и с ЗПР.
2.Проведение экспериментально - психологического исследования для изучения особенностей мышления у детей 5-6 лет с ЗПР.
3.Сопоставить данные исследования особенностей мышления у детей 5-6 лет с нормальным развитием и у детей с ЗПР.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1 Литературный обзор 5
1.2 Причины ЗПР 8
1.3 Нейропсихологический подход к исследованию мышления с ЗПР 13
2. Экспериментальная часть 34
2.1 Постановка проблемы и задачи исследования 34
2.2 Методы исследования 34
2.3 Анализ и описание результатов полученных при исследовании особенностей мышления 38
Выводы 41
Заключение 42
Библиография 43
Приложение № 1 46
Приложение № 2 47
Приложение №3 48
Приложение №4 49
Приложение № 5 50
Приложение №6 51

Файлы: 1 файл

Псих-я ЗПР.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

На основании  этого можно утверждать, что данная гипотеза подтверждена. Да, у детей 5-6 лет с задержкой психического развития существуют отличия в мыслительной деятельности от детей 5-6 лет с нормальным психическим развитием.

 

 

 

 

Выводы

На основании  проведенного исследования, направленного  на выявление особенностей мышления у здоровых детей 5-6 летнего возраста и с задержкой психического развития этого же возраста можно сделать  выводы:

  1. У детей контрольной группы сформированность мыслительной деятельности соответствует возрастному уровню психического развития и наблюдается высокий уровень развития всех характеристик мышления, особенно этот вывод относится к логическому мышлению, операции классификации, пониманию метафор.
  2. У детей экспериментальной группы демонстрируются трудности в выполнении заданий:
  • В аргументации выбора «4-ый лишний»
  • В выборе зрительных аналогий
  • В аргументации выбора зрительных аналогий
  • В понимании и объяснении метафор
  • В выборе последовательной системы построения

3. Исходя из результатов  сопоставления двух групп испытуемых, можно сделать вывод о том,  что дети 5-6 лет с задержкой  психического развития демонстрируют  результаты намного ниже результатов  детей 5-6 лет в норме.

 

 

 

 

 

Заключение

Мышление как отдельный  психологический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах.

Мышление –  это особого рода теоретическая  и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Выявление детей  с отклонениями в развитии, их дифференциальная диагностика на сегодняшний день, по существу единственная область педагогической практики, где применение психологических диагностических методик не только является желательным, но совершенно необходимо и осуществляется постоянно.

  1. Задержка психологического развития возникает в связи с экзогенными вредностями.
  2. При нарушении темпа развития аномалия определяется задержкой развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы.
  3. Высшая нервная деятельность детей с ЗПР отличается от деятельности детей с нормальным развитием: большой силой основных нервных процессов (возбуждение, торможение).
  4. Установленные различия между детьми с нормальным развитием и детьми с ЗПР в отношении патогенеза и патофизиологии обуславливают различия и в клинической картине.
  5. Изучение детей с явлениями инфантилизма показало, что симптомы ЗПР, зачастую выступавшие уже в раннем преддошкольном возрасте, очень резко проявляются в школьном возрасте, когда перед ребенком ставятся задачи требующие сложной и опосредственной формы деятельности и мышления.

 

Библиография

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста Учебное пособие/ под ред. Цветковой Л.С. М. 2001 г.
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ под ред. Лебединской К.С. М. 1982 г.
  3. Астапов В. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития Учебное пособие для студентов и слушателей спец. факультетов. М. 1985 г.
  4. Бехтера Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.1971 г.
  5. Венгер Л.А. Овладение опосредственным решением познавательных задач и развитие когнетивных способностей ребенка// вопросы психологии 1983 г. №2
  6. Вассерман Л.И.; Дорофеева С.А.; Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики - практическое руководство С-П. 1997 г.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь М. 1934 г.
  8. Дети с задержкой психологического развития / под ред. Власовой Т.А.; Лубовского В.И.; Цыпиной Н.А. М. 1984 г.
  9. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления//  Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М. 1981 г.
  10. Дети с ограниченными возможностями проблемы и инновационные тенденции и воспитание и обучение Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика и социальная психология / Сост. Соколова Н.Д. М. 2001 г.
  11. Запорошец А.В. Избранные психологические труды. В 3 т. М. 1986 г. Т-1-Развитие мышления у детей дошкольников.
  12. Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1978 г. № 3
  13. Корнева В.Д. Эти загадочные малыши Ярославль. Академия развития. 1999 г.
  14. Кулагина И.Ю.; Камоцкий В.И. Возрастная психология. Полный цикл развития человека. М. 2001 г.
  15. Куликов Л.В. Психологическое исследование Методические рекомендации по проведению. С-П. 2002 г.
  16. Клиническая психология учебник / под ред. Карвасарского Б.Д. С-П. 2002 г.
  17. Корскова И.К.; Микадзе Ю.В.; Балашова Е.Д. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников М. 2002 г.
  18. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М. 2000 г.
  19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии М. 2002 г.
  20. Макланов А.Г. Общая психология С-П. 2001.
  21. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология Практическое руководство. М. 1998 г.
  22. Мухина В.С. Детская психология М. 1985 г.
  23. Немов Р.С. Психология кн.1 М. 1999 г.
  24. Обухова Л.В. Концепция Жана Пиаже за и против М. 1981 г.
  25. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / под ред.Пузанова В.П. М. 2001 г.
  26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка С-П. 1997 г.
  27. Поддъяков К.И. Мышление дошкольников М. 1977 г.
  28. Практическая психология образования / под ред. Бубровиной И.В. М.1997 г.
  29. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. М. 2003 г.
  30. Психология детей с задержкой психического развития / сост. Защиринская О.В. С-П. 2003 г.
  31. Рубинштейн С.Я. Основы психологии М. 1999 г.
  32. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы натопсихолгии М. 1999 г.
  33. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте М. 2002 г.
  34. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии С-П. 2001 г.
  35. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию Л. 1973 г.
  36. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль.1996 г.
  37. Усанова О.И. Дети с проблемами психического развития М. 1995 г.
  38. Ульянова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития М. 1990 г.
  39. Хомская Е.Д. Нейропсихология М. 2002 г.
  40. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности М. 1995 г.
  41. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение Учебное пособие. М. 2000 г.
  42. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) М. 1960 г.
  43. Эльконин Д.Б. Психология игры М. 1978 г.

 

 

Приложение №1

Характеристика контрольной  группы

Ф.И.О.

возраст

пол

др. сведения

1

Катя И.

5 лет

Ж

Здорова

2

Ира С.

5,5 лет

Ж

Здорова

3

Света Р.

5,2 лет

Ж

Здорова

4

Ваня И.

6 лет

М

Здоров

5

Саша П.

6 лет

М

Здоров

6

Оля С.

5 лет

Ж

Здорова

7

Петя И.

5,4 лет

М

Здоров

8

Даниил К.

5 лет

М

Здоров

9

Никита Г.

5,8 лет

М

Здоров

10

Таня А.

6 лет

Ж

Здорова

11

Наташа Н.

5,9 лет

Ж

Здорова

12

Женя Д.

5 лет

М

Здоров

13

Андрей П.

5,3 лет

М

Здоров

14

Сергей Ив.

5,3 лет

М

Здоров

15

Алина Т.

6 лет

Ж

Здорова


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Характеристика  экспериментальной группы

Ф.И.О.

Возраст

пол

др. сведения

1

Сережа И.

6 лет

М

ЗПР

2

Оля П.

5,8 лет

Ж

ЗПР

3

Света С.

5 лет

Ж

ЗПР

4

Таня И.

5,5 лет

Ж

ЗПР

5

Женя Р.

6 лет

Ж

ЗПР

6

Андрей Т.

6 лет

М

ЗПР

7

Паша П.

5,2 лет

М

ЗПР

8

Алина С.

5,7 лет

Ж

ЗПР

9

Дима К.

5,5 лет

М

ЗПР

10

Коля Н.

6 лет 

М

ЗПР

11

Костя Н.

5,9 лет

М

ЗПР

12

Алеша А.

5,4 лет

М

ЗПР

13

Виталик Д.

5 лет

М

ЗПР

14

Кристина М.

6 лет

Ж

ЗПР

15

Юля Б.

5 лет

Ж

ЗПР


 

 

 

Приложение №3

Табл. №1. Параметры характеристик мышления у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии

4 лишний

Зрител. аналогии

Понимание метафор

Процесс классификации

Последоват. картинки

выбор

аргумент

выбор

аргумент

выбор

аргумент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

100%

100%

100%

75%

100%

100%

100%

100%

2

100%

100%

75%

75%

100%

100%

75%

100%

3

100%

100%

100%

75%

75%

100%

100%

100%

4

75%

75%

100%

75%

100%

100%

100%

100%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

100%

75%

75%

75%

100%

100%

75%

100%

6

100%

100%

75%

75%

85%

100%

75%

100%

7

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

8

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

9

75%

75%

75%

75%

100%

100%

75%

100%

10

75%

75%

75%

100%

100%

100%

100%

100%

11

100%

75%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

12

100%

100%

75%

75%

85%

100%

75%

100%

13

100%

100%

100%

100%

100%

100%

75%

100%

14

100%

100%

75%

75%

100%

100%

100%

100%

15

100%

100%

100%

100%

75%

100%

100%

100%

Сред. показ.

95,0

91,6

88,3

53,3

94,6

100

85,0

100


 

 

 

Приложение №4

Табл. №2 Параметры  характеристик мышления у детей 5-6 лет с задержкой психологического развития.

4 лишний

Зрител. Аналогии

Понимание метафор

Процесс классификации

Последовательные картинки

выбор

аргумент

выбор

Аргумент

выбор

аргумент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

75%

50%

0

0

0

100%

0

50%

2

50%

25%

0

0

0

80%

25%

75%

3

50%

25%

0

0

15%

85%

0

50%

4

75%

25%

25%

0

30%

80%

25%

75%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

75%

0

25%

25%

0

70%

25%

50%

6

75%

25%

25%

25%

0

80%

50%

100%

7

50%

25%

0

0

15%

80%

0

50%

8

75%

25%

0

0

0

70%

0

50%

9

75%

25%

25%

25%

0

80%

25%

75%

10

100%

50%

0

0

20%

80%

50%

100%

11

50%

25%

0

0

0

80%

25%

75%

12

50%

25%

0

0

0

80%

50%

100%

13

75%

0

0

0

15%

75%

25%

75%

14

50%

25%

25%

0

20%

75%

0

100%

15

75%

25%

25%

25%

0

100%

25%

75%

Сред. показ.

66,6

23,3

10,0

5,0

7,6

74,3

21,6

73,3


 

 

Приложение № 5

  • Сравнительный анализ результатов исследования в контрольной и экспериментальной группе.
  • Информация о работе Особенности развития мышления детей 5-6 летнего возраста с ЗПР