Лекция по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 23:28, лекция

Описание работы

Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Содержание работы

1 Психология как наука. Житейская, научная и практическая психология.
2 Научная и житейская психология. Методы психологии. Требования к тестам.
Подробно: Особенности психологии как науки

Файлы: 1 файл

1.docx

— 30.06 Кб (Скачать файл)

 

Б.Г.Ананьев Анализ основных тенденций развития мирового сообщества и прогнозы многих ученых сходятся в том, что первый век третьего тысячелетия будет веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев в своей книге «О проблемах современного человекознания» писал, что «об этом свидетельствуют три важные особенности развития современной науки, связанные именно с проблемой человека:

 

Превращение проблемы человека в общую проблему всей науки  в целом, всех ее разделов, включая  точные и технические науки;

 

Возрастающая дифференциация научного изучения человека, углубленная  специализация отдельных дисциплин  и их дробление на ряд все более  частных учений;

 

Современная наука  все более полно охватывает многообразные  связи и отношения человека с  миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника».

 

В системе тех или  иных связей человек изучается как  продукт биологической эволюции—  вид Homo sapiens:

Субъект и объект исторического  процесса — личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости;

 

основная производительная сила общества — субъект труда; субъект познания, коммуникации, управления и воспитания.

 

Подобного многообразия подходов к изучению человека история  науки еще никогда не. знала. Возрастающее многообразие аспектов человекознания— специфическое явление современности, связанное с прогрессом науки и ее приложением к различным областям общественной практики.

Наряду с процессом  дифференциации научного знания о человеке наблюдается встречный процесс  интеграции. Тенденция к объединению  различных наук, аспектов и методов  исследования человека в те или иные комплексные системы ведет к  возникновению новых пограничных  дисциплин и соединению посредством  их многих ранее далеких друг от друга областей естествознания и  истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются физико-математические науки. На границах между биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и психологией развивается фармакология. На стыке между кибернетикой, биологией, физиологией и психологией происходит развитие бионики с ее главным  разделом — моделированием мозговых систем, и прежде всего анализаторов внешней среды. На границах между  кибернетикой, физиологией, психологией  и педагогикой разрабатывается  теория программированного обучения.

 

Наука и практика испытывают потребность в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех средств познания человека. Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология может стать связующим звеном между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом, целостном знании о человеке.

 

Преодолеть междисциплинарную  разобщенность в понимании человека, создать общую картину его  мира возможно только рассматривая его  как некую систему. В своей  книге «Человек как предмет познания»  Б.Г.Ананьев указывает: «Человекознание — это та область, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается. Здесь должен осуществляться синтез знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих плоскость психологического знания. В результате компоненты психологического знания оказываются включенными в исследования самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического».

 

Отечественный психолог Б.Ф.Ломов писал,  Б.Ф.Ломов что важнейшая функция психологии заключается в том, что она «является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными — через психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими — через медицинскую психологию, с педагогическими — через психологию развития и педагогическую психологию, с техническими — через инженерную психологию, и т.д.

 

Таким образом, у психологии сложились тесные связи с научными дисциплинами всех групп: естественной, гуманитарной и технической. Анализ содержания психологических знаний показывает, что точное определение, к какой из вышеназванных групп  можно отнести саму психологию, не представляется возможным. Психология развивается на пересечении всех трех направлений научных исследований.


Информация о работе Лекция по «Психологии»