Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 23:28, лекция
Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?
1 Психология как наука. Житейская, научная и практическая психология.
2 Научная и житейская психология. Методы психологии. Требования к тестам.
Подробно: Особенности психологии как науки
Б.Г.Ананьев Анализ основных тенденций развития мирового сообщества и прогнозы многих ученых сходятся в том, что первый век третьего тысячелетия будет веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев в своей книге «О проблемах современного человекознания» писал, что «об этом свидетельствуют три важные особенности развития современной науки, связанные именно с проблемой человека:
Превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки;
Возрастающая дифференциация
научного изучения человека, углубленная
специализация отдельных
Современная наука все более полно охватывает многообразные связи и отношения человека с миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника».
В системе тех или
иных связей человек изучается как
продукт биологической
Субъект и объект исторического процесса — личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости;
основная производительная сила общества — субъект труда; субъект познания, коммуникации, управления и воспитания.
Подобного многообразия подходов к изучению человека история науки еще никогда не. знала. Возрастающее многообразие аспектов человекознания— специфическое явление современности, связанное с прогрессом науки и ее приложением к различным областям общественной практики.
Наряду с процессом
дифференциации научного знания о человеке
наблюдается встречный процесс
интеграции. Тенденция к объединению
различных наук, аспектов и методов
исследования человека в те или иные
комплексные системы ведет к
возникновению новых
Наука и практика испытывают потребность в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех средств познания человека. Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология может стать связующим звеном между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом, целостном знании о человеке.
Преодолеть междисциплинарную
разобщенность в понимании
Отечественный психолог Б.Ф.Ломов писал, Б.Ф.Ломов что важнейшая функция психологии заключается в том, что она «является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными — через психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими — через медицинскую психологию, с педагогическими — через психологию развития и педагогическую психологию, с техническими — через инженерную психологию, и т.д.
Таким образом, у психологии
сложились тесные связи с научными
дисциплинами всех групп: естественной,
гуманитарной и технической. Анализ
содержания психологических знаний
показывает, что точное определение,
к какой из вышеназванных групп
можно отнести саму психологию, не
представляется возможным. Психология
развивается на пересечении всех
трех направлений научных