Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 23:28, лекция
Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?
1 Психология как наука. Житейская, научная и практическая психология.
2 Научная и житейская психология. Методы психологии. Требования к тестам.
Подробно: Особенности психологии как науки
1.Психология как наука. Житейская, научная и практическая психология.
Психология как наука. Специфика научного знания, отрасли психологии
Психология –наука о душе, о психике. Психика- субъективное отражение объективного мира, носит активный характер. Принцип фальсифиц. К Поппера- любое теоритич. предполож. Д. Б. Так сформулиров., чтобы его м. Б. Опровергнуть.
Отрасли:
Фундаментальные (базовые) и специальные (прикладные).
Специфика:
1 Совпадает объект и субъект познания, мысль обращается к собственному субстрату, а специфика научного знания чел становится его самосознанием.
2 Психика и душа эмперически неуловима приходится искать другие объекты и колсвенно – через их изучение делать выводы о закономепрностях психич реальности
3 Уникальные перактические следствя, познавая себя чел будет себя изменять. Психология – наука познающая и конструирующая человека.
4 Полипредметность – множественность предмета психологич исследования
2 Научная и житейская психология. Методы психологии. Требования к тестам.
Методы психологии:
Организац (сравнит, лонгитюд,комплексн.)
Эмпирич-е обсервационные,эксперемент-е, психодиагн-е,биограф,модел-е, ан-з деят-ти
Мет. Обработ. Данных(колич-е и кач-е) ?
Требования к тестам: надежность, валидность.
Научная
1 Знания обобщающ Хар-р
2 наука б конкретна.
3 способ получ знан.-рационал
4метод получ знан-спец.
5 знания накаплив.
Житейская
1конкрет, ситуативн
2 расплывч, неопредел характер
3 интуиция
4 на собств опыте
5 не накаплив
3 Сознание как 1 предмет научно- психологич явления. Свойства сознания, поток сознания
1879г- первая лаболат В Вунда- 1 школа.
Рене Декарт-метод сомнения, цель работы- поиск истинного знания. Мы сомневаемся в этом нельзя усомниться, Я мыслю, значит существую. Наш опыт есть истинное знание.
Джон Локк- учение об идеях и источниках идей. Идея-то, чем занят ум во время мышления. Первоначально доска нашего сознания чиста, потом появл идеи.
2 источника идей:
1 Ощущение- тяжелое, холодное, горячее
2 Наблюдение за деятельностья нашего собствен ума (рефлексия)- мышление, желание
Вунт к 19в- предмет психологии- сознание (внутренний опыт непосредст данный нам ),выявить элементы из которых состоит сознание- метод интроспекции- чел наблюд за своим собств сознанием, строго по правилам, имеющие многолетний опыт (сознание на элементы, избегать ошибки, стимула)
Элементы:
1 Объективные- ощущения- отражение отдельных свойств предмета. 4 атрибута: интенсивность, качество, протяжен во времени и пространстве
2 Субъективные- простые
чувства- удовольствие-
Устройство сознания:
- точка сознания
- порог внимания
- периферия
- порог сознания.
Ясность, отчетливость по мере приближения к периферии они теряются.
V внимания=8 элементам
Перцепция- ввод каких-то элементов в сознание
Апперцепция-переход из поля сознания в поле внимания. Активн процессы связыв более крупные ЕД
У Джеймс- предмет психологии- сознание. Основной метод- интроспекция. Поток сознания- сознание наход в постоянном движении, ни одно ощущение не повторяется одинаковым образом. Однако, не дает объективных результатов, т к опирается только на испытуемого, наблюдение за психич процессом меняет этот процесс.
Подробно:
Особенности психологии как науки.
Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?
Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем — это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.
Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.
В.Вундт Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад — в 1879 г., когда немецкий психолог В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа — главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.
Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний — философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни:психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях — под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.
У каждого человека
есть запас житейских
По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
По способу получения
знаний и степени их субъективности.
Житейские знания о психологии человека
приобретаются с помощью
По способам передачи
знаний. Возможности передачи знаний
в житейской психологии от одного
человека к другому весьма ограничены.
Это связано прежде всего с
тем, что существуют трудности в
словесном оформлении индивидуального
психологического опыта, всей сложной
гаммы эмоциональных
Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология:
во-первых, опирается на житейский психологический опыт;
во-вторых, извлекает из него свои задачи;
в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Взаимосвязь между
научным и житейским
Понятия и концепции
научной психологии влияют на житейские
представления людей о
Предмет и основные принципы психологии.
Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Что составляет предмет научного познания в психологии? Наверное, это один из самых сложных вопросов. На протяжении истории развития психологической мысли позиции по нему претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим. Наш внутренний мир как большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, существует целый ряд внешних проявлений психики: актов поведения, неосознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других психологических фактов, в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.
Действительно, научное
познание требует не только описания
фактов и явлений, но и их объяснения,
что в свою очередь предполагает
раскрытие законов и