Лекция по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 23:28, лекция

Описание работы

Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Содержание работы

1 Психология как наука. Житейская, научная и практическая психология.
2 Научная и житейская психология. Методы психологии. Требования к тестам.
Подробно: Особенности психологии как науки

Файлы: 1 файл

1.docx

— 30.06 Кб (Скачать файл)

1.Психология  как наука. Житейская, научная  и практическая психология.

Психология  как наука. Специфика научного знания, отрасли психологии

Психология  –наука о душе, о психике. Психика- субъективное отражение объективного мира, носит активный характер.  Принцип  фальсифиц. К Поппера- любое теоритич. предполож. Д. Б. Так сформулиров., чтобы его м. Б. Опровергнуть.

Отрасли:

Фундаментальные (базовые) и специальные (прикладные).

Специфика:

1 Совпадает объект  и субъект познания, мысль обращается  к собственному субстрату, а  специфика научного знания чел  становится его самосознанием.

2 Психика и душа  эмперически неуловима приходится искать другие объекты и колсвенно – через их изучение делать выводы о закономепрностях психич реальности

3 Уникальные перактические следствя, познавая себя чел будет себя изменять. Психология – наука познающая и конструирующая человека.

4 Полипредметность – множественность предмета психологич исследования

 

2 Научная и житейская  психология. Методы психологии. Требования  к тестам.

Методы психологии:

Организац (сравнит, лонгитюд,комплексн.)

Эмпирич-е обсервационные,эксперемент-е, психодиагн-е,биограф,модел-е, ан-з деят-ти

Мет. Обработ. Данных(колич-е и кач-е) ?

Требования к тестам: надежность, валидность.

Научная

1 Знания обобщающ Хар-р

2 наука б конкретна.

3 способ получ знан.-рационал

4метод получ знан-спец.

5 знания накаплив.

Житейская

1конкрет, ситуативн

2 расплывч, неопредел характер

3 интуиция

4 на собств опыте

5 не накаплив

 

3 Сознание как 1 предмет научно- психологич явления. Свойства сознания, поток сознания

1879г- первая лаболат В Вунда- 1 школа.

 Рене Декарт-метод  сомнения, цель работы- поиск истинного знания. Мы сомневаемся в этом нельзя усомниться, Я мыслю, значит существую. Наш опыт есть истинное знание.

 Джон Локк- учение  об идеях и источниках идей. Идея-то, чем занят ум во время  мышления. Первоначально доска нашего сознания чиста, потом появл идеи.

2 источника идей:

1 Ощущение- тяжелое,  холодное, горячее

2 Наблюдение за  деятельностья нашего собствен ума (рефлексия)- мышление, желание

Вунт к 19в- предмет психологии- сознание (внутренний опыт непосредст данный нам ),выявить элементы из которых состоит сознание- метод интроспекции- чел наблюд за своим собств сознанием, строго по правилам, имеющие многолетний опыт (сознание на элементы, избегать ошибки, стимула)

Элементы:

1 Объективные- ощущения- отражение отдельных свойств  предмета. 4 атрибута: интенсивность, качество, протяжен во времени и пространстве

2 Субъективные- простые  чувства- удовольствие-неудовольствие; возбуждение- успокоение; напряжение-разрядка.

Устройство сознания:

- точка сознания

- порог внимания

- периферия

- порог сознания.

Ясность, отчетливость по мере приближения к периферии  они теряются.

V внимания=8 элементам

Перцепция- ввод каких-то элементов в сознание

Апперцепция-переход  из поля сознания в поле внимания. Активн процессы связыв более крупные ЕД

У Джеймс- предмет психологии- сознание. Основной метод- интроспекция. Поток сознания- сознание наход в постоянном движении, ни одно ощущение не повторяется одинаковым образом. Однако, не дает объективных результатов, т к опирается только на испытуемого, наблюдение за психич процессом меняет этот процесс.

 

Подробно:

Особенности психологии как науки.

 

Во все времена  человечество интересовали вопросы  о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его  поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные  образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все  эти и многие другие вопросы стремится  ответить психология, которая с момента  своего возникновения балансирует  между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

 

Во-первых, это наука  о самом сложном из всего, что  известно человечеству. Еще древнегреческий  философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует  отвести одно из первых мест, так  как оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». А  великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем — это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.

 

Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает  и как объект, и как субъект  познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.

 

В-третьих, в психологических  изысканиях особенно остро стоит  трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания  психологии объективной научной  дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно  открыт для познания только ему одному.

 

В.Вундт Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад — в 1879 г., когда немецкий психолог В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

 

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих  слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа — главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.

 

Становление психологии как самостоятельной, действительно  научной дисциплины происходило  также на фоне открытий, которые  совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний — философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или  гуманитарной.Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни:психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях — под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

 

У каждого человека есть запас житейских психологических  знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Быть хорошим житейским психологом — одно из важных требований, предъявляемых  к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение  с людьми, таких как педагог, врач, менеджер, продавец и т.д. Ярчайшими  образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен  глубокий психологический анализ жизненных  ситуаций и мотивов поведения  героев. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. В связи с этим возникает вопрос: нужна ли научная  психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской  психологии, достаточно для того, чтобы  помочь человеку преодолеть жизненные  трудности, понять других людей и  себя самого? Чтобы ответить н этот вопрос, необходимо осознать принципиальную разницу между житейскими и научными психологическими знаниями. Просматриваются  три основных различия.

 

По степени обобщения  знаний и формам их представления. Житейские  психологические знания конкретны: они связаны с определенными  людьми, определенными ситуациями и  частными задачами. Понятиям житейской  психологии, как правило, свойственны  расплывчатость и многозначность. Научная  психология, как любая наука, стремится  к обобщениям. Для этого четко  определяются и используются научные  понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и  явлений, общие связи и отношения.

 

По способу получения  знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного  наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо  систематизированы. Методы получения  знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство  используемых научной психологией  методов дает обширный, разнообразный  материал, который в обобщенном и  систематизированном виде предстает  в логически непротиворечивых концепциях и теориях. Для проверки выдвигаемых  гипотез в научной психологии ученые разрабатывают и организуют специальные эксперименты, суть которых  состоит в том, что исследователь  не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а  создает специальные условия, чтобы  их вызвать.

 

По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Это связано прежде всего с  тем, что существуют трудности в  словесном оформлении индивидуального  психологического опыта, всей сложной  гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и  истинности подобного рода информации. Этот факт наглядно иллюстрируется извечной проблемой «отцов» и «детей», которая состоит как раз в  том, что дети не могут и не хотят  перенимать опыт старших. Каждое поколение  учится на своих собственных ошибках. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они  закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения  к поколению.

 

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем  отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология:

 

во-первых, опирается на житейский психологический опыт;

во-вторых, извлекает из него свои задачи;

в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Взаимосвязь между  научным и житейским психологическими знаниями не прямолинейна. Не все профессиональные психологи хорошие житейские  психологи. И то, что вы познакомитесь  с основами научной психологии, еще  не значит, что вы сразу станете  знатоками человеческих душ. Однако постоянный анализ возникающих жизненных  ситуаций с привлечением знаний, которые  вы получите изучая психологию, поможет  вам лучше понимать других людей, окружающий мир и в конечном счете  себя самих.

Понятия и концепции  научной психологии влияют на житейские  представления людей о психической  жизни. В разговорный язык проникают  научные психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для описания своих состояний  или особенностей личности. Результатом  возросшего интереса к научной психологии в обществе стало активное развитие популярной психологии, которая предоставляет  фундаментальные научные знания широкой аудитории, делая их более  простыми и понятными. Позитивная роль популярной психологии состоит в  формировании общей психологической  культуры общества и привлечении  интереса к психологии как научной  дисциплине.

 

Предмет и основные принципы психологии.

 

Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Что составляет предмет научного познания в психологии? Наверное, это один из самых сложных вопросов. На протяжении истории развития психологической мысли позиции по нему претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим. Наш внутренний мир как большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, существует целый ряд внешних проявлений психики: актов поведения, неосознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других психологических фактов, в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.

 

Действительно, научное  познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснения, что в свою очередь предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и  явления. В связи с этим предметом  изучения в психологии становятся не только психологические факты и  психологические явления, но также  закономерности психической жизни.Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы.В качестве основных методологических принципов психологии называют:

Информация о работе Лекция по «Психологии»