Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 23:28, лекция
Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?
1 Психология как наука. Житейская, научная и практическая психология.
2 Научная и житейская психология. Методы психологии. Требования к тестам.
Подробно: Особенности психологии как науки
Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования;
Принцип единства сознания
и деятельности. Сознание и деятельность
находятся в непрерывном
принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.
Уникальность психологической
науки обусловлена как
Методы психологии.
«Метод — это
путь познания, это способ, посредством
которого познается предмет науки»
(С.Л. Рубинштейн). Учение о методе составляет
особую область знания — методологию,
которая определяется как система
принципов и способов организации,
построения теоретической и практической
деятельности. Методология психологического
исследования мира представлена несколькими
уровнями. Базовым, создающим основу
для всех последующих уровней, является
философский уровень
Второй уровень
методологии определяется общенаучными
принципами, отражающими специфику
научного познания мира и науки как
особой сферы человеческой деятельности.
Третий уровень составляют конкретно-научные
принципы психологии. Далее следуют
методы исследования, представляющие
собой способы получения
Современная психология
обладает развернутой системой разнообразных
методов и методик
В зависимости от характера
взаимодействия с объектом: включенное
и стороннее. Во включенном наблюдении
исследователь выступает в
В зависимости от позиции
наблюдателя: открытое и скрытое. В
первом случае исследователь открывает
для наблюдаемых свою роль — недостатком
такого наблюдения является скованность
в поведении наблюдаемых
В зависимости от характера
контакта: непосредственное и опосредованное.
В ходе непосредственного наблюдения
наблюдатель и объект его внимания
находятся в непосредственном контакте;
в процесс опосредованного
В зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;
В зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;
В зависимости от временной
организации: сплошное и выборочное.
В процессе сплошного наблюдения
ход событий фиксируется
В зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное наблюдение не имеет заданной программы и четких параметров.
С.Л.Рубинштейн В психологических исследованиях широко используется гакже самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.
Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. С.Л. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности экспериментального метода:
Исследователь сам вызывает изучаемое им явление — в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;
Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.
В психологии практикуются следующие виды экспериментального исследования:
Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. Недостатком этого вида исследования является трудность переноса результатов, полученных в эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность и абстрактность лабораторных условий существенно отличаются от условий жизнедеятельности человека;
Естественный эксперимент
снимает ограничения
Формирующий эксперимент
предполагает целенаправленное воздействие
на испытуемого в целях
констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.
Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:
Беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;
Тестирование —
психологическая диагностика, предполагающая
стандартизированные вопросы и
задачи. В психологии создано большое
количество специализированных тестов,
предназначенных для измерения
различных психических свойств
и качеств личности: тесты интеллекта,
способностей, достижений личности, проективные
и многие др. Их применение требует
профессиональной психологической
подготовки, так как непрофессиональное
тестирование может нанести вред
человеку. В настоящее время существует
также множество так называемых
популярных тестов. Как правило, они
публикуются в газетах, журналах,
доступной широкому читателю литературе.
Такие тесты не являются собственно
психологическим, профессиональным инструментарием
и предназначены для
Анализ продуктов
деятельности, основанный на общей
предпосылке о единстве внутренних
психических процессов и
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных о развитии психики, в психологии используются методы математической статистики, которые выступают как средства повышения надежности, объективности и точности получаемых результатов.
Структура современной психологии.
В настоящее время
психология представляет собой сложную
и разветвленную систему
Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий;
Во-вторых, развитие самой
науки, ее методов исследований позволяют
постоянно расширять горизонты
психологии- сегодня насчитывают
до ста отраслей психологии, которые
находятся на разных стадиях своего
развития и становления в качестве
самостоятельных научных
Особое положение
среди всех направлений занимает
общая психология, объединяющая различные
отрасли в целостное научное
знание. Изучая сущность и общие
закономерности возникновения, функционирования
и развития психики, она представляет
собой методологическую и теоретическую
основу всех психологических дисциплин.
Важное место в структуре
Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.
Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:
психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;
медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;
педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;
юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;
инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;
спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;
отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.
Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития:
возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе — ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;
сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;
психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.
Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества:
социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;
этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.
Даже упоминание небольшой
части развивающихся в
Место психологии в системе научного познания.