Лекция по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 23:28, лекция

Описание работы

Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Содержание работы

1 Психология как наука. Житейская, научная и практическая психология.
2 Научная и житейская психология. Методы психологии. Требования к тестам.
Подробно: Особенности психологии как науки

Файлы: 1 файл

1.docx

— 30.06 Кб (Скачать файл)

 

Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом  исследовании это значит, что психика  обусловлена образом жизни и  изменяется с изменением внешних  условий существования;

 

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;

 

принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

 

Уникальность психологической  науки обусловлена как предметом  научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать  изучаемые явления, но и объяснять  их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать  их дальнейшее развитие.

Методы психологии.

 

«Метод — это  путь познания, это способ, посредством  которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Учение о методе составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система  принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология психологического исследования мира представлена несколькими  уровнями. Базовым, создающим основу для всех последующих уровней, является философский уровень методологии, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Различные философские  системы предлагают свои объяснения мира и методы достижения истинного  знания. В психологии за всю истории  ее развития сложилось несколько  психологических направлений, школ и концепций, которые исходят  из разных философских позиций.

 

Второй уровень  методологии определяется общенаучными принципами, отражающими специфику  научного познания мира и науки как  особой сферы человеческой деятельности. Третий уровень составляют конкретно-научные  принципы психологии. Далее следуют  методы исследования, представляющие собой способы получения психологических  фактов и их интерпретации. Наконец, последний уровень методологии  представлен конкретными эмпирическими  методиками, с помощью которых  происходят сбор и обработка психологических  данных.

 

Современная психология обладает развернутой системой разнообразных  методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам  психологии относят наблюдение и  эксперимент.Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:

 

В зависимости от характера  взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что  позволяет получать целостное представление  о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и  установления каких-либо контактов  с теми, за кем ведется наблюдение;

 

В зависимости от позиции  наблюдателя: открытое и скрытое. В  первом случае исследователь открывает  для наблюдаемых свою роль — недостатком  такого наблюдения является скованность  в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что  за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;

 

В зависимости от характера  контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие  получать более объективные результаты: видео- или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;

 

В зависимости от условий  осуществления наблюдения: полевое  и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;

 

В зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим  и специально организованным; случайное  имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;

 

В зависимости от временной  организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь  избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;

 

В зависимости от упорядоченности  организации наблюдения: стандартизированное  и свободное. Стандартизированное  наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное  наблюдение не имеет заданной программы  и четких параметров.

 

С.Л.Рубинштейн В психологических исследованиях широко используется гакже самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.

 

Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность  для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением  метода экспериментального исследования она стала развиваться как  самостоятельная наука. С.Л. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности  экспериментального метода:

 

Исследователь сам  вызывает изучаемое им явление —  в отличие от наблюдения, при котором  наблюдатель не может активно  вмешиваться в ситуацию;

 

Экспериментатор может  варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

 

В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных  условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

 

Эксперимент позволяет  варьировать количественное соотношение  условий и осуществлять математическую обработку данных.

 

В психологии практикуются следующие виды экспериментального исследования:

 

Лабораторный эксперимент  проводится в специально создаваемых  и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях  используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность  получаемых данных. Недостатком этого  вида исследования является трудность  переноса результатов, полученных в  эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность  и абстрактность лабораторных условий  существенно отличаются от условий  жизнедеятельности человека;

 

Естественный эксперимент  снимает ограничения лабораторного  эксперимента. Основное достоинство  данного метода заключается в  сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизни людей принадлежит отечественному психологу Р.Лазурскому;

 

Формирующий эксперимент  предполагает целенаправленное воздействие  на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может  иметь обучающий и воспитывающий  характеры;

 

констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

 

Кроме вышеперечисленных  основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:

Беседа (интервью) —  получение информации в процессе непосредственного общения. Различают  интервью свободное, в котором отсутствует  четкий план беседы и имеется минимальная  регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;

 

Тестирование —  психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и  задачи. В психологии создано большое  количество специализированных тестов, предназначенных для измерения  различных психических свойств  и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные  и многие др. Их применение требует  профессиональной психологической  подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они  публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием  и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется;

 

Анализ продуктов  деятельности, основанный на общей  предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних  форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических  особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному  анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные  предметы и явления, нарисованные рисунки  и т.д. Особыми формами данного  метода являются графология, позволяющая  по особенностям и характеристикам  почерка человека составить психологический  портрет его личности, и контент-анализ, имеющий своей целью выявление  и оценку психологических характеристик  литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов. В психологии широко используется изучение результатов изобразительной  деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские  рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, к самому себе.

 

Кроме перечисленных  методов, предназначенных для сбора  первичных данных о развитии психики, в психологии используются методы математической статистики, которые выступают как  средства повышения надежности, объективности  и точности получаемых результатов.

 

Структура современной психологии.

 

В настоящее время  психология представляет собой сложную  и разветвленную систему направлений  научных исследований, структуру  которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры  психологии определено влиянием двух факторов:

 

Во-первых, усложняется  социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые  задачи и вопросы, ответы на которые  требуют тщательного изучения новых  психологических реалий;

 

Во-вторых, развитие самой  науки, ее методов исследований позволяют  постоянно расширять горизонты  психологии- сегодня насчитывают  до ста отраслей психологии, которые  находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

 

Особое положение  среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные  отрасли в целостное научное  знание. Изучая сущность и общие  закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую  основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических  знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся  процессы развития представлений о  природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

 

Отрасли психологии принято  квалифицировать по разным критериям.

 

Отрасли психологии, изучающие  психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;

 

медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;

 

педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;

 

юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;

 

инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;

 

спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;

 

отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

 

Отрасли психологии, изучающие  различные аспекты психического развития:

возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе — ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;

 

сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;

 

психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

 

Отрасли психологии, изучающие  отношения личности и общества:

социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;

 

этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.

 

Даже упоминание небольшой  части развивающихся в настоящее  время отраслей психологии позволяет  судить о том, насколько многогранна  эта наука. Вместе с тем психология представляет собой единую научную  дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст.

 

Место психологии в системе научного познания.

Информация о работе Лекция по «Психологии»