Конфликты между подростками и их родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 02:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности "внешнего" проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

Содержание работы

Введение 3
1. Конфликты между подростками и их родителями
1.1 Особенности подросткового возраста. Характеристика
взаимоотношений родителей с подростками. 9
1.2.Стратегии появления конфликта и выхода из него 17
1.3.Типы и суть конфликтов. Факторы влияющие на конфликт 31
Вывод по главе 36
2. Анализ результатов исследования 37 2.1. Выбор методов исследования и организация
проведения 37
2.2. Результаты и интерпретации по опросу
родительского отношения к детям 42
2.3. Результаты и интерпретация по опроснику Томаса 45
Вывод по главе 47
Заключение 49
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

29.  а) Я предлагаю среднюю  позицию.

       б)  Дума, что  не всегда стоит волноваться  из-за возникающих разногласий.

30  а) Я пытаюсь щадить чувства  другого.

      б) Я всегда занимаю  такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

Полученные результаты исследования данные соотносится с ключом, подсчитывается частота проявления каждого типа поведения.

 

Приложение 4

 

Ключ опросника

 

соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

     

А

б

2

 

б

а

   

3

а

     

б

4

   

а

 

б

5

 

а

 

Б

 

6

б

   

А

 

7

   

б

А

 

8

а

б

     

9

б

   

А

 

10

а

 

б

   

11

 

а

   

б

12

   

б

А

 

13

б

 

а

   

14

б

а

     

51

     

Б

а

16

б

     

а

17

а

   

Б

 

18

   

б

 

а

19

 

а

 

Б

 

20

 

а

б

   

21

б

     

а

22

б

 

а

   

23

 

а

 

Б

 

24

   

б

 

а

25

а

     

б

26

 

б

а

   

27

     

А

б

28

а

б

     

29

   

а

Б

 

30

 

б

   

а


 

 

 

 

 

Таблица шкал (образец заполнения)

 

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

 

1

     

2

     

1

 

3

1

       

4

 

1

     

5

   

1

   

6

   

1

   

7

1

       

8

 

1

     

9

   

1

   

10

 

1

     

11

   

1

   

12

         

13

         

14

         

15

         

16

         

17

         

18

         

19

         

20

         

21

         

22

         

23

         

24

         

25

         

26

         

27

         

28

         

29

         

30

         

Сумма

         

 

Количество баллов, набранных индивидом по  каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Список подростков

В исследовании принимало участие 30 человек, в возрасте 14 лет. Исследование проводилось в гимназии №6, Красноярска, Кировского района.

Ученики 9 класса

  1. Акимова Наташа – 14 лет
  2. Астахов Николай – 13 лет
  3. Быкова Надя – 14 лет
  4. Богдашин Никита – 14 лет
  5. Богатырев Женя – 14 лет
  6. Вербилова Наташа – 14 лет
  7. Головин Кирилл – 14 лет
  8. Гусева Надежда – 14 лет
  9. Данилишин Дима – 14 лет
  10. Дёмина Ира – 14 лет
  11. Деркач Костя – 14 лет
  12. Жабреева Алена – 14 лет
  13. Завьялова Карина – 14 лет
  14. Кодак Лена – 14 лет
  15. Круглов Данил – 14 лет
  16. Киреев Антон – 14 лет
  17. Литвяк Маша – 14 лет
  18. Мишина Таня – 14 лет
  19. Мишин Витя – 14 лет
  20. Мурзин Никита – 14 лет
  21. Мисуна Оксана – 14 лет
  22. Мухаметдьяров Руслан – 14 лет
  23. Овчар Юля – 14 лет
  24. Попова Юля – 14 лет
  25. Петухова Таня – 14 лет
  26. Тимошина Таня – 14 лет
  27. Тычко Лена – 14 лет
  28. Трофимова Катя – 14 лет
  29. Тюшнякова Наташа – 14 лет
  30. Языкова Юля – 14 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Список родителей

 

  1. Астахова Наталья
  2. Богдашина Галина
  3. Богатырева Наталья
  4. Вербилова Лидия
  5. Гусева Нина
  6. Головина Наталья
  7. Дёмина Мария
  8. Деркач Екатерина
  9. Завьялова Лидия
  10. Кодак Марина
  11. Литвяк Елена
  12. Мишина Надежда
  13. Мирзина Ирина
  14. Мисуна Юлия
  15. Мухометдьярова  Ирина
  16. ОвчарАндрей
  17. Попова Альбина
  18. Петухова Людмила
  19. Тимошина Екатерина
  20. Тычко Любовь
  21. Трофимова Елизавета
  22. Тюшняков Петр
  23. Языков Денис

 

 

 

Приложение 7

Рекомендации родителям

Подростковый возраст – время проверки членов семьи на социальную, личностную и  семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. Важно понимать, что так происходит отделение от родителей, противостоянием им.

Подросток может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми подросткового возраста.

    1. Родителям надо понимать, что с выросшими детьми общение должно строится по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
    2. Позиция подростка в семье в многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если ваш подросток будет ощущать вашу любовь к нему, внимание, ненавязчивость, то этот период жизни пройдет, скорее всего, гладко без срывов. И наоборот, если подросток будет ощущать заброшенность, ненужность, то появляется чёрствость, эгоизм, агрессия, по отношению к другим.
    3. Родители, вы может не принимать любимую вашим детям музыку, фильмы, моду, однако надо уважать вкусы ребенка, его выбор.
    4. Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык.
    5. Любите друг друга. Научитесь выражать свою любовь словами.
    6. Не выдвигайта ультиматумы, пробуйте договориться.
    7. Выбирайте компромиссные выходы из сложившихся конфликтных ситуаций.
    8. Не надо  в резкой и грубой форме выражать свое отношение по поводу друзей, ближнего окружения вашего ребенка, это породит негатив по отношению к вам, а не по отношению к его друзьям. Важно тактично, может, в форме совета высказывать свои отношения к близким для вашего ребенка людям.
    9. Старайтесь больше акцентировать внимание на удачах ребенка, чем на поражениях, это создаст у него чувство уверенности в себе, своих силах и возможностях.
    10. Когда ваш ребенок в депрессии или чем-то очень огорчен, - поддержите его.
    11. Проникнитесь проблемами своего ребенка, но не с высоты своего возраста, а с позиции возраста своего ребенка. Дайте ему понять, что вы понимаете и разделяете его переживания, но при этом уважайте и цените его таким, какой он есть.
    12. Почти все подростки проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они просто чувствуют себя беззащитными и неуверенными в этом большом и проблемном мире. Старайтесь помочь вашему сыну или дочери  в данной ситуации. Ненавязчиво расскажите о своих переживаниях в тринадцать – шестнадцать лет, ободрите ребенка и старайтесь не замечать его раздражение или отстраненности. Также иногда напоминайте подростку о своей любви,  не контролируйте его открыто и настойчиво.
    13. Не будьте назойливы и бестактны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение8

Рекомендации подросткам

  1. Не бойтесь задавать интересующие вас вопросы родителям, другим значимым взрослым (помните, что интересующий вас вопрос не обязательно должен быть задан в прямой форме, можно косвенно).
  2. Не бойтесь делиться своими проблемами, если невозможно поговорить с родителями, то позвоните по телефону доверия.
  3. Вы можете не принимать вкусы, интересы, потребности, ценности других, но вам следует научиться их уважать.
  4. Не закрывайтесь от родителей, так им будет сложнее вас понять, а непонимание может образовать «пропасть» в ваших отношениях.
  5. Не лишайте родителей информации о себе, им важен ваш контакт с ними, нехватка информации будет «достроена» и наверняка неправильно – это вновь родит непонимание. Родители будут беспокоится, и переживать за вашу жизнь.
  6. Вы не обязаны рассказывать все (меру искренности вы выбираете сами), но то, чем вы поделитесь, для родителей важно.
  7. Если родители резко осуждают ваше поведение, ваши отношения с определенными людьми, то осмыслите, какова основа таких оценок, быть может упреки действительно дельные. Если вы  не понимаете претензии родителей, то попробуйте объяснить им, почему вы так себя ведете, при этом важно, чтобы родители были готовы вас слушать.
  8. Попробуйте искать компромиссные выходы из конфликтных ситуаций
  9. Необходимо развивать коммуникативные способности не только с родственниками, но и с родителями.



Информация о работе Конфликты между подростками и их родителями