Конфликты между подростками и их родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 02:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности "внешнего" проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

Содержание работы

Введение 3
1. Конфликты между подростками и их родителями
1.1 Особенности подросткового возраста. Характеристика
взаимоотношений родителей с подростками. 9
1.2.Стратегии появления конфликта и выхода из него 17
1.3.Типы и суть конфликтов. Факторы влияющие на конфликт 31
Вывод по главе 36
2. Анализ результатов исследования 37 2.1. Выбор методов исследования и организация
проведения 37
2.2. Результаты и интерпретации по опросу
родительского отношения к детям 42
2.3. Результаты и интерпретация по опроснику Томаса 45
Вывод по главе 47
Заключение 49
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Вывод по главе

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, о том, что в ситуации конфликта подростки предпочитают стратегию соперничества, как способ регулирования конфликта, который выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другого.

Как показало экспериментальное исследование, родители проявляют разные стили воспитания по отношению к подросткам. Такими стилями чаще всего бывают: либеральный, демократический, авторитарный.

При каждом  из стилей своеобразно складываются межличностные отношения  между родителями и подростками, в зависимости от стиля воспитания.  Так при авторитарном стиле , возникают коммуникативные барьеры в общении, конфликты с подростками.

Авторитарное общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких разъяснений, ведется четко и неприветливо, основывается на запретах без снисхождения, угрозах. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, хвалят и ругают его «под настроение», а во взаимоотношениях тратится немало сил на  поддержание некой «дистанции».

 Выявлены у родителей разные  стили воспитания. В частности, при  авторитарном стиле воспитания, родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать подростку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия подростка сурово наказывают.

Интересы, увлечения, чувства ребенка кажутся родителю несерьезными. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха.

Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Авторитарный стиль воспитания, подразумевающий жестокое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости  подчинить ребенка дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком.

При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные  в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные – подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.

Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Подросток, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию.

Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. В действительности подросток сензитивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подростковый возраст является периодом жизни человека от детства до юности. Отрочество – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя, как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияния, и в первую очередь это относится к родительской  семье.

Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях у него возникают затруднения, в частности во взаимодействии родителей по отношению к подросткам.

Порой наблюдается слепое и безрассудное стремление опираться на формальную власть, авторитарность и принуждение; пренебрежение равноправным характером взаимоотношений с юностью;   отказ от создания благоприятного морально-психологического климата. Подросток  старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, ждет помощи со стороны взрослых.

 В современной психологии  стили семейных взаимоотношений  делятся на три основных: попустительских (либеральных), авторитарный, демократический.

Стиль взаимоотношений взрослых с детьми оказывается не просто средством поддерживания контакта с ними, а еще и своеобразным, но весьма действенным методом воспитания – воспитания взаимоотношениями. Происходит это, главным образом потому, что именно в общении со взрослыми юность больше всего и усваивает (точнее, закрепляет) все свои будущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми, которые в свою очередь определяет их психический склад и заканчивающие свое  формирование свойства личности.

Родители в жизни ребенка играют важную роль. Во-первых, они являются источником эмоционального тепла и поддержки. Во-вторых – властью, высшей инстанцией распорядителем благ. В-третьих – образом и примером для подражания. Ну, а в- четвертых – другом и советчиком.

Однако конфликтные отношения способствуют нежелательной эмансипации подростка в ответственный период становления моральных и социальных установок личности.

Конфликт, как правило, возникает при наличии противоречивых позиций сторон. Обычно он начинается с инцидента, когда одна из сторон начинает ущемлять интересы другой.

Конфликты представляет собой актуализировавшиеся противоречие, то есть воплощение во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Существуют пять основных стратегий выхода из конфликта: соперничество, компромисс, сотрудничество, избежание и приспособление.

Стратегия из конфликта представляет собой основную линию поведения участника на его заключительном этапе.

Наиболее часто конфликты у родителей возникает с детьми подросткового возраста. Подростки вырастают с чувством некоторого опасения перед взрослыми, потому что ощущают их критический настрой  и боятся непонимания.

Существуют разные причины возникновения конфликтов подростков с  родителями. Одной из  таких причин является некорректное обращение родителей со своим детьми, в частности, такой причиной является авторитарный стиль воспитания.

Уровень конфликтности также зависят от того, ориентирован ли подросток на сохранение связей с семьей или стремится к личной автономии и независимости.

Подростки вырастают с чувством некоторого опасения перед взрослыми, потому что ощущают их критический настрой и боятся непонимания.

Как показало исследование, родители проявляют разные стили воспитания по отношению к подросткам. Таким стилями чаще всего бывают: либеральный демократический, авторитарный.

При каждом из стилей своеобразно складываются межличностные отношения между родителями и подростками, в зависимости от стиля воспитания. Так при авторитарном стиле, возникают коммуникативные барьеры в общении, конфликты с подростками.

Авторитарное общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких разъяснений, ведется четко и неприветливо, основывается на запретах без снисхождения, угрозах. Чувств и эмоции другого в расчет не принимаются немало сил на поддержание некой «дистанции».

Стиль воспитания у родителей по отношению к подросткам является авторитарным. Он старается навязать подростку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия подростка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха.

Усвоение подростком нормы морали взрослых вступают в противоречие с нормальными морали послушания, одерживают над ним победу. Разрешенное противоречие делает детскую мораль неприемлемой для подростка. Отношение взрослого с подростком должны строиться на основе дружбы, сотрудничества, уважения, доверия и помощи. Главным в их отношениях должна быть общность интересов и сотрудничество в разных видах деятельности. Причем взрослый должен выступать как образец и друг, а подросток в положении равноправного помощника.

Выяснение причин конфликтов в общении взрослых с ребенком при его вступлении в подростковый возраст и последствий существования этих трудностей и конфликтов в подростковом  периоде ставит проблему необходимости соответствия  отношения взрослых уровню развития личности подростка. И правильное направление в развитии его социальной взрослости, а это, в свою очередь, ставит проблему динамики этих отношений внутри возрастного периода.

Эти проблемы особо остро встают в отношении подростков, но, очевидно, имеют существенное значение на протяжении всего детства. Для их решения необходимо детальное изучение разных типов и видов общения взрослого и ребенка и выяснения их функций в развитии личности. Без этого управлять процессом формировании личности ребенка невозможно.

Гипотеза о том, что авторитарный стиль поведения родителей является одной из причин возникновения конфликтов подростков с родителями, подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов  вузов. – 5-е изд. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 702с.

2. Алексеева О. А. Методологическое  введение в оснвы управления  конфликтами // Ядькар. – 2001. - №3.

3.Андреева Г, М, , А. И. Донцова Социальная психология в современном мире/ М.: Аспект Пресс,2002.

4.Андреева Г. М. Социальная психология. 4 – е изд. М.: Аспект Пресс, 2002

5. Анлриенко Е. В. Конструктивная сущность педагогического конфликта // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. Вып.4. – Новокузнецк: Изд-во

Ин-та П. К., 2000.

6. Артемьев И. Т., Иванов О, Г., Краснова Е. В. Моделирование конфликтных ситуаций // Мат. Модели и их применения: Сб. Вып. 2. – Чебоксары: Чуваш. Гос. Ун-т,2000.

7. Бабосов Е. М. Конфликтология. -  Минск, 2000.

8. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности  М: Аспект Пресс,2001.

9. Браун Дж., Кристенсен Д. теория  ипрактика семейной психотерапии. – СПб.: Питер,2001. – 325с.

10.Бурлачук Л. Ф, Морозов С. М, Словарь-справочник по психологической диагностики 2000

11. Венгер А.Л. Психическое развитее ребенка и процесс совместной деятельности.// Вопросы психологии№03.2001.

12. Волков Б. С. Психология подростка.-М.: Пед. Общество России,2001.

13. Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я. Захаров Д. К. Конфликтология. – М.,2000

14. Выготский Л. С. Психология. – М.: Изд-во «Эксмо-Пресс».2000.

15. Гамезо  М.В., Герасимова В. С. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М.: Педагогическое общество Росси, 2001.

16.Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. – Калуга, 2000.

17. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии. – СПБ.: Речь, 2002.

18. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПБ. :»Питер», 2001.

19. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. – М., 2000.

20. Дмитриева А. В. Конфликтология. – М. : Гардарика,2000.

21. Дробинская А. О. Школбные трудности «несчастных» детей. -2-е издание. –М.: Школа-Пресс,2001. -144с.

22. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. –СПБ.: Изд-во «Питер»,2000.

23.Зайцев А. К. Социальный конфликтю – М.: ACADEMIA, 2001

24. Козер Л. Завершение конфликта . Хрестоматия / Под ред. М. М. Лебедевой С. В. Устикина Д. М. Фельдмана. – М. – Н.  Новгород,2002

25. Козырев  Г. И. Введение в конфликтологию. –М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос»,2000.

26. Конфликтология. -  Ростов н /Д: Феникс,2000.

27. Крайг Г. Психология развития СПБ.,2000.

28. Кулагина И. Ю. , Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: 2004.

29. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПБ.,2000.

30. Леонов Н. И. Основы конфликтологии: Учебное пособие. – Ижевск,2000.

31. Линчевский Э. Э. Контакты и конфликты. -  М., Экономика,2000.

32. Мокщанцев Р. И, Психология переговоров. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение,2002.

33. Мухина В. С. Возростная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с.

34. Наш поблемный подросток: понять илоговориться. / Под ред. Л. А. Регуш. – СПБ., 2001

35. Обухова Л. Ф Возрастная психология. – М.: Пед. Об-во России, 2001.

36. Первин Л., Джон О. Психология личности/пер. с англ. М.,2000

37. Психология конфликта / Сост. И общая ред. Н. В. Гришиной. – СПб.: Питер,2001

38. Психология развития: Хрестоматия / Сост. И общ. Ред. Авт. Сотр. Кафедры психологии и развития и дифференциальной мсихологии. СПБ.: Питер, 2001. – 512с.

39. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Изд. Дом «БАХРАХ», 2000.

40. Райгородский Д, Я. Подросток и семья: Хрестоматия. – М., 2003.

41. Райс Ф. Психология подросткого и юношеского возраста. – СПБ.: Издательство « Питер», 2000 – 656с.

42. Скрипкина Т. П. Психология доверия. М: ACADEMIA,2000

43.Тарабаева В. Б.  Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями // Семейная психология и семейная психотерапияю – 1999. - №2. – с. 42-52.

44.Хеллингер Б. Порядки любви: Разрущение семейно-системных конфликтов к\и противоречий. – М.: Изд-во института псхотерапии,2001 -400с.

45. Христенко В. Е. Психология жертвы: Учебное пособие – Харьков: Консум,2001. – 256с.

46.Чалдин Р. Психология Влияния/Пер. с англ. СПБ.: Питер,2000

47. ЭкманП. Психология лжи/ Пер. с англ., М.,2000

48. Эльконин Б. Д. Психология развития. - м.: Изд-й центр «Академия», 2001.

49. шнейдер Л. Б.  Психология     семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭСКИМО-Прессс,2000 – 512с.

Информация о работе Конфликты между подростками и их родителями