Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:10, контрольная работа
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Введение………………………………………………………….………...…….3
Важность изучения конфликтных ситуаций ..…………………………..6
Причины возникновения конфликта ….……………………………......10
Сущность конфликта ..………………………………………………….16
Содержание, основные этапы развития конфликта................................20
Заключение или как использовать конфликт ..……………………….............23
Список литературы …………………………………….....................................27
Еще Будда сказал: «Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным».
Для того чтобы определить
сущность конфликта, участники конфликта
должны согласовать свои представления
о сложившейся ситуации и выработать определенную
стратегию поведения. Предполагается,
что их действия носят пошаговый характер,
разворачиваются в следующем направлении:
ШАГ 1. Определение основной проблемы.
На этом этапе необходимо четко уяснить
суть проблемы, приведшей к конфликту.
При этом очень важно чтобы противники
осознавали своеобразие видения проблемы:
как собственного, так и оппонента, имеющееся
здесь сходства различия.
ШАГ 2. Определение вторичных причин конфликта. Обычно они служат поводом для возникновения конфликта, часто затеняя истинную причину и затрудняя анализ. Поэтому вслед за уяснением основной проблемы целесообразно проанализировать собственное поведение на предмет выявления конфликтных его деталей.
ШАГ 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта. Он может быть выражен, в частности, следующими вопросами которые следует задать себе участникам конфликта: что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт; что мог бы для этого сделать мой партнер; каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?
ШАГ 4. Совместное решение
о выходе из конфликта. На этом этапе речь идет о выборе наиболее
подходящего способа разрешения конфликта,
вызывающее обоюдное удовлетворение соперников.
ШАГ 5. Реализация намеченного совместного
способа разрешения
конфликта. Здесь конфликтующим сторонам
очень важно, придерживаясь намеченной
стратегии действий, не вызвать необдуманным
словом, поспешным поведением каких-либо
сомнений друг у друга относительно искренности
выраженных ранее намерений разрешить
конфликт.
ШАГ 6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для
разрешения конфликта. На ее основании
проблема считается либо разрешенной,
либо делается вывод о необходимости работы
над ней, иногда вновь повторяя описанную
выше последовательность шагов.
Следует добавить, что пошаговое движение соперников в сторону разрешения конфликта невозможно вне одновременного действия таких элементов (факторов) данного процесса, как адекватность восприятия людьми происходящего, открытость их отношений и наличие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Критерии конфликта:
1) взаимозависимость
сторон, т. е. обе стороны зависят
друг от друга, активность
2) осознание ситуации
как конфликтной, т. е. одна
или обе стороны оценивают
чужие действия как
3) выбор стратегии
дальнейшего поведения: к
В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей.
Содержание, основные этапы развития конфликта
Было уже отмечено, что конфликт представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также еще и служит способом выявления и разрешения противоречий. В этой связи возникает вопрос: а что предшествует конфликту, каковы стадии его развития? Можно ответить, что предшествует ему объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Естественно, что посягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, - конфликтная ситуация.
Таким образом, конфликтная ситуация - это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.
Конфликтная ситуация может
складываться объективно, помимо воли
и желания будущих
Предмет конфликта - это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.
Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:
1) первый его участник
сознательно и активно
2) второй участник
сознает, что эти действия
3) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта. С этого момента можно считать, что он начался.
Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.
Перечень элементов конфликта:
1) два участника или две стороны конфликта;
2) взаимо-несовместимость ценностей и интересов сторон;
3) поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;
4) применение силы для влияния на другую сторону;
5) противопоставленность действий, поведения сторон;
6) стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;
7) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и прочие;
8) характер внешней среды, присутствует ли третье лицо.
Развитие конфликта обычно идет в следующей последовательности:
а) постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;
б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
в) повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечения в конфликт новых лиц;
г) нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта;
д) изменение отношения к проблемной ситуации и конфликта в целом.
Динамика развития конфликта:
Конфликт - такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник. Но обычно человек думает: «В конфликте виноват не я, а другой человек», «Я прав, а другой - не прав, он плохой», и каждый собирает вокруг себя союзников, чтобы доказать: «Я прав!». Так происходит расширение конфликта.
Окончание конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, а также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.
Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоречия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то возникает вопрос о его функции - положительной или отрицательной, плохой или хорошей. Другими словами, плохо это или хорошо, что происходит конфликт? С обыденной точки зрения здесь может быть дан только отрицательный ответ, потому что конфликт связан с такими явлениями, как бытовые ссоры и неурядицы, служебные неприятности, межнациональные, территориальные, общественно-политические противостояния и противоборства, связанные со страданиями и потерями. Отсюда и оценка конфликта в качестве явления нежелательного.
Но при более внимательном взгляде в существо этой проблемы вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой конфликт не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное. Ход рассуждений здесь примерно следующий. Да, конфликт это нежелательное явление, начинающее разъедать нормально функционирующую социальную систему, но в его ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в состояние баланса и стабильности, а также поддержания ее в устойчивом состоянии.
Наряду с этим существует также тенденция рассматривать конфликт не как отклонение от нормы, а как норму социальных отношений, нормальное состояние общества.
Заключение или как использовать конфликт.
Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явление большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и служащие должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.
Конфликт помогает отдельному
рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих
событий, он позволяет определить, что
нужно для развития и усовершенствования
всех сфер. Умение управлять конфликтом
может стать решающим для выживания коллектива
в целом.
Конфликт также ставит служащих перед
необходимостью постоянно общаться друг
с другом и знать друг о друге чуть больше.
Члены коллектива начинают лучше понимать
своих коллег, становятся более чувствительными
к проблемам других людей. Люди, наконец,
оценивают необходимость понимания норм
и желаний другого и невозможность быть
свободным от общества, живя в нем.
Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И служащие, и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других.
Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.
Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конструктивную функцию:
- конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;
- в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, «снятие», находятся средства предотвращения будущих конфликтов;
- конфликт - это определенное отрицание старых, «отживших» отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;
- в конфликте «изживается» внутренняя напряженность, «выплескиваются» агрессивные чувства;
- конфликт - способ самоутверждения личности, особенно у подростка конфликт - необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе;
- внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; так, исследование показало, что продуктивность творческой научной деятельности выше у конфликтных личностей;
- межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;
- необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.
К конфликтам следует относиться не только как к отрицательному и трудно разрешимому явлению, но и как к определенной возможности личностного, межличностного и организационного совершенствования. Конфликт может оказать неоценимую услугу подсказать, что нужно искать в себе и в каком направлении нужно менять самого себя. Конфликт может также указать, какие организационные барьеры мешают поступить правильно, и устранить их.
Процесс управления конфликтом во многом зависит от позиции, которую занимает руководитель, от его собственных интересов, а также от того, к каким средствам он прибегает, чтобы не допустить разрастания конфликта. Если менеджер «входит и управляет конфликтом» в начальной фазе, он разрешается на 92%; если на фазе подъема - на 46%, а на стадии пик - менее 5%, на стадии спада - около 20%, на стадии вторичный период роста - менее 7%, на стадии вторичный пик - менее 2%.