Юридическая психология как единая прикладная психологическая наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Юридическая психология как отрасль психологии, связанная с психологическим обеспечением правоохранительной деятельности, являясь сферой повседневной деятельности тысяч специалистов, имеет значительный научный потенциал и серьёзные перспективы для развития.

Содержание работы

Введение 3
1.Юридическая психология как единая прикладная психологическая наука 5
2. Схема изучения личности 8
3. Страдания: понятие, признаки страданий как особой формы переживаний человека 15
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 22

Файлы: 1 файл

Юридическая психология.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

- доминирующие  черты характера (кардинальные  черты, первичные черты, вторичные  черты).

7. Мотивация  поведения:

- доминирующие  потребности (физиологические потребности,  потребность в самосохранении, потребность  в принадлежности к социальной группе, потребность в уважении своей личности, потребность в самовыражении);

- ценности и установки:

а) личностные ценности (ориентация на самосовершенствование, на помощь другим людям, на определенную деятельность, на удовлетворение своих потребностей);

б) социальные ценности (ориентация на принятые в обществе моральные  нормы, обычаи, нравы, уважение правопорядка);

в) материальные ценности (деньги, вещи, собственность);

г) политические ценности (отношение  к демократии, политическим партиям, образу жизни в стране, политической жизни в стране, личные политические взгляды);

д) идейные ценности (мировоззрение, вера в бога, отношение к другим религиям и верующим и т. д.);

- интересы (увлечения и хобби, широта интересов, степень устойчивости интересов);

- идеалы (наличие идеала: человек, идея, поступок человека, литературный герой и т. д.).

8. Социальная адаптация:

- социальное окружение  (взаимоотношения со знакомыми  и друзьями, степень признания  со стороны окружающих, степень  связи с родственниками);

- восприятие социальной  ситуации (исходит из реальной  обстановки; в действиях преобладает логичность - нелогичность, адаптируется к ситуации быстро - медленно);

- самооценка (реальная или нереальная оценка своей социальной роли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность или неуверенность в себе),

9. Способности:

-общие способности (плавность и беглость речи, уровень оперирования цифрами, легкость запоминания, богатство воображения, полнота обобщений и т. д.);

-специальные способности (организаторские, педагогические и т. д.; способность

знакомиться, сближаться, влиять на людей, способность разбираться  в людях).

Сбор информации и оценка личности на базе данной «Схемы» осуществляются в процессе общения. Поэтому рассмотрим некоторые особенности этого процесса.

В процессе общения люди обмениваются знаниями, опытом, передают друг другу различную информацию, добиваются взаимопонимания, общности переживаний, достигают общности действий и намерений, определенного единства в отношениях к фактам, событиям, идеям, к другим людям и самим себе. Оценка личности при общении обычно производится на основе экспектации и эмпатии, которые функционируют в основном на подсознательном уровне2. Экспектация (ожидание) заключается в подсознательном формировании оценочного суждения о человеке. Наблюдающему нередко правильно представляется, что наблюдаемый что-то хочет предпринять. Происходит как бы предвосхищение поведения наблюдаемого лица. Такая способность появляется у людей в результате длительного общения друг с другом. Практикой установлено, что лица, постоянно находящиеся в общении, безошибочно предвосхищают поведение друг друга.

Эмпатия - это способность прочувствовать переживания другого человека. Процесс такого вчувствования обычно не осознается. Эмпатия дает людям возможность познавать у других людей многие невысказанные или скрываемые намерения. Способность людей к эмпатии, как и любая другая общая способность, зависит от специфических задатков и соответствующего воспитания.

Косвенно эмпатия позволяет судить, насколько собеседник мягок или суров, спокоен или постоянно напряжен, уверен или не уверен в себе и т. д. Все это дает возможность сделать предположение о том, как наш собеседник воспринимает жизнь, каково его физическое состояние, интеллект и т. п.

Наличие в психике  человека явления эмпатии должно нацеливать работника юридического труда на внимательное отношение  к нему, а также на развитие и  совершенствование своих способностей в этом плане. Эмпатия оказывает воздействие на другого человека с помощью движения, внешней и внутренней речи.

Так, если увлечься смыслом того, что рассказывает нам  собеседник, то можно понять, искренен или неискренен рассказчик. Некоторые натуры бывают очень чувствительны к подтексту речи других в определенные периоды.

Такой способностью, например, обладают шизоиды перед  обострением болезни (предшизофренический  период). Это также характерно для  чувствительных и творческих натур. Как и любую другую способность, эмпатию можно развивать специальными упражнениями.

Процесс оценки личности начинается с первого впечатления. Первое впечатление в своей основе представляет собой общее восприятие объекта. Люди в условиях первоначального контакта занимаются классификаций, пытаясь отнести собеседника к одному из знакомых им типов людей; другие составляют общее эмоциональное впечатление; третьи обосновывают свое представление о внутреннем мире другого по внешним проявлениям личности, причем уделяют внимание то содержанию речи партнера, то вглядываясь в его непроизвольные реакции; четвертые настолько верят своему первому впечатлению, что потом ни за что не желают от него отказаться; иные, кажется, абсолютно терпимы к любому изменению собственных представлений об окружающих; пятые верят исключительно собственному «прочтению» личности, в отличие от иных, которые допускают, что другие также что-то в человеке могут понять; шестые... седьмые...3 и т. д.

Таким образом, первое впечатление практически  не дифференцируется, оно обычно не выражено вербально и протекает на чувственном уровне.

 

3. Страдания: понятие,  признаки страданий как особой  формы переживаний человека

 

Страдания - это чувства, эмоция человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие, здоровье.

В психологии страдание  рассматривается как одна из фундаментальных эмоций, которая при всем своем негативном характере вместе с тем выполняет очень важную в биологическом и психологическом отношении функцию, сигнализируя человеку о воздействии на него неблагоприятных факторов и тем самым побуждая его принимать те или иные меры, направленные на устранение причин их возникновения.

По существу, страдание - самая первая эмоция, которую переживает человек, отторгаемый от матери в момент своего появления на свет.

 Этим, видимо, объясняется, что отчуждение человека (физическое или психологическое) на протяжении всей его последующей жизни является одной из распространенных причин страданий4..

Эмоциональный профиль страдания считается  одним из сложных, поскольку собственно страдание отдельно, в чистом виде наблюдается крайне редко.

Обычно страданию  сопутствуют: страх, напряженность (стресс), гнев, импульсивность, аффект, вина, стыд и другие негативные эмоции. Наиболее распространена связь страдания и страха, страдания и стресса.

Угроза реальная или мнимая (запугивание) совершить  то или иное преступление против личности может вызвать страх. Последний, действуя парализующим образом на волю субъекта, его мотивационную сферу (мотивацию достижения), способствует утрате смелости, активности, а, следовательно, приводит к нравственным страданиям. Все это способствует появлению эмоциональной напряженности, стресса.

Некоторые психологи  напрямую связывают страдание со стрессом, рассматривая страдание в качестве одной из форм эмоционального стресса, его характерного признака. С другой стороны, глубокий эмоциональный стресс (дистресс), особенно достигший своей третьей стадии (истощения), а также различные виды посттравматического стрессового расстройства могут вызывать и нравственные, и физические страдания.

Весьма тесная взаимосвязь существует между страданиями  и эмоциями гнева, аффекта. Страдание, по мнению ряда психологов, является своего рода внутренним возбудителем гнева, а затем и агрессии, что можно наблюдать при развитии аффекта с его разрушительной второй стадией эмоционального «взрыва» (фаза кульминации).

Поэтому установление у субъекта с помощью судебно-психологической экспертизы сильного эмоционального стресса, аффекта может служить подтверждением, доказательством того, что тот действительно пережил и страдания5.

Характерными признаками страдания, которые могут быть установлены и доказаны в суде, являются следующие: внешне страдающий человек выглядит печальным, отрешенным от происходящих событий, оторванным от людей; испытывает одиночество, изолированность особенно от тех, кто заботится о нем; чувствует себя неудачником, несчастным, потерпевшим поражение, неспособным к достижению прежних успехов; уныние, упадок духа, мысли о своей профессиональной некомпетентности, об утрате смысла жизни все чаще посещают его; понижается и общий физический тонус, появляются сопутствующие этому различного рода функциональные расстройства, нарушаются сон, аппетит и т.д. Подмечено, что глубина страданий, равно как и стресса, во многом зависит не только от того, что произошло, но и в не меньшей мере от нашего отношения к этому.

Переживаемые  человеком страдания отрицательно отражаются на его профессиональной деятельности, познавательной активности, что обычно не остается без внимания со стороны его ближайшего окружения.

В законе упоминаются  две разновидности данного класса эмоций: страдания нравственные и страдания физические. 

Понятие «нравственность» и производное от него прилагательное «нравственный» имеют несколько смысловых оттенков.

Прежде всего  «нравственность - это правила, определяющие поведение человека в обществе. Кроме того, в понятие нравственности вкладываются «духовные, душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение»'6.

Понятие «нравственный» употребляется не только по отношению  к человеку, соблюдающему требования нравственности, но и как прилагательное, характеризующее то или иное явление, «относящееся к внутренней, духовной жизни человека».

 С этой  точки зрения нравственные (душевные) страдания человека напрямую связаны с его личностными, глубинными структурами, которые подвергаются посягательствам, что и вызывает у него столь сильную ответную эмоциональную реакцию в виде отрицательных переживаний, называемых страданиями.

Поскольку с  помощью понятий «личность», «личностный» раскрывается включенность человека в общественные отношения, его социальная сущность, его положение в обществе, есть все основания полагать, что источником нравственных страданий субъекта нередко являются, прежде всего, посягательства на его социальный статус, авторитет, честь и достоинство, личностные убеждения, на его самооценку, положение, место в обществе, сложившуюся систему его межличностных отношений.

Все это, безусловно, связано с правами человека и  его свободами, гарантированными Конституцией РФ. Поэтому посягательства на его  неприкосновенность, свободы, мировоззрение, ценностные ориентации, т.е. на все то, что позволяет ему быть личностью, могут вызывать нравственные (душевные) страдания.

Например, принудительное лишение глубоко верующего человека возможности принимать участие  в отправлении им тех или иных религиозных обрядов, его принуждение выполнять действия, противоречащие его религиозным взглядам и убеждениям, несомненно, посягают на его мировоззрение, ценностные ориентации, личностные установки, свободу совести (ст. 28 Конституции РФ)7 и вследствие этого не могут не вызывать у него ответной негативной реакции, неприятных переживаний в виде нравственных, душевных страданий. Лица, виновные в этом, представляется, должны по закону компенсировать причиненный своими противоправными действиями моральный вред его личности.

Моральный вред также может выражаться, как подчеркивается в упомянутом постановлении Пленума  Верховного Суда РФ № 10, в нравственных переживаниях, страданиях человека, связанных «с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав».

В отличие от нравственных физические страдания связаны с причинением человеку физической боли, мучений, всегда сопутствующих нанесению телесных повреждений, различного рода увечий, с истязаниями, с заражением какой-либо инфекцией, с заболеванием, которое может быть результатом, в том числе и перенесенных нравственных страданий.

При определении  размера компенсации морального вреда суды должны учитывать «степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред» (ст. 151 ГК РФ)8, а также выяснять, «чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены»9.

С учетом этих требований судом могут быть признаны в качестве доказательств, подтверждающих факт причинения лицу физических страданий, различного рода медицинские документы, в которых отражены полученные им телесные повреждения, перенесенные заболевания, функциональные, психосоматические расстройства, его жалобы на самочувствие, а также характер оказанной ему медицинской помощи.

Существенно дополнить эту картину могут показания свидетелей, общавшихся с потерпевшим, относительно его внешних, поведенческих признаков, того, что он им говорил о своих переживаниях. Так же подробно следует допросить самого пострадавшего о его ощущениях, мыслях, которые у него были в интересующий период. В некоторых особо сложных случаях потерпевший может быть направлен на дополнительное медицинское обследование либо на судебно-медицинскую экспертизу.

Информация о работе Юридическая психология как единая прикладная психологическая наука